Драгоценные камни добываемые в карелии. Ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные камни (аметист,беломорит,гранат, корунд, пегматит графический). Карельский камень. История его использования

К парадоксальным выводам пришли ученые, изучающие возможность существования параллельных форм жизни на нашей планете. По их словам самые обычные на вид булыжники и валуны могут быть старыми и молодыми, делать вдох и выдох, длящийся по нескольку недель и даже самостоятельно передвигаться.

Не исключено, что в ближайшие годы ученые смогут заявить, что камни обладают и собственным сознанием. Ведь, истории о «гуляющих камнях» давно уже заполнили страницы научно-популярных изданий всего мира.

Поистине потрясающее открытие во время научной экспедиции сделали исследователи Карелии, они обнаружили уже не просто «гуляющий» или «исполняющий желания» валун, а … «поющий». Руководитель экспедиции вице-президент КРО «Расея» Алексей Попов любезно поделился с «Национальным Географическим Обществом» материалами своего открытия.

Карелия – край чудес

В массовом сознании рядового россиянина республика Карелия с каждым годом постепенно становится тем, чем была в свое время Лапландия для жителей Европы – далекой, полусказочной страной, на территории которой возможны любые чудеса. Поэтому для жителей России этот край полон поистине мистического очарования. Прежде всего, это связано с уникальностью исторического развития Карелии, ассоциируемого с ее «гиперборейским прошлым».

В наследство жители республики получили древнее Знание, закодированное в многочисленных мегалитических памятниках, которыми буквально наполнена карельская земля. Необходимо также отметить, что серьезных, глубинных исследований Карелии проводилось крайне мало. Своеобразие Карелии заключается еще и в том, что в отличие от большинства российских регионов, достопримечательности которых сегодня хорошо изучены, описаны, пронумерованы и каталогизированы, этот край все еще может подарить исследователям новые открытия и находки. Причем самые неожиданные!

Так в народной памяти до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «камнях-идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом. Большую коллекцию этих легенд собрал в свое время известный журналист Карельского радио Николай Исаев но, к сожалению, его уже нет среди нас. Среди собранных им преданий выделялось одно – «где-то в карельской глуши есть большой валун, древний, как сама земля.

И стоит тот валун на скале посреди болот. И поставили тот валун наши предки таким образом, что днем и ночью «поет» он только ему понятные мелодии, но придет к нему человек с добрыми мыслями и светлым сердцем, и поможет ему камень и подскажет, как быть, и снимет боль и усталость, и даст ему защиту от зверя лесного и страхов ночных».

Легенда или быль?

Поведал эту легенду Николаю Исаеву один из старожилов небольшой деревеньки Ушково, которая стояла на берегу карельской реки Охта. Поначалу Алексей Попов решил, что это лишь красивая сказка, тем более, что искать одинокую глыбу посреди бескрайних болот, дело прямо скажем не благодарное. Но, в конце концов, исследователь решил попытать счастья и после долгих поисков члены экспедиции вышли к небольшой скалистой возвышенности, поднявшись на которую, на самой ее вершине они увидели камень-сейд, установленный на своеобразную плоскую каменную подпорку.

Хотя вернее было бы сказать не «увидели», а именно «услышали» — камень и вправду «пел»! Правда, это был, конечно, не человеческий голос. Сильный ветер прорывался сквозь узкую щель между плоской вершиной скалы и нижней частью камня благодаря той самой каменной подпорке, которую путешественники увидели, как только подошли ближе. Ощущение было незабываемое.

Звуки оказались очень мелодичными; иногда они напоминали маршевую многоголосицу оркестра, а иногда – выводимую одиноким путником где-то высоко в горах задушевную мелодию свирели. Все зависело от силы ветра и, что самое невероятное, от положения камня, который иногда менял свое положение, раскачиваясь вперед-назад, вправо-влево.

Другими словами, плоская каменная подставка необходима была не только для того, чтобы сделать специальный «зазор» между вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникали звуки, но и выступала в качестве своеобразного «шарнира». Камень как бы балансировал на этой подставке, что наблюдалось даже невооруженным глазом. Это происходило и в моменты полного отсутствия ветра, хотя Алексей Попов прекрасно понимал, что никакой ветер не в состоянии покачнуть монолит подобных размеров.

При исследовании камня, у исследователей создалось совершенно определенное впечатление о «рукотворности» данной «композиции». Вокруг камня возвышались деревья и кустарники, и только в одном направлении открывался естественный проход, не заросший деревьями, который давал возможность свободного движения ветру.

В эту-то сторону и был ориентирован камень. Вокруг камня члены экспедиции увидели идеально утоптанную площадку, хотя каких-либо свежих следов они так и не обнаружили. Видимо, кто-то приходил к этому камню издревле. Но зачем? Какие ритуально-магические обряды совершались здесь – об этом можно было только догадываться.

Причем, несмотря на то, что каждый ритуальный валун уникален, у «поющего валуна» Карелии есть «родственники». В далеком 1972 году экспедицией Карельского Филиала Академии Наук СССР, которой руководил археолог А.П. Журавлев, на Колгострове в Онежском озере была сделана находка камня-валуна, который также обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук, но не от дуновения ветра, а при ударе о его верхнюю часть небольшого булыжника.

Этот валун, кстати, до сих пор известен в местной традиции как «Звонкой» камень. Когда ученые обследовали этот камень, который представляет собой природный валун размером 1,5×0,75×0,67 метров, то обнаружили, что верхняя его часть имеет ярко выраженные следы многочисленных ударов. А такой необычный акустический эффект камню придает трещина на верхней части, образующая резонирующую полость. Позднее камнем заинтересовались даже специалисты Петрозаводской консерватории.

Изучив мелодичные свойства «Звонкого» камня, музыканты выдвинули гипотезу, что его вполне можно использовать в качестве самозвучащего инструмента литофона. Причем «Звонкий» камень в местной традиции до сих пор сохраняет свое культовое назначение. Считается, что звук, издаваемый камнем, снимает у человека боль, приводит в равновесие его психические и духовные силы. А обнаруженные в расщелине «Звонкого» камня фрагменты асбестовой керамики, позволяют предполагать использование его в качестве культового объекта еще в позднем энеолите — конце 3 — начале 2 тыс. до н.э. древнесаамским населением, проживавшим в этих краях.

Пытаясь понять исток поклонения культовым, в том числе поющим камням среди местного населения Алексей Попов выяснил, что благодаря своей кристаллической структуре, валуны обладают свойствами аккумулятора. Если нагревать камень, в нем накапливается тепло: он его сохраняет и затем медленно отдает. Но он может накапливать не только тепло, но и природные магнетизм и вибрации.

У северных народов, в том числе древних саамов и корел, бытовало устойчивое представление о том, что камни поглощают энергию из окружающей среды и возвращают ее тем, кто им поклоняется. В поверьях саамов до сих пор сохранились отголоски древних знаний о жизненной силе камней. Эта традиция почитания камней, независимо от смены религиозных форм, жива и поныне, особенно в карельской глубинке.

Почему возвращаюсь к этой теме? Приятель попросил за зиму проработать вопрос, где можно погулять в поисках золота. В этом году у него возникло желание прогуляться по Забайкалью. Он меня сориентировал по месту своего проживания. Предложил ему маршрут. Он приехал в гости к знакомым. Естественно за столом в беседе показывает маршрут. Хозяин начинает смеяться. Куда уходит и возвращается с документами. Разворачивает и показывает их гостю. Маршрут проложенный мной лежит точно по месторождению, которое только что приобрел хозяин. Так уж совпал маршрут, но сидя за компьютером не знаешь на какой глубине лежит золото. А золото на этом месторождении лежит под шестиметровым слоем торфов. Хоть и красиво было мной отрисовано, но я и понятия не имел на какой глубине лежит золото. Так что и в этой статье может получиться так же. Покажу места, но не укажу глубину залегания. Так что извините. Я ведь просто рассуждаю где может быть, а те кто будет искать должен принимать решение самостоятельно.
Для начала посмотрим на разрез.

