Событие, после которого наступит судный день. Когда настанет Судный день

"Веление Аллаха придет, и не пытайтесь это ускорить"

Аллах Всевышний сказал:

«Тебя спрашивают о Часе: «Когда же он настанет?» К чему тебе упоминать об этом? Только твой Господь ведает об этом. Воистину, ты - всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто опасается этого. В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь послеполуденные часы или утро» .

«Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого» .

Касательно темы Судного дня есть множество аятов Корана и хадисов. Аллах сказал:

«Приблизился Час, и раскололся месяц» .

Передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

«Между мной и Судным днем - как между этими двумя». И показал свои два пальца (Бухари).

Аллах сказал:

«Приблизился к людям расчет с ними, однако они с пренебрежением отворачиваются» .

«Веление Аллаха придет, и не пытайтесь это ускорить. Преславен Он и превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» .

«Торопят с ним те, которые не веруют в него. А верующие трепещут перед ним и знают, что он является истиной. Воистину, те, которые спорят о Часе, находятся в далеком заблуждении» .

По преданию Анас бин Малика (р.а.) однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) пришел бедуин и спросил: - О, Посланник Аллаха! Когда Судный день? На что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) задал встречный вопрос: - А что ты приготовил для Судного дня? - Любовь к Аллаху и к Его Посланнику (мир ему и благословение Всевышнего) Посланник Аллаха сказал с восхищением: - Поистине это прекрасно, ибо человек в Судный день будет с тем, кого он любит.

Судный день и время его наступления – это таинство Всевышнего Аллаха, никому это неизвестно. Существует множество вещей, о которых знает Единственный Обладающий всеми знаниями, но среди них выделяются пять:

  1. Никто не знает, когда наступит час Суда, кроме Аллаха.
  2. Никто не знает когда, где и сколько дождя прольется с неба, кроме Аллаха.
  3. Никто наверняка не знает, что происходит в утробе беременной женщины, кроме Всевышнего.
  4. Ни один человек не знает, что принесет ему завтрашний день и какое его будущее ожидает, кроме Аллаха.
  5. Никто, кроме Всевышнего Аллаха, не знает, на какой земле, когда и каким образом прекратится его жизнь в этом мире.

«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» .

Когда Джабраиль пришел к пророку (мир ему и благословение Всевышнего) в облике бедуина и спросил его об исламе, имане и ихсане, Пророк ответил на его вопросы. Однако, когда он спросил его о Конце света, Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) ответил ему: «Тот, кого спрашивают, знает об этом не больше спрашивающего [мне известно об этом не больше, чем вам]». Когда Джабраил спросил о его признаках, Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Рабыня родит свою госпожу; и увидишь ты босых, нагих и нищих [духовно] пастухов овец [бывших ранее таковыми] соревнующимися в строительстве высоких зданий».

Хузайфа передал: «Однажды мы разговаривали с пророком (мир ему), и он рассказал обо всем, что произойдет до наступления Часа, и ничего не скрыл. Кто-то выучил эти признаки, кто-то забыл. Я не помню их всех, но иногда они всплывают в памяти, подобно тому, как человек вспоминает давно забытого человека, когда увидит его вновь» (Абу Дауд, Муслим).

Из этой статьи вы узнаете:

Учение о воздаянии после смерти, пожалуй, единственное, что объединяет все религии на нашей планете. Даже в индуизме, который исповедует многократное повторение жизненных циклов, тоже существует некое подобие судного дня, который происходит над каждой душой, после окончания жизненного цикла, её очередного воплощения, а как иначе определиться с ипостасью очередного воплощения?

Смерть, как амнистия для грешников

М. Норбеков вообще считает, что все живущие в этом мире, отбывают осуждение за прошлые прегрешения, а смерть, это «амнистия». Этим утверждением он даёт ответ на злободневный вопрос: «почему хорошие люди умирают раньше, нежели плохие?».