На данной картинке очень хорошо видно, что четвертичные отложения перекрывают более ранние отложения слоем в 50-100 метров. Тем более слои совершенно различные. Можно видеть морские отложения и эоловые. Тут же они перекрываются аллювиальными, которые в свою очередь накрыты ледниково-озерными и перекрыты уже какими то современными техногенными отложениями типа лесозаготовок. Самая нижняя широкая полоса это дочетвертичные отложения, т.е. фактически плотик. Что то искать в таком винегрете почти не реально. Или?
А тут в соцсетях на днях спрашивают - Можно ли найти золото в Карелии? Ответ конечно же можно. Как подойти к данному вопросу? Точнее к его ответу. Если кто то живет в Карелии просто идет до ближайшего ручейка или речки. А там уже обычным способом делается опробование. Все те ручейки, что рядышком надо обойти с лотком и разведочным шлюзом. Вполне возможно ледник где то и выгрузил золоторудную жилу, а водные потоки перемыли ее. В таком наслоении четвертичных отложений нет никакой системности. Искать придется по принципу поиска в Московской области. На удачу. В центре Москвы нашли самородковое золото общим весом в 700 грамм. Просто копали яму и вот они куски кварца с золотом. Только на удачу. Другой вариант маловероятен. Я не имею ввиду геологические изыскания. У них методы и возможности иные. Старатель может надеяться только на себя и на свои руки.
Первый ледниковый период начался 600 000 лет тому назад. Тогда впервые сползающий лед ломал скалы и тащил глыбовый материал вниз на юг по склону огромной горы. Максимальная высота ледяной горы была 4 км. Естественно такой бульдозер и каток ломал и крушил все на своем пути, а после закатывал как асфальтоукладчик. И это была не зима к которой мы привыкли сейчас - шесть месяцев. Ледниковые периоды продолжались тысячелетиями. А их всего было четыре. Последний закончился 10 000 лет тому назад. В настоящее время мы фактически еще живем весной последнего оледенения.
Что бы хоть как то представить что творилось во времена движения льда посмотрим на картинку движения льда во времена последнего оледенения.

Это то что увидели ученые на поверхности сейчас. Как двигался лед в предыдущие оледенения никто не скажет. Даже если мы знаем где выходила золоторудная жилы мы никогда не угадаем куда ее притащило и в каком состоянии. Какие водные потоки ее перемывали и куда был снос?
Рассмотрим карту четвертичных отложений.

Мы видим на карте отмечена погребенная речная долина. Она перекрыта флювиогляциальными отложениями толщиной до 20 метров. Лопатой старателя до плотика не докопаться. Хотя золото на плотике точно лежит. В каком количестве? Не знаю. Можно пройти по современному руслу, но не думаю что на верху что то есть. Все просело. Вода и при том не малая текла много лет. Обратите внимание на верхнюю часть погребенного русла. Оранжевым овалом обвел два фиолетовых пятна. Фиолетовые пятна это дочетвертичные отложения, т.е. по простому скальник. Эти торчащие скалы работали во времена таяния ледника как валуны в современных ручьях. И если мы почитаем учебники по поиску золота то увидим, что золото концентрируется перед валунами и за ними. А так как в нашем примере это не валуны, а скальная порода, то можно представить что туда могло притащить за четыре ледниковых периода или за 600 000 лет.
Посмотрим на современную карту.

Фиолетовым нарисовал дочетвертичные отложения. Красный овал это пороги. Пороги, которые не сломал ледник. А что покажут Яндекс карты?

Как раз перед порогами должны быть наносы. Да и весь этот полуостров как обычная речная коса. Вспомним, что в древние времена здесь тек поток воды во много раз поболее сегодняшнего.
Я еще раз обращаю ваше внимание. Я не утверждаю, что здесь лежит золото. Просто я рассуждаю где оно может быть.

Цитата сообщения

Арина: давно не читала таких добротно сделанных статей о Карелии! Очень интересно и возможно и вы сможете найти новое для себя


Места силы Карелии-1

Карелия в глазах большинства россиян - страна озер, порожистых рек, сосновых лесов. Но все чаще ее связывают с легендарной Шамбалой - родиной ариев и их умением управлять силой Земли.

В 1808 году немецкий философ и филолог Фридрих Шлегель первым написал, что много тысяч лет существовал пранарод, родиной которого были Гималаи. Этот народ захватил Индию, Персию, всю Европу и создал великие древние цивилизации. И именно Фридрих Шлегель дал ему имя «арийцы», что на санскрите означает «благородные».

Прошло столетие, и в начале ХХ века «арийская теория» совершила крутой поворот. Немецкие ученые стали доказывать, что Шлегель ошибся: не индоевропейские языки пришли из Индии, а наоборот, североевропейские в Индию. Поэтому родиной ариев являются не Гималаи, а Скандинавия и Северная Германия. Народ же, проживающий здесь, более правильно именовать «нордической расой»


Проверка «нордической гипотезы»

Эта «нордическая гипотеза» стала теоретической основой для германского общества «Наследие предков» или «Аненербе», которое до Второй мировой войны и во время нее организовало несколько экспедиций в Гренландию, Скандинавию, прибалтийские страны — Литву, Латвию, Эстонию.

Одновременно сотрудники «Аненербе» (их трудно назвать учеными) грабили музеи и библиотеки на оккупированных территориях Польши, Франции, Югославии, СССР, выискивая в них доказательства нордической теории.

Не пропустили «Аненербе» и Карелию. Здесь, в лесу под Кестеньгой, был найден медальон эсэсовца дивизии «Мертвая голова». Офицеры и солдаты этой элитной германской дивизии использовались в карательных операциях против партизан и на наиболее важных участках фронта - под Сталинградом и на Курской дуге. Но в Карелии боев не было и карательных операций не проводилось.

Чем же занимались представители отборной части СС в безлюдных лесах?

Разобраться в причинах появления эсэсовцев в Карелии попытался поисковый отряд «За Родину», руководимый Виктором Комковым. Отряд обнаружил у Елетьозера, на месте, не имеющем особого военного значения, две мощные линии обороны.

Первую занимал норвежский добровольческий лыжный батальон дивизии СС «Норд». За ним на сопках Хассельман и Капролат была еще одна линия обороны. Здесь в бой с красноармейцами вступили горные егеря дивизии СС. Если СС можно назвать элитой немецкой армии, то горные егеря СС были элитой в элите.

Возникают два вопроса. Первый: что делали отборные части CC на спокойном Карельском фронте долгое время? Ведь закопаться в землю и держать оборону вполне могли и резервисты.

Второй: почему в конце войны, в 1944 году, немецкие войска предприняли ряд отчаянных контратак, чтобы прорваться к егерям, окруженным у Елетьозера? Контратаки были очень серьезные. Немцы шли на прорыв напрямую, в лобовую атаку да еще через минное поле. Ради чего или ради кого приносились в жертву немецкие солдаты?

У Елетьозера был найден большой блиндажный городок. Под Кестеньгой были построены пилорамы, электростанции. Электророзетки были даже в траншеях, не говоря о блиндажах, и солдаты могли включать там свет.

Блиндажный городок в лесах больше подходил не для обороны, а для проживания ученых. В одном из них была найдена эсэсовская шпага, которую носили высокие чины СС. Их использовали только для магических ритуалов.

В результате обследований, проведенных в ближайших от блиндажей окрестностях одним из поисковых отрядов, были найдены три пещеры. Проникнуть в них не удалось — входы были аккуратно обрушены взрывами. Что там хранилось и какие работы в них велись, исследователям узнать не удалось.

Зато от местных жителей стало известно, что где-то в окрестных лесах есть так называемые места силы, около которых карельские колдуны совершали до революции свои таинственные обряды.

Золотая чаша викингов

Карелия не случайно привлекла сотрудников «Аненербе». Еще раньше здесь побывали исследователи из спецотдела при ВЧК-ОГПУ, руководимого Глебом Бокием. Об одной из экспедиций на Кольский полуостров, возглавляемой заведующим лабораторией нейроэнергетики Александром Барченко, закончившейся открытием Северной Шамбалы, известно, наверное, многим.

Но в последнее время в СМИ все чаще стала появляться информация о том, что Барченко в поисках сокрытых древних знаний проводил свои исследования и в Карелии, которую считал «территорией древнего магического Знания».

Существовала легенда, что именно здесь находится подземный храм богини Юмаллы, где хранится так называемая «Золотая чаша викингов», обладающая огромной магической силой.

Еще раньше, чем работники отдела Глеба Бокия и сотрудники «Аненербе», пытались найти в Карелии «Золотую чашу» российские мистики. По мнению современных исследователей, неожиданная поездка знаменитого художника и мистика Николая Рериха в Сердоболь, ныне Сортовала, в начале ХХ века была связана именно с поисками этой легендарной чащи.

В Петрограде Николай Рерих не только рисовал свои удивительные картины, посвященные древней истории Руси, но и серьезно занимался археологией. О возможном месте, где была спрятана легендарная чаша, он мог узнать из секретных документов, хранившихся у его отца Константина Федоровича Рериха, являвшегося одним из руководителей петербургских масонов. Высший знак розенкрейцера, принадлежавший Константину Федоровичу, хранится сейчас в Государственном музее Востока.

Но вернемся к экспедиции сотрудников «Аненербе» к Карелии. Исследователь Кольского полуострова и Карелии Владислав Трошин обнаружил материалы, свидетельствующие о том, что гитлеровцы, используя так называемые «места силы», часто встречающиеся в этом регионе, пытались разработать так называемое «сейд-оружие».

Сейды, по понятиям саами, аборигенов Карелии, это естественные или созданные рукой человека сооружения, состоящие из крупного валуна, поставленного на несколько мелких камней. В сейде живет «дух», почитаемый саами. С помощью специальных ритуалов можно заставит его выполнять совершенно невероятные с точки зрения современной науки задачи.

Ученые «Аненербе» догадались о назначении сейдов. Их целью стала попытка направить силу сейдов Кольского полуострова на Великобританию, чтобы вызвать там локальный катаклизм. Время должно было сжаться, превратив британцев в немощных, истлевающих стариков.

Разрабатывалась также и возможность использования силы сейдов для создания локального землетрясения в пределах фронтовой полосы. Это не является столь уж невероятной задачей. Если сравнить карты Карелии в годы войны с расположением новейших геологических разломов, то получается любопытная картина: линия фронта три года проходила именно по ним.

А разломы - это практически всегда аномальная зона, по которой идет разгрузка энергии, постоянно выделяющейся ядром Земли. Целенаправленно управляя этим процессом с помощью сейдов, можно разрушить самые надежные укрепления или остановить мощную танковую атаку.

Священные валуны

Побывал на Кольском полуостров и в Карелии известный своими поисками «мест силы» в Гималаях профессор Эрнст Мулдашев. Руководимая им экспедиция обнаружила там несколько источников мощной энергии, которая давала нойдам-шаманам власть над толпами людей.

По словам ученого, нойды сегодня почти исчезли, а вот объекты, через которые они колдовали, - сейды, во множестве имеются на полуострове. Сейды, как правило, установлены на плоских камнях, находящихся на вершинах гор. Порой диву даешься, как туда смогли занести огромный камень. Причем ни один сейд по облику не повторяет другой.

Заинтересовался профессор легендами и сказками саамов-лопарей, в которых фигурируют сейды. Из них явствует, что их создают духи вместе с существами подземного мира - чахкли. Нойды иногда просят духов создать сейд, чтобы было легче колдовать. Слово «сейд» с саамского языка переводится как «священный».

Мулдашев, объясняя происхождение сейдов, привел слова гениального русского ученого Николая Козырева, сказавшего, что время есть самая мощная энергия во Вселенной. Тогда вполне логично предположить, что сейды создаются для тех существ, кто способен пользоваться энергией времени, или так называемой «каменной силой».

Сейды Кольского полуострова изучала и группа ученых из Санкт-Петербурга под руководством Василия Волкова. Она обнаружила явление, необъяснимое с точки зрения современной физики. Оказалось, что сейд периодически меняет радиационный фон вокруг себя, то повышая, то понижая его.

Участвовавшая в работе этой группы Марина Карелина, обладающая экстрасенсорными способностями, сделала очень интересное наблюдение. Энергия сейда усиливается во время ритуальных жертвоприношений саамов. Карелиной удалось совершить еще одно открытие - энергия одного сейда течет к другому, третьему и так далее, образуя подобие энергетической сети.

Обратил внимание Волков и на то, что многие сейды «выглядят так, как будто их сделали только вчера. Старых сейдов мало, такое ощущение, что их периодически «ремонтируют».

Подводя итоги экспедиции, ее руководитель сделал вывод, что сейды - это сооружения некогда существовавшей мегалитической культуры. Следы ее раскиданы по всему миру - это дольмены Кавказа и острова Крит, мегалитические круги на Алтае и в Монголии, мегалитические блоки в Ливане и Египте, мегалитические храмы Сирии.

Так что же охраняли элитные войска СС в лесах Карелии? Добрался ли Николай Рерих до подземного храма богини Юмаллы и хранившейся в нем «Золотой чаши»? Нашел ли Александр Барченко «территорию древнего магического Знания»? Может быть, все эти три вопроса имеют один ответ, связанный с древней мудростью ариев…

Белое море

Карелия, как и Русский Север в целом, — это край, полный неразгаданных тайн и удивительных загадок. Разгадать их — значит понять наше прошлое и настоящее. Величие и историческое бессмертие народа определяются духовной культурой, которую представители даже самых малочисленных этносов сумели сохранить и донести до своих потомков. Разве духовная культура древних народов, издавна проживавших на огромной территории современной Карелии, менее древняя, чем культура любого из западно-европейских народов? Разве карело-финский эпос "Калевала" менее поэтичен, чем скандинавская "Эдда", французская "Песнь о Роланде" или германские "Нибелунги"?

Земной рай

В 1916 году Николай Константинович Рерих — выдающийся художник и мыслитель — прибывает в город Сердоболь, нынешний Сортавала. Это была уже не первая поездка Рериха в Финляндию и Карелию. Интерес Рериха к Северу был неотделим от его интереса к прошлому России, к ее истории. Он живо интересовался изучением древнего магического Знания, существование которого в стародавние времена связывалось с северными территориями. Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих русских книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно сравнить разве что с земным раем, сохранившаяся в народной памяти под именем Беловодье. Беловодье — не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в своем образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной стране и пытался отыскать Рерих на Севере.

Он занимался серьезным изучением северных преданий, легенд, вел научные исследования, рисовал. Результатом его изысканий явилось представление о существовании древней духовной традиции в виде единой и неразрывной цепи, начало которой — на Севере, а конец — на Востоке, в Тибете и Гималаях. И Николай Рерих отправился в экспедицию на Алтай и Тибет, чтобы уже там продолжить свои исследования. "В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье", — писал Н. Рерих в своей книге-дневнике "Алтай — Гималаи".

А в одной из легенд, которую свято хранили старообрядцы "Выговского общежительства", прямо говорится, что Беловодье расположено близ озера Лопон. Этого озера нет на географических картах. Но "лопь" — древнерусское название коренного населения Карелии и Кольского полуострова — саамов. От слова "лопь" ведет свое наименование и так хорошо знакомая Лапландия. Так, может, и само Беловодье где-то совсем рядом?