Вернёмся к библейской интерпретации судного дня и что мы видим? Не важно, что ты делал во время жизни, главное успеть покаяться перед смертью. На первый взгляд это не справедливо, ведь кто-то всю жизнь прожил праведно, а перед смертью согрешил, а кто-то…

Не совсем понятны критерии, по которым будет происходить суд: «кто призовёт имя бога – спасётся», то, что вы делали братья моим меньшим, то вы делали мне», накормить одеть и т. п. А разбойник, который поверил в Иисуса, веся на соседнем кресте, уже в раю! Как это понимать?

Подготовка к суду

В любом уголовном процессе, суд – это окончательный результат многоэтапного процесса. Для того чтобы вынести справедливый приговор, нужно осмотреть место преступления, провести очную ставку, несколько допросов и только тогда, когда все доказательства собраны – проводится судебное заседание.

Богу, в отличие от следователя, нет нужды собирать доказательства. Единственным критерием, доказывающим праведность «подсудимого» является его жизнь, а суд, это формальность.

В уголовном судопроизводстве, каждый подсудимый имеет право на адвоката. Такой адвокат есть у каждого из нас, то наша совесть. Те, кто прислушиваются к её голосу, могут не переживать о результате судного дня.

Почему люди становятся преступниками

Но возникает закономерный вопрос: «почему люди совершают такие преступления, которые ещё сто лет назад, никому бы не могли и присниться, как быть с их совестью?» Совесть разговаривает с каждым человеком от самого рождения, ведь преступниками не рождаются, ими становятся. Каждый, кто встаёт на «скользкую дорожку» преступного обогащения, сначала испытывает угрызение совести. Вот этот переломный момент и является самым важным критерием при вынесении приговора на судном дне. Угрызения совести испытывает каждый, даже самый закоренелый преступник, этот голос, с каждым разом, слышен всё тише и тише. Если преступник все же внял его голосу, значит, в нём есть «искорка доброго», а те, кто поступал всю жизнь правильно, рано или поздно, попадают в ситуацию, когда очень сложно устоять перед соблазном совершить проступок. А кто знает, как бы он поступил на месте раскаявшегося!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

«И приблизится к ним солнце. И пот достигнет уровня уздечки. И будут установлены весы, на которых будут взвешены деяния рабов: «И у кого тяжелы, будут его весы — те счастливые. А у кого легки его весы, — те, которые нанесли убыток самим себе. Они пребудут вечно в аду». («Верующие»? 102-103). И раздадут книги — и это будут свитки деяний. И эти свитки будут брать с правой стороны, с левой стороны, или из-за спины — как сказал об этом Всевышний: «И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее и выведем для него в день воскресения книгу, которую он встретит открытой: «Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе счетчика!» («Перенес ночью», 13-14) . И Аллах возьмет расчет с созданий и уединится с верующим рабом, и он признает свои грехи, как это описывается в Коране и в сунне. А что касается неверного, то их расчет не будет в виде взвешивания благих и греховных дел, поскольку у них нет благих дел. Однако будут подсчитаны их деяния счетом, и они остановятся на них и признают их».

Объяснение:

Шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул в этих словах немного из того, что произойдет в Судный день. Из того, что упоминается в Коране и в сунне. Поистине, подробное описание всех событий этого дня является недоступным для познания нашими умами. Поистине, они познаются лишь с помощью достоверных передач от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который не говорит по пристрастию: «Поистине, это лишь озарение внушаемое». Из мудрости в отчете созданий за их деяния, взвешивания, и явной записи их в свитки, вместе с охватыванием знания Аллаха всего этого, есть то, чтобы рабы видели полноту Его Славы, совершенство Его справедливости, безграничность Его милости и величие Его царства. И шейх упомянул о том, что произойдет в этот величественный день с рабами:

1. «К ним приблизится солнце». То есть: подступиться близко к их головам. Как приводит, Муслим от Микдада, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Когда настанет час Судный, то солнце приблизиться к рабам и станет на величину одной, или двух миль». Его слова: «И пот достигнет уровня уздечки». То есть достигнет их ртов и станет для них в роли уздечки. Поскольку воспрепятствует разговорам. И это в результате близости от них солнца. И это произойдет в отношении большинства творений. И исключением из этого будут пророки и те, кому пожелает того Аллах.