Массовый гипноз

В 1921 году была организована первая научная экспедиция на Кольский полуостров. Эта экспедиция проводилась под личным контролем Дзержинского, а возглавлял ее профессор Александр Васильевич Барченко, действовавший с мандатом Института изучения мозга и с личного благословения академика Бехтерева. А.В.Барченко, обладавший экстрасенсорными способностями, был привлечен к работе в органах советской госбезопасности, где возглавлял сверхсекретную лабораторию оккультного направления. Целью экспедиции являлся поиск остатков древних цивилизаций, которые, согласно концепции А.В. Барченко, владели универсальным Знанием, включавшим в себя знание иных источников энергии и действенных средств психического воздействия на людей. А.В. Барченко предполагал, что эти знания не исчезли бесследно, а сохранились в закодированной форме в мегалитических памятниках, легендах, преданиях и их можно отыскать и расшифровать. Интересны его исследования ряда мест в Мурманской области, в которых люди впадали в необычное состояние, похожее на массовый психоз, получившее наименование "меряченья".Обычно оно проявлялось во время проведения магических ритуалов (по официальным источникам — далеко не редких даже в конце XIX столетия), но могло возникать и спонтанно. В такие моменты люди начинали повторять движения друг друга, безоговорочно выполнять различные команды и пр. Пользуясь современной терминологией, вполне можно назвать это "зомбированием".

Эффект "меряченья" — это, в сущности, эффект массового и целенаправленного гипнотического воздействия, источник которого науке совершенно неизвестен. Подобные явления "меряченья" отмечаются по сей день и в ряде мест Карелии, на территории которых еще находятся останки древних святилищ. Все это требуют тщательного изучения не только в научных, познавательных интересах, но и с точки зрения возможного практического использования данного вида магической энергии, например, в лечебных целях.

Гиперборея где-то рядом

Карелия (Север России в целом) имеет глубокие и прочные традиции, связанные с сохранением эзотерического (тайного) магического Знания, берущего свое начало с древней, могущественной и таинственной Гипербореи. Территория Карелии уже с незапамятных (даже с точки зрения исторического подхода) времен включена в общую планетарную и геокосмическую "программу" сохранения эзотерических Знаний, являющихся основополагающими в общем контексте земной эволюции и фрагментарно зафиксированных в различного рода исторических, этнографических и культурных открытиях современности. Существуют древние карты, на которых изображен исчезнувший полярный материк — Гиперборея. До нашего времени дошли в копиях работы Герхарда Меркатора, самого известного картографа XVI века. Одна из его карт (1569 г.) воспроизводит очертания Северной земли наиболее полно, без поправок на новые географические открытия. Если наложить карту Меркатора на карту современной Скандинавии, обнаруживаются удивительные соответствия: южная граница Гипербореи проходит через Ладожское и Онежское озера, через Валаам и Выгорецию. "Волшебные утесы Валаама, столь похожие на рукотворные твердыни, когда-то были островом в океанском заливе у берегов Гипербореи — северная Ладога сохранила безмерно древние контуры этого залива, — пишет известный российский исследователь Гипербореи Е. Лазарев. — Подобным островом, по-видимому, был и гранитный монолит Соловков: подобным, но все же иным. Недаром мистическое чувство северных иноков нашло им разные священные имена: северный Афон — для сокровенного Валаама и Новый Иерусалим — для суровых Соловецких островов".

Карельский Стоунхендж

Конец 20-го столетия ознаменовался серьезными археологическими открытиями на территории современной Карелии. В начале 90-х годов на северо-западном побережье Онежского озера было открыто святилище времен неолита, названное Пегремой, в составе которого находились зооморфные идолы, диски из песчаника и пр., что свидетельствовало о развитости религиозно-магического культа и глубоких навыках в обработке камня у наших далеких предков. В 1993 году был открыт ныне широко известный, но до сих пор недостаточно изученный, древний языческий комплекс на горе Воттоваара, что в Муезерском районе. Он состоит из более чем тысячи сейдов (сооружения из камней, которые древние саамы — лопари — наделяли огромной магической силой), некоторые из которых достигают поистине огромных размеров, вырубленной в скале "лестницы" и т.д. Сооружения подобных масштабов не вписываются в насущные потребности древних саамских или карельских охотников и не укладываются в логические построения научной теории. Вот почему комплекс на горе Воттоваара уже окрестили "карельским Стоунхенджем".

Морская пирамида

В 2001 году экспедиция специалистов Российского географического общества обнаружила у острова Анзер Соловецкого архипелага странную "морскую пирамиду", возвышавшуюся на высоту около десяти метров над уровнем воды, также не получившую к настоящему времени вразумительного объяснения. Летом 2003 года экспедиция, организованная Международной академией меганауки, проводила исследования в Медвежьегорском районе недалеко от маленькой деревушки Венге-гора, что в пятнадцати километрах от более известного поселка Маслозеро. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд, которые свидетельствовали, что в стародавние времена на берегу одного из озер, расположенного в этом районе, находилось древнее языческое капище, сложенное из многочисленных камней и весьма почитаемое местными жителями. К настоящему времени памятник разрушен полностью; камни разбросаны на значительной территории или просто уничтожены. Многие из них "ушли в землю" или "в песок", и поиск их довольно затруднителен.

Легенды говорят также о том, что данное капище сооружалось из "помеченных" камней, т.е. из камней с выбитыми на них "руническими знаками", которые наравне со смысловой и магической функциями несли в себе и функцию охранительную. Интересно, что само слово "руна" вовсе не означает "букву" или "знак". Оно означает "секрет" или "тайну". Слово "руна" — аналог греческого "мистерион" (мистерия). Системы рун вовсе не являются просто системами "букв" в обыденном смысле. Скорее это системы таинств. Именно поэтому рунические знаки и символы всегда имели магический характер и понимались избранным кругом лиц. Поиски "карельской Гипербореи", видимо, еще только начинаются. Ясно одно — впереди еще много неожиданных, ярких и интересных открытий. Северные старцы-богомольцы предсказывали: в треугольнике, отмеченном тремя храмами Преображения — Валаамским, Соловецким и Кижским, — начнется очищение России. Это место, где как бы сгущается благодать, становясь явной для чутких сердец. Здесь душа Русского Севера, средоточие его гармоний.

Воттоваара

За семь лет деятельности археологической экспедиции Карельского государственного краеведческого музея (1987—1993 гг.) наиболее значительным событием было открытие летом 1992 года неизвестного ранее культового памятника — «святилища» на горе Воттоваара. Оно находится в 20-ти км на юго-восток от поселка Суккозеро Муезерского района Республики Карелия.

Гора Воттоваара — это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,1 м. Культовый комплекс занимает в целом всю поверхность горы и несколько возвышенностей, расположенных одиночно близ нее (6 кв. км). Памятник невозможно представить вне связи с конкретным природным окружением. Его естественными границами являются крутые, местами отвесные южные и западные склоны. Подъем с севера и востока плавный и наиболее удобный для достижения вершины. Хорошо прослеживается высотная зональность растительности. Сосновый пояс по склонам сменяется сосново-березовой лесотундрой близ вершины.

Рельеф очень пересеченный: скальные выходы чередуются с небольшими болотцами — палеоводоемами и пересыхающими в жаркое время года мелкими озерками. Повсеместно разбросаны крупные, плохо скатанные валуны и глыбы местных пород. Наличествуют выпаханные ледником троговые ложбины и бараньи лбы. Ландшафт куэстовый: крутые уступы, экспонирующие на север и пологие скаты южной экспозиции. В целом породы мало дислоцированы, но хорошо проявляются элементы прототектоники в виде следующей системы трещин: пластовые (залегание их близко к горизонтальному) и зияющие вертикальные — субширотного и субмеридиалыюго направления. Раздвигание скальных блоков, что очень впечатляюще наблюдается в 150 м на юго-запад от центра вершины, в естественном скальном амфитеатре, могло происходить в процессе неотектопических подвижек в период послеледни-ковья. Первичной единицей изучения на данном памятнике является культовый камень (Автор преднамеренно не употребляет понятия «сеид», из-за несогласия с его устоявшимся использованием для обозначения данных культовых конструкций в российской научной литературе.). Несмотря на то, что о их культе, как неотъемлемой части религиозных верований саамов, упоминает каждый исследователь, изучавший мировоззрение этого народа, достоверно о них почти ничего не известно или же сведения противоречивы.

Чтобы избежать понятийной путаницы, нужно определить смысловое содержание термина «культовый камень», применяемое в данной работе: это камень-валун или обломок скалы, искусственный характер вычленения которого непреложно заменен. Не исключено и то, что некоторые камни выделялись человеком из окружающего ландшафта только на основе их отдельных природных черт. О другой стороне вопроса — обожествлялся ли данный объект, сейчас можно говорить с меньшей достоверностью. Это профессиональное определение несомненно отличается от понятия «сейта-каменъ», которое бытовало среди саамов еще в XIX веке.

Из многих тысяч валунов, находящихся на поверхности гори, к числу культовых камней были отнесены только те немногие, которые имели четкие искусственные признаки деятельности человека: наличие «наверший», «ножек» или явно преднамеренную группировку.

Несомненно, что памятник на горе Воттоваара по своему назначению может быть отнесен к разряду культовых сооружений, тo есть построек, специально возводимых для религиозных обрядов (1, с. 76) Отсюда можно заключить, что должны существовать пусть не достаточно строгие и не канонизированные, но устоявшиеся архитектурно-композиционные приемы и принципы при его создании, являющиеся отражением как религиозных идей их создателей, так и конкретных культовых функций. В данной работе делается попытка установления этих закономерностей на основе статистического анализа данных, полученных в ходе непродолжительных работ в полевой сезон 1993 года. Значительная статистическая выборка позволит свести к нулю все несомненно существующие погрешности субъективного восприятия такого неординарного памятника как комплекс па горе Воттоваара.

Каждый культовый камень описывался по двенадцати признакам, дающим, на наш взгляд, всестороннюю фиксацию местонахождения объекта и его морфометрических черт. Это нахождение в группе или же обособленность; присутствие обработки; наличие «ножек», «наверший», их количество и ориентация; размеры; расположение на скальной основе или дерне; вблизи водоема или на доминирующей точке окрестностей; привязка к краю обрыва. Всего в ходе обследования было выявлено 1286 камней. Вероятно, что число их значительно больше, так как на территории в 6 кв. км часть их могла ускользнуть от внимания. Несомненно, что некоторые из них были уничтожены человеком. Например, при возведении тригонометрического знака на вершине или же просто ради любопытства, камни сбрасывались вниз с обрывистых уступов. Наиболее плотная концентрация в центре — на самой вершине и на крутых юго-западных, южных и юго-восточных склонах. Здесь они находятся на каждом скальном выходе. При спуске с возвышенностей количество культовых объектов резко уменьшается.

Преимущественно наблюдается расположение культовых камней группами. Одиночными можно назвать только 138 экземпляров (18,7% от общего количества), находящихся в основном на низких отметках облесенных склонов горы. 1148 камней составляют 166 групп. Количество культовых камней в группе колеблется в довольно широких пределах — от двух до сорока четырех максимально. Исходя из имеющихся у нас данных, можно говорить, что группы числом от двух до шести составляют более двух третей (68,6%), причем преобладают группы из двух, трех, четырех камней. Более многочисленные сложения единичны. По чисто визуальному наблюдению количество составляющих в группе может зависеть от площади скального обнажения, на котором они располагаются. Например, наиболее крупное скопление (44 шт.) в центральной части святилища занимает скальный участок в 40 м длиной и 10 м шириной. Нельзя было не заметить другую закономерность: в отдельной группе число конструкций с «ножками» может быть от одной до пяти-шести (самой различной величины), но сопуствующие камни без «ножек» всегда имеют меньшие размеры.

Какой-то определенной избирательности в форме культовых камней не усмотрено — это разнообразные природные очертания окружающих валунов. Ни один из них не носит следов обработки и, по нашему мнению, не может быть определен как имеющий зооморфные или антропоморфные черты. Часто наблюдаются камни, распавшиеся частично или полностью на пять-шесть кусков. По мнению геологов это раскалывание — результат морозного выветривания или проготектонической дезинтеграции по трещинам, при полном отсутствии следов огня.

При обследовании проводился подсчет у каждого объекта так называемых «ножек», то есть камней, про которые можно было бы определенно сказать, что они искусственно установлены под основным камнем. Всего конструкций, поднятых на «ножки» около трети — 431 (33,5% от общего числа). Количество используемых «ножек» варьирует в пределах от одной до одиннадцати. Чуть менее половины установлено на один камень (184 — 42,6%) (табл. 2). Почти такое же количество культовых камней имеет две или три «ножки» (95 и 83 — в сумме 41,2%). С увеличением числа задействованных «ножек» число объектов, на них установленных, резко уменьшается. Была сделана попытка выявить систему их подкладывания. Можно твердо говорить об отсутствии на данном культовом комплексе ориентации «ножек» по сторонам света Как правило, если «ножек» было небольшое число (одна-две), ориентация проводилась в направлении ближайшего края обрыва или в сторону соседствующего водоема Если же камень был достаточно тяжел, то «ножка» «подсовывалась» в наиболее удобном месте. Если их было большое число, они располагались под камнем по кругу Обычно в качестве «ножек» использовались плитки или куски гон же горной породы, что и основной камень. Число культовых камней с «навершиями» очень незначительно — 24 штуки (1,8%). «Навершие» — это преимущественно одна или две плитки той же горной породы, что и находящийся под ними большой валун — основание. В двух случаях такая плитка сама имела «ножку» — камешек меньших размеров. За единичным исключением основание вросло в землю и расположение его обособлено. Исходя из этого, можно говорить, что, вероятно, конкретно «навершие» имело такое же смысловое значение, как и культовый камень, то есть оно само было отдельным маленьким его аналогом. Камни с навершиями в основном были зафиксированы на северо-западном склоне горы и единично близ центра вершины.

Одной из основных задач исследования было выявление закономерности в выборе места для установки конструкций. Уже в ходе первичного обследования святилища наблюдалось преимущественное нахождение культовых камней на скальных участках без дернового покрова. И действительно, при подсчете оказалось, что только очень незначительная часть располагалась на дерне (32 шт — 2,4%). Причем, в восьми случаях это были вышеупомянутые вросшие в землю валуны-основания с «навершиями». Уже при визуальном наблюдении четко чувствуется взаимозависимость нахождения культовых объектов от окружающего ландшафта. Как правило, они располагались в точках, доминирующих над ближними окрестностями (1093 — 85%). Более четверти от общего числа культовых камней (357 — 27,7%) установлены непосредственно по берегам многочисленных небольших озерков и болот.

Определенный порядок в группировке скоплений камней наблюдался сравнительно редко. Два раза на северном склоне близ вершины они были расположены в одну прямую линию длиной до 15 м. Причем, в одном случае ряд из двенадцати камней без «ножек» замыкался с двух сторон конструкциями с «ножками», а в другом — камень с «ножкой» занимал центральное место, с четырьмя валунами без «ножек» по обеим сторонам.

Говоря об искусственно созданных сооружениях на горе Воттоваара, нужно отметить наиболее хорошо заметный комплекс на юго-восточном склоне горы. На огромной, горизонтальной, скальной площадке длиной до 30 м, возвышающейся на 1,1 м над общи vi уровнем поверхности находятся четыре отдельно стоящие группы культовых камней (по 6, 7 и 15 экз). Каждая группа занимает свой микроучасток и образует круг с обязательной очажной кладкой из мелких обломков в его центре. Вероятно, следует рассматривать эти построения на данной площадке как обособленный культовый объект.

Суммируя все вышеизложенное и исходя из предположения, что данный памятник является единым комплексом и, основываясь на приведенных наблюдениях, можно сделать следующие обобщения-

1. Место для установки культового камня должно было иметь следующие черты: наличие скального участка без почвенного слоя высотное доминирование хотя бы в радиусе 30 м, желательное расположение па краю водоема, даже если он не превышает 10 м в диаметре.