2. Из событий этого дня его слова: «И будут установлены весы, на которых будут взвешены деяния». Весы — это создание, на котором будут взвешены благие и греховные деяния. И это истинные весы, у которых будет язык и две чаши. И они из установок жизни дальней. Мы должны верить в них так, как об этом говорится и не искать их образ, кроме как в свете того, что встречается в источниках. И мудрость во взвешивании дел, выявлении их величины, дабы воздаяние было бы заслуженным. «И у кого тяжелы, будут его весы» , то есть: его благие деяния перевесят греховные. «Те счастливые». То есть: успешные и спасшиеся от огня. Достойные войти в рай. «А у кого легки его весы» , то есть: перевесят греховные деяния над благими. «Те, которые нанесли убыток самим себе». То есть, нанесли себе урон и ущерб, и стали обитателями огня. «Они пребудут вечно в аду» . То есть местом их пребывания станет огонь.

Данный аят свидетельствует об установлении весов и взвешивания дел в Судный день. Так же упоминание о весах и о взвешивании встречается во многих аятах Корана. И все источники указывают, что взвешены, будут делающий, само дело и свитки. И нет в этом никакого противоречия, в том, что все это будет взвешено. Однако внимание будет уделено в отношении тяжести и легкости самого деяния. А не в отношении делающего, и не в отношении свитка. А Аллах об этом знает лучше. И уже исказили мугтазилиты источники относительно этого, говоря, что под весами и взвешиванием подразумевается справедливость. И это искажение является ложным, противоречащим источникам и единому мнению праведных предшественников общины и ее ученых.

Шаукани сказал: «И причиною их упорства является использование только лишь разума. А это ни для кого не представляется доказательством. И если этого не признают их умы, то ведь это уже признали умы тех людей, кто обладал еще более сильным, нежели они разумом. Из числа сподвижников, последователей и их сторонников. До той поры, пока не пришло нововведение, как темная ночь. И каждый начал говорить что пожелает. И оставили шариат за своими спинами». И деяния Последнего дня из числа тех, которые не познаются разумом. А Аллах об этом знает лучше.

3. Из числа событий этого величественного дня, упомянутых шейхом, его слова: «И раздадут книги — и это будут свитки деяний». То есть свитки, на которых будут записаны деяния рабов, которые они совершали в этом мире. И будут сохранены для них. Поскольку они сложатся при смерти и раскроются перед отчетом, что бы каждый человек встал бы перед своим свитком и знал бы, что там записано. «И эти свитки будут брать с правой стороны, с левой стороны, или из-за спины». Это объяснение того, каким образом люди будут брать свои свитки. Как говорится об этом в священном Коране. И это получение делится на два вида: получение своей книги правой рукой. Это относительно верующего. И получение своей книги левой рукой, или из-за спины. Это в отношении неверного. Поскольку он вытянет свою левую руку за спину и получит ею свою книгу. Как говорится об этом в аятах. И нет в них никакого противоречия, поскольку правая рука неверного привяжется к его шее, а левая будет за спиной, и ею он возьмет свою книгу.

Затем шейх приводит в качестве доказательства слова Всевышнего: «И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее». И птица: что летит от него из его деяний: хороших и плохих. «К его шее». То есть: привязали к нему, и будем воздавать ему согласно ею. Нет ему от нее избавления. И она обязательна для него, так же, как обязательно ожерелье на шее. «И выведем для него в день воскресения книгу, которую он встретит открытой». То есть: соберем ему все его деяния в книге, которую он получит в Судный день. Или своей правой рукой, если он счастливый, или своей левой рукой, если он несчастен. «Открытой» , то есть раскрытой. И ее сможет прочесть и он сам, и другие. И поистине, Всевышний сказал: «Встретит открытой». Для ускорения радости своим благим деяниям и упреку за совершение порицаемых дел. «Прочти твою книгу!» То есть ему скажут эти слова. До того, как начнут читать эту книгу те, кто был грамотным, и те, кто был неграмотным. «Довольно для тебя в самом себе счетчика!» То есть: считающего. И это самая великая справедливость. Поскольку самого человека сделают подсчитывающим, чтобы он видел все свои дела и ничего не смог бы отрицать.

И свидетельством благородного аята является установление получения каждым человеком свитка с записями дел в Судный день. Который он будет читать сам. И сам же будет считать, а не при помощи другого.

4. Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает о расчете, и говорит: «И Аллах возьмет расчет с созданий». Расчет: это показ Всевышним Аллахом воздаяния за деяния и напоминание о тех из них, которые были забыты. Или же другое определение: это задержка Аллахом Его рабов перед их удалением с места сбора для выявления их деяний: праведных и не праведных. Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул, что расчет бывает двух видов:

Первый вид: расчет верующего. По этому поводу он сказал: «и уединится (Аллах), с верующим рабом, и он признает свои грехи, как это описывается в Коране и в сунне». Как сказал Всевышний Аллах: «И кому будет принесена его книга в правую руку, тот будет рассчитан расчетом легким и вернется к своей семье в радости». («Раскалывание», 7-9). И в обоих сборниках «Сахих» от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Аллах приблизит верующего настолько, что он окажется под Его покровом, и закроет его от людей, и он признает грехи свои. Аллах спросит его: «Признаешь ли ты этот грех? Признаешь ли ты этот грех? Признаешь ли ты этот грех?» И когда он признает все свои грехи и подумает, что уже обречен на погибель, то ему скажут: «Поистине, Я покрыл тебя в земной жизни и прощаю тебя сегодня!» А затем ему будут даны записи его благих дел». И значение: признает свои грехи: то есть осознает и подтвердит. Как в этом хадисе: «Признаешь ли ты этот грех? Признаешь ли ты этот грех?» Из верующих будут те, кто войдут в рай без расчета. Как это установлено в хадисе о семидесяти тысячах, которые войдут в рай без расчета и наказания.

И расчет делится на несколько видов. Есть легкий расчет, и это называется предстоянием, и есть расчет в виде препирательств. В обоих сборниках «Сахих» передается хадис, передаваемый со слов Аишы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, у кого потребуют серьезного отчета, будет, подвергнут мучениям». Я спросила: «О посланник Аллаха! Разве Всевышний Аллах не говорит: «А кому Мы дадим его книгу в правую руку, то расчет его будет легким». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Таким будет предстояние. И никто не сможет избежать препирательств расчета без того, чтобы не подвергнуться мучениям».

Второй вид: расчет неверного. Он объясняет его словами: «А что касается неверного, то их расчет не будет в виде взвешивания благих и греховных дел, поскольку у них нет благих дел». То есть: у них не окажется благих дел, которые можно было бы взвесить вместе с их греховными делами. Поскольку их благие деяния по причине их неверия не сохранятся для них в мире следующим, и останутся у них одни лишь греховные дела. Аллах Всевышний сказал: «Мы займемся в тот день делами, которые они творили, и развеем их в прах!» («Различение», 23). И под их расчетом подразумевается, что: «будут подсчитаны их деяния счетом, и они остановятся на них и признают их и воздастся им согласно их деяниям». То есть: их известят об их деяниях и они признают их, затем наступит их воздаяние, согласно их делам. Как сказал об этом Всевышний: «Мы обязательно сообщим тем, которые не веровали, что они совершили и непременно дадим вкусить им суровое наказание». («Разъяснены», 50). И слова Всевышнего: «И засвидетельствуют против самих себя, что они были неверными». («Преграды», 37). И Его слова: «И они признались в своем грехе. Прочь же, обитатели огня!» («Власть», 11).

Водоем пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его местоположение и его описание

«И в площадях предстояния водоем, приготовленный для пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Его вода белее молока и слаще меда. Кувшины, стоящие на берегу его, (по своей численности) подобны небесным звездам. Его длина равна месяцу пути и его ширина так же равна месяцу пути. Каждый из испивших его воды уже никогда не ощутит жажды».

Объяснение:

1. Из того, что есть в Судный день — водоем пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И автор упоминает здесь о нем и объясняет его описания словами: «И в площадях предстояния водоем, приготовленный для пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Как установлено это от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Имам ибн Кайюм говорил: «Хадисы, повествующие о водоеме, передаются от сорока сподвижников. И множество, или большинство этих сообщений достоверны».