2. Культовые сложения устанавливались группами, преимущественно из двух-шести камней. По-видимому, под крупный камень на месте подкладывались «ножки», а валуны меньших размеров приносились. Нельзя не отметить в группе более высокий смысловой статус культовых конструкций с «ножками" перед камнями без оных.

3. Не существовало какой-то необходимой ориентации культовых камней по сторонам света, которая иногда наблюдается у северных народов. Например, у ближайших соседей — ненцев «болваны лицеи всегда к востоку стояли» (2, с. 235). Хотя, возможно священные камни устанавливались в комплексе с деревянными сеидами, о существовании которых часто упоминают еще этнографы XIX в. (3, с. 391) и в ориентации которых могла существовать какая-то закономерность.

4. Культовые камни не имеют каких-то определенных очертании, позволивших бы говорить о вычленении их из окружающего ландшафта по антропо- или зооморфному виду. Также не выявлено и видимых следов обработки (раскалывания, отесывания)- «они таковы, как их создала сама природа» (4, с. 182). Древними создателями они просто выделялись из окружающей среды небольшими необходимыми штрихами — добавлением «ножек» «наверший».
5. Несомненно, что природные факторы — доминирующая возвышенность, явные следы мощной тектонической деятельности скудная высокогорная растительность — стимулировали появление памятника именно в данном месте.

Культовых комплексов подобных «святилищу» на горе Воттоваара в Карелии известно еще два. Один расположен на островах Русский и Немецкий Кузов в Белом море, в 20-ти км от города Кемь, а другой на горе Кивакка, находящейся в природно-национальном парке «Папаярви» в Северной Карелии. (5, с. 82). Известны также местонахождения пяти одиночных культовых камней с «ножкой»: на горе Нуорунен, Чуманный Камень близ Евжозер Матроилампи в Лоухском районе (7, с. 6). Существуют также непроверенные сообщения о их нали- чии на вершинах Поссосиро и Уконтунтури на территории уже упоминавшегося ПНП «Панаярви». Среди них святилище на горе Воттоваара является самым южным и наибольшим по числу культовых камней.

по материалам из инета

Карельский камень. История его использования.

Поскольку мы говорим о камнях Карелии, то хочется сказать, что среди коренных народов каменотесный промысел широко распространен, например, среди вепсов.

Разработка месторождений камня на территории проживания вепсов в Прионежье началась несколько сот лет назад. Первым стали разрабатывать Брусненское месторождение точильного камня. Занимались выломкою брусненской плиты, из которой делали точила и бруски для точения топоров, кос, ножей и других орудий. Ведя натуральное сельское хозяйство, крестьяне занимались и изготовлением каменных жерновов.

Перенос в 1712 году столицы Российской империи со всеми государственными учреждениями в Петербург стал основным стимулом для развития новой территории. Все мероприятия, связанные с этим, сопровождались интенсивным строительством дорог, храмов, дворцов, государственных и частных домов.

В 1714 году Петр I издал указ: «Понеже здесь (т.е. В Петербурге) каменное строение зело медленно строится от того, что каменщиков того дела трудно и за довольную цену, того ради запрещается во всем государстве на несколько лет всякое каменное строение, какого б имяни ни было, под разрешением всего имения и ссылкою». Реализация такого указа позволила царю сконцентрировать основные материалы и трудовые ресурсы для решения грандиозной задачи - строительства новой столицы.

Благодаря этому указу много мастеровых людей, в том числе каменщики и каменотесы, приехало в Петербург. Работы было очень много — не хватало материалов. Поэтому 24 октября 1714 года Петр издал новый указ о натуральном налоге, взимаемом со всех прибывающих в Петербург судов и повозок, обязывающий их привозить определенное количество булыжников в зависимости от их размеров. Более 60 лет просуществовал это налог и только при Екатерине II, 1 июня 1776 года был отменен.

Большую известность вепсскому краю и вепсским мастерам-каменотесам принесло месторождение уникального по своим художественно-декоративным свойствам мрамора - малиново-красного кварцито-песчаника, расположенного вблизи села Шокша. Из-за исключительных декоративных качеств его в старину называли «шоханом», «вельможным камнем», «шокшинским порфиром», в последнее время - шокшинским кварцитом.

Вепсские крестьяне работая камнетесами и каменщиками, строили дома в Петербурге, Москве, Риге и Ревеле, участвовали в строительстве укреплений Кронштадта, каменных набережных Невы, Фонтанки и других рек в столице, на постройке Великого Сибирского пути, Китайско-Восточной железной дороги и Порт-Артура. В XIX веке камнедобыча и камнеобработкой стали практически основным занятием вепсских мужчин. В первые десятилетия XIX века в Шелтозерско-Бережной, Шокшинской, Рыборецкой, Гиморецкой и других волостях подрядчики нанимали каменотесов для работы в Кронштадте - «вымостить камнями канал» и пр., «к строению реки Мойки» и других работ в Петербурге

В 17-18веках открыты месторождения, которые известны, как выборгские граниты рапакиви. По северному побережью Ладожского озера в районе Сердоболя (ныне Сортавала) были открыты месторождения сердобольского гранита. В наше время они малоизвестны.

Есть мнение, что Петру I уже тогда было известно месторождение тивдийских мраморов, находившееся недалеко от Марциальных вод, где царь несколько раз проходил лечение (ныне Кондопожский район Карелии).

Россия не хотела отставать от Европы, в которой развивались разные стили в архитектуре. В это время парадность, помпезность в жизни привели к тому, что камень стал олицетворять собой положение, богатство и роскошь.

В период с 1740 по 1760 годы камень начали активно применять для внутренней отделки помещений, а также для изготовления колонн, фронтонов и скульптур.

В 1737 году Якобом Стейном на берегу Ладожского озера в районе Сердоболя были открыты и начали разрабатываться месторождения ювенских мраморов .

В начале второй половины XVIII века стали известны тивдийские мраморные ломки. В 1757 году Иваном Гриппиевым, жителем деревни Лычный остров, и новгородским купцом Иваном Марьяновым было открыто и начало разрабатываться месторождение белогорского тивдийского мрамора, недалеко от озера Сандал.

Сердобольский пастор Самуил Алопеус в 1765 году открыл в 35 км севернее Сердоболя Рускеальское мраморное месторождение. Выломка мрамора началась в 1769 году.

На месторождении в Рускеале в основном добывалось 5 сортов мрамора:

серо-синеватый; зеленогорский серый мрамор; зеленогорский трещеноватый, используемый на мелкие поделки; береговой полосатый, составленный из белых и серых полосок; с белыми и синеватыми полосками.

Известно, в Рускеале попадались чисто белый и даже черный мраморы.

Крупное строительство требовало и организации добычи и обработке мрамора на всех месторождениях Олонецкой губернии устройство шлифовальных мельниц, Что и было сделано. 19 января 1768 года был издан указ «Об изготовлении мрамора из дикого камня на строение Исаакиевской церкви».

Известная коллекция, собранная тивдийскими мастерами и насчитывающая 32 номера камня, или, как их называли, «нумера» (в настоящее время хранится в краеведческом музее города Петрозаводска). Так и считалось, что в Олонецкой губернии добывается 32 вида белогородского мрамора. Однако более детальное изучение этой коллекции показывает, что оказались включены и другие породы, такие как шокшинский кварцит, матюковский габбродиабаз и другие.

Музеем камня можно по праву назвать Исаакиевский собор. Начатый в 1768 году по проекту зодчего Ринальди, в 1802 году он был построен… и полностью разобран в 1819 году с тем, чтобы на его месте соорудить новый, более современный собор, проект которого выполнил Огюст Монферран. Он же руководил его строительством до 1859 года. Таким и видим мы этот собор в Санкт-Петербурге в наши дни.

При постройке собора на цоколе были применены финляндские граниты, а для наружной и внутренней отделки здания - мраморы различных сортов. На фасадах для колонн, пилястр и фриза - ювенские; для баз, капителей, наличников и карнизов - рускеальские; для облицовки стен, наличников - тивдийские.

Можно назвать еще многие строения, памятники, и т.д, где использовались камни из карельских месторождений. Это- Орловский обелиск в Гатчине, Чесменская колонна в Пушкине сооружена из тивдийского мрамора (корабельные носы изготовлены из беловатого рускеальского мрамора, а подножье - ювенского). Верстовые столбы Петергофской и Пулковской,Орловские ворота в Пушкине.в Казанском соборе, в Зимнем дворце. Список очень длинный.

В этот период на Пудожском берегу Онежского озера, от Унасской губы до Бесова носа, начали разрабатывать месторождения красного и темно-зеленого гранита.

Известен такой факт, что когда Николай 1 приказал построить Аничков мост в Санкт-Петербурге за лето 1841 года, то за это взялся только Марк Пименов с артелью вепсских мастеров. Артели Марка Пименова в 40-х годах в Кронштадте строили "казематированные" батареи. В конце 40-х годов крестьяне-подрядчики Иван Власов и Иван Васильев из Шелтозерской Горней волости нанимали своих земляков для перестройки гранитной набережной реки Фонтанки от Измайловского до Калинкина моста. Вепсским каменотесам поручалась особо ответственная работа. В 1847 году руками вепсских мастеров из шокшинского малинового кварцита вырублен, вытесан и отполирован саркофаг Наполеона в Париже. Это был первый случай вывоза малинового кварцита за рубеж.

С развитием железнодорожного транспорта появляется возможность использовать камень из других районов - Швеции, Норвегии, Германии и Польши. Применение карельского камня сокращается год от года. Однако в это же время на острове Святого Германа в Ладожском озере открывают месторождение нового сорта гранита - мелкозернистого красного (сегодня известного под наименованием «Сюскюянсаари»).

Красный гранит с этих ломок начинают активно использовать. Например, при постройке царского павильона на Витебском вокзале, памятника 1000-летия России в Новгороде и т.д.

Последний раз в крупных объемах тивдийский мрамор был использован в 1902 году при строительстве Этнографического музея в Петербурге.

Из-за уникальности и ограниченности запасов шокшинский кварцит стал использоваться в редких случаях и небольших количествах, главным образом при изготовлении памятников. Им также облицовывали камины, изготовляли из него столешницы, чаши, вазы, подсвечники и т. п. Для продажи этих изделий в Петербурге был открыт специальный магазин.

После революции так же шло активное изучение объектов, расположенных на территории Карелии, пригодных для производства строительных материалов из гранитов, кварцитов и мраморов. В результате в конце 1924 года в деревне Рыбрека были организованы разработки габбродиабаза, перед которыми ставилась задача обеспечения дорожного строительства в Москве и Ленинграде. Брусчатка Красной площади из этих мест.

Так же начались разработки талькохлорида в Лисьей горе.

В.М.Тимофеевым (профессор, геолог-петрограф) была создана карта каменных строительных материалов Прионежья.

На кондопожском камнеобрабатывающем комбинате в послевоенное время обрабатывали камень из разных мест России и зарубежья. Обработанные здесь мрамор и гранит использовались при строительстве метро, в том числе в Праге (Чехия), Мемориал в Хо Ше Мине (Вьетнам), аэропорт в городах Улан-Баторе (Монголия), Сочи, Москве, Дворца съездов, Дома Советов, Храм Христа Спасителя, Манежной площади, Поклонной горы, реконструкции объектов Кремля и многих других.

В конце 20 века камнедобывающая промышленность Карелии пришла в упадок и только недавно уже в веке 21 начинает понемногу возрождаться.

В Карелии невообразимое количество находят разных минералов, которые при обработке показывают нам видимую красоту, но при этом обладают и полезными свойствами.

живу я сейчас в карелии ну и соответственно стал искать, а где бы недалеко от дома поискать камешков...
и нашел сразу два очень интересных места, соотвественно в обоих поработал и накопал гранатов (альмандинов) фото находок чуть позже выложу, итак место первое (выписка из паспорта месторождения:м-ние КИТЕЛЬСКОЕ, паспорт ГКМ 1306
Осн. полезное ископ.
гранат
Применение
поделочные камни
Степень пром.освоения
резерв
Адм.район
Питкярантский
Координаты с.ш.-в.д.
61 42 31 21
Геологическая структура
Руокоярвинская синклиналь
Генезис полезного ископаемого
метаморфогенный)

Первыми жителями Кителя, с 1500 года, были карелы, пришедшие сюда с побережья Ладоги для занятия сельским хозяйством. Построили часовню, стали жить. Здесь были хорошие земли, естественные сенокосы и богатые леса. Распахивая поля сохою, кительские крестьяне часто находили в земле невиданные ими ранее округлые, с небольшой грецкий орех, темно-красные камешки, которые они называли «китиля киви». Так появилось название деревни Китиля, что в переводе означает «место, где есть кристаллы». Это уже позже кто-то из чиновников, переписывая название деревни, поменял в нем одну букву - и стало Кителя.

Не зная настоящую цену кительским камням, местные крестьяне поначалу собирали их, чтобы порадовать самих себя, или отдавали детям для игр. Но пришло время, когда кительские самоцветы увидели новгородские и московские купцы, и определили их как анфракс (от греческого «антракс» - уголек) или червцы - так называли «господина всех камней» - гранат на Руси.

В средние века красные гранаты вместе с другими огненно-красными камнями - рубинами, топазами, шпинелью - привозили в Россию и Европу из стран Азии и Африки через город Алабанда в Малой Азии - древнейший центр обработки самоцветов. Одним из таких красных камней, обрабатывавшихся в Алабанде, был «алабандский камень», или альмандин.

Огненно-красный гранат (пироп, альмандин) стал почитаться людьми еще с VI века до Р.Х. Римский писатель и ученый Плиний Старший (23-79 годы от Р.Х.) так говорил о пиропе: «Первое место среди малиново-красных камней занимает карбункул, называемый так потому, что он напоминает огонь». На латыни эти красные самоцветы называли «гранатус» («подобный зернам») за схожесть их кристаллов с зернами плода гранатового дерева. На Руси вишневые, малиново-красные гранаты с фиолетовым (фиалковым) оттенком называли анфракс или вениса, а в настоящее время - альмандины.

Красный гранат носили в нагрудном украшении древнееврейские священники, с тех пор гранат - один из 12 священных камней христианской церкви.

Гранату приписывались лечебные свойства. Считалось, что он врачует сердце, мозг и память, веселит душу, останавливает кровотечение, успокаивает желудок. По поверью, гранат в перстне обеспечивал его владельцу доброе расположение друзей, отводил опасность, предохранял от измены, изгонял черные мысли. Это камень любви: подарок перстня с гранатом символизировал уверение в дружбе, любви и благодарности.

В России долгое время не было своего граната. Существовало даже поверье, что в холодной русской земле не рождаются красные, огненные камни. Но представление о красных камнях резко изменилось, после того, как в Кителя в начале XVI века были найдены венисы.

В первой половине XVI века жители Кителя продавали кительские самоцветы купцам из Москвы, Тихвина, Олонца, Твери. Несколько лет назад в Твери археологи обнаружили в культурном слое XV - XVI веков зерна гранатов, которые после проведения анализов, оказались идентичными гранатам Кительского месторождения. Эти камни могли попасть сюда в результате торговых операций, или же во время исхода приладожских карел в Тверскую губернию в 1580-е годы, а потом и в XVII веке, когда на земле карел хозяйничали шведы, насаждая лютеранство и невыносимый экономический гнет.

Шведы давно были наслышаны о кительских самоцветах и мечтали в своих дерзких планах овладеть ими. После захвата Корелы (современный Приозерск) и всего Корельского уезда, в ноябре 1580 года шведский военоначальник Лаури Торстейн привез в Стокгольм королю Юхану III несколько образцов сланца с кристаллами «рубинов», выломанных из скал в окрестностях Кителя. Шведы действительно приняли обыкновенные красные гранаты за более ценные рубины.

23 октября 1583 года, по заключению перемирия с Россией, по приказу Юхана III в Кителя из Кексгольма (бывшей Корелы) отправился военный отряд с целью добычи драгоценных камней для шведской казны. Недалеко от опустевшей деревни, в скале, где находилось место рождения самоцветов, шведы организовали их добычу. Для этого они проходили на поверхности и в подножье скалы глубокие рвы, следы которых видны до сих пор. Через некоторое время в Стокгольм из Кителя были отправлены первые две бочки, наполненные «карельскими рубинами» - для шведской казны. До сих пор в национальном музее Швеции в Стокгольме хранится несколько таких самоцветов - гранатов, добытых в Кителя еще в конце XVI века.

В финской литературе существует одна малоизвестная легенда о том, как карелы обманули шведов. «Первыми стали добывать гранат в Кителя карелы. Когда сюда пришли шведы, карелы продали им часть найденных самоцветов по очень высокой цене, выдавая камни за драгоценные рубины. Кительские самоцветы, укупоренные в двух-трех бочках, шведы увезли в Стокгольм. Когда король узнал об обмане, он направил в Кителя отряд, чтобы наказать карел, но в деревне уже никого не было».

В конце XVI века Россия возобновила военные действия против Швеции, которые оказались успешными. По Тявзинскому мирному договору 1595 года Россия вернула себе захваченные шведами земли в Приладожье. В Кителя ненадолго вернулись карелы. В 1610 году шведские войска под командованием полковника Якоба Делагарди, вновь вторглись в карельские земли. По Столбовскому договору 23 февраля 1617 года Россия оказалась отрезанной от берегов Балтики, потеряв Карельскую и Ижорскую земли. Карельское население, не желавшее оставаться под шведским игом, вновь стало уходить в глубину России. К середине XVII века из бывшего Корельского уезда ушло не менее 30 тысяч карел. Их новой родиной стали районы Олонца, Тихвина, Валдая, Бежецка, Твери. На новые места ушли и многие кительские жители, взяв с собой на память и для продажи горсти темно-красных, похожих на капельки крови, самоцветов.

Шведы вновь пришли в Кителя и возобновили здесь добычу гранатов. Возможно, к тому времени, они уже знали истинную природу и цену этих камней. Еще несколько бочек самоцветов было отправлено в Стокгольм. Вероятно, к середине XVII века Кительские копи представляли собой серию горизонтальных и вертикальных рвов - щелей, уходящих вглубь скалы на многие метры. Вынутая и измельченная до дресвы сланцевая порода была свалена у подножья скалы грядой длиной около 100 м. Следы выработок и отвалов дресвы, заросших еловым лесом, видны здесь и сейчас. Но точное время появления и действия этих разработок пока не известно - вероятно, XVII век, период шведской оккупации.

Гранаты-самоцветы легко извлекались из мягкого, податливого слюдяного сланца. Большинство кристаллов были низкого качества - трещиноватые, непрозрачные, с включениями чешуек слюды, почти не пригодные в ювелирном деле. Эти гранаты образовались внутри слюдистых сланцев в условиях сильного метаморфизма, при высокой температуре и давлении. В таких условиях кристаллы не могли приобрести хорошую кристаллографическую форму (огранку) и растрескивались. Тем не менее, «карельские рубины» - гранаты из Кителя до конца XVII века ценились в Швеции достаточно высоко.

Еще при шведской власти, в 1686 году, в Кителя карелы построили первую православную церковь - во имя Архангела Михаила, которая вошла в состав Импилахтинской общины Суйстамского погоста. Все же шведские власти иногда разрешали строить православные храмы, надеясь таким образом остановить исход карел в Россию.

После окончания Северной войны Россия вернула себе карельские земли и получила выход в Балтийское море. На прежние места из внутренних областей России стали возвращаться карелы, но далеко не все. На освобожденных землях осталась часть финнов, ранее пришедших в Приладожье вместе со шведами. Кительские копи гранатов оказались заброшенными. Местные жители рассказывали легенды о зарытых там сокровищах и истории, связанные с бывшими их хозяевами-шведами. Место, где раньше добывались самоцветы, карелы и финны называли «Киделя Киви Каллио». Деревня Кителя вошла в состав Импилахтинского православного прихода.

В конце XVIII веке, когда в России успешно развивалась наука о минералах, кительские самоцветы окончательно были определены как разновидность граната, который называли вениса или альмандин. Цена на этот довольно распространенный в природе минерал не была уже такой высокой, как в прежние, шведские, времена. По этой причине специально организованной добычи граната в Кителя больше не проводилось. Самоцветы, как и раньше, собирали крестьяне на полях во время вспашки полей, или же, реже, - выламывали в ближайших скалах, и продавали их заезжим купцам по недорогой цене. Купцы, в свою очередь, перепродавали камни столичным ювелирам, а иногда заказывали им украшения для себя и своих близких. Кительские альмандины обрабатывались в виде кабошонов и вставлялись в серебряной оправе в серьги и перстни. Из полупрозрачных вишнево-красных кусочков гранатов молодые парни собирали бусы для своих невест. Вообще, красный гранат в Карелии, в том числе и кительский, был широко известен как самоцветный камень, которым украшали женские головные уборы и сапожки.

В 1773 году старая церковь Архангела Михаила в Кителя сгорела. Прихожане сразу же решили строить на ее месте - на пригорке, возле погоста, новую церковь. Архиепископ Гавриил дал это благословение. Уже в 1777 году церковь была построена и освящена во имя Пророка Илии и Архангела Михаила. В тот же год образовался Кительский приход, который ранее назывался Импилахтинским. К началу XIX века «Старая Кительская церковь» находилась в ветхом состоянии, и ее заново отстроили в 1831 году.

далее идет длинная история добычи и перехода сих мест от страны к стране...
http://www.ladoga-park.ru/a120305170449.html

во время зимней войны финны уходя сожгли деревню кителя так что теперь от нее остались только еле заметные фундаменты да остатки православной церкви. ситуация для этого раайона обычная - сплошные остататки хуторов и деревень...

деревня кителя 1920 год сейчас здесь поле

В 1970-е годы Кительское месторождение граната изучалось советскими геологами, и об этом много писали в научно-популярной и научной литературе. Сюда, в Кителя, стали периодически приезжать для прохождения геологической практики студенты из Ленинграда и Москвы. Ущерба природе и историческим выработкам - Кительским гранатовым копям - от студентов и любителей камня тогда было немного, гранат собирали в небольшом количестве в старых выработках и отвалах. До гранатовых разработок тогда было легко добираться на поезде, который останавливался прямо напротив старинных копей (остановка «42 -й километр»).

Кительское месторождение граната альмандина является крупнейшим месторождением данного типа в России. Оно занимает в плане территорию примерно 1.5 на 3 км, и простирается в глубину на 300-500 м. Месторождение разведано геологами и стоит на балансе.

С начала 1990-х годов в Кителя стали все чаще приезжать из Санкт-Петербурга и Москвы специально организованные группы старателей. К сбору самоцветов также подключились жители Питкяранта и Сортавала. В ход пошли старые отвалы - их по несколько раз просеивали через сетки и сита в надежде отыскать кристаллы. Этого оказалось недостаточно, и тогда стали проходить новые траншеи в скальной породе, не имея для этого специальных лицензий-на мой взгляд(все-же скорее черного геолога- хитника)на хрен эти лицензии и не нужны- тем более при таких небольших объемах добычи


так месторождение выглядит сегодня фото к сожалению не мои тк забывал взять с собой фотоаппарат, проработал там два раза по пол дня и в крайнии день спрятал под камушком инструмент, а ночью пошел снегопад вот теперь сижу жду может растает еще... надо бы еще там поработать, а то только начал понимать какие находки стоит брать какие нет... но материала все таки набрал - пока снег лежит пытаюсь его отпрепарировать.

вот так выглядит неотпрепарированный гранат сразу после выемки из породы

привязка к месторождению по спутнику

ну а это гранат уже после препарации


ну а вот так теперь у нас за окном(((