Водоем дословно: хранилище воды. Приверженцы сунны и согласия единодушны в установление водоема. Этому противоречат мугтазилиты. Они не признают установление водоема. И изменяют источники, упоминающие о нем, искажая их явный смысл. Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает описания водоема, сказав: «Его вода белее молока… и т.д.» . Эти описания установлены в хадисах. Как, например, хадис Абдуллы ибн Амра, который передают Бухари и Муслим, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для того чтобы обойти мой водоем, потребуется месяц пути. Его углы равны между собой. Его вода белее молока, его благоухание приятнее аромата мускуса. А кувшины, стоящие на его берегах подобны небесным звездам. Каждый из испивших его воды уже никогда не ощутит жажды».

Ас-Сират, его значение, его местоположение и описание. Прохождение людей по нему

«Ас-Сират протянут над адом. И это мост, который между раем и адом. Люди будут проходить по нему по мере своих деяний. Среди них будут те, кто пройдут его в мгновении ока. Среди них будут те, кто пройдут его подобно молнии. Из них, кто пройдет его, как ветер. Из них, кто пройдет его, как породистый скакун. Из них, кто пройдет как оседлавший верблюда. Из них, как встретивший врага. Из них, как идущий пешком. Из них, как ползущий ползком. Из них, кто сорвется и полетит в огонь. И поистине, на этом мосту будут крючья, которые будут схватывать людей за их деяния».

Объяснение:

2. Шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает здесь о том, что из событий Судного дня — прохождение людей по Ас-Сирату. И Ас-Сират дословно означает ясный путь. А по законоположению шариата это то, как объяснял шейх своими словами: «И это мост, который между раем и адом». И объяснил его местоположение: «Ас-Сират протянут над адом». Затем он объяснил описание прохождения по нему людей, своими словами: «Люди будут проходить по нему по мере своих деяний». И время прохождения по нему после расхождения людей от места сбора, предстояния и расчета. Поистине, Сиратом спасется верующий от огня и попадет в рай. И упадут с него обитатели огня, попав в ад, как это установлено в хадисах.

Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, объяснил положения людей, проходящих по Сирату, сказав: «Среди них будут те, кто пройдут его в мгновении ока». И так далее. То есть: по своей быстроте и медленности прохождения люди будут разнятся из-за разности их веры и праведных деяний, которые они приготовили в этом мире. Так же по причине следования человеком религии Ислама и его уверенности и убежденности в ней будет его уверенность в прохождение сирата. И кто твердо стоит на сирате смысловом, а это и есть Ислам, тот тверд в прохождение сирата, протянутого над пропастью ада. А кто потерял смысловой сират, тот потеряет и настоящий сират. Его слова: «Как встретивший врага». То есть: бегущий бегом. Его слова: «ползущий ползком». То есть: идущий на четвереньках, вместо ног. Его слова: «на этом мостубудут крючья». Множественное число от слова «крюк». И это железо, покрывающее голову.

Его слово: «схватывать» , означает быстрое взятие чего-либо. Его слово: «По их деяниям» , то есть: по причине их греховных дел будет схватывание их этими крючьями на мосту ада. По причине того, что они были схвачены страстью и сомнением в этом мире, и удалились от верного пути. (Дословно: сиратуль мустакым).

Приверженцы сунны и согласия верят в сират, протянутый над адом. И в прохождении по нему людей, согласно достоверным хадисам, установленных от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Этому противоречит Аль-Кади Абдуджабар Аль-Мугтазили и множество его последователей. Они говорят, что под упомянутым сиратом подразумевается путь рая, упомянутый в словах Всевышнего: «Он поведет их и сохранит в порядке их состояние». («Мухаммад», 5). И путь огня, упомянутый в словах Всевышнего: «И отведите их на путь ада». («Стоящие в ряд», 23).

Это мнение ложно и отвергает правдивые источники без предъявления каких-либо доказательств. А обязанностью является принимать источники и их прямые указания.

Мост между раем и адом

«И кто пройдет по Сирату, тот войдет в рай. И если пройдут по нему, то будут остановлены на мосту между раем и адом, где обиженные воздадут равное своим обидчикам. А когда они очистятся, им будет позволено войти в рай».

Объяснение:

3. Шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает, что из событий Судного дня — стояние на мосту. Так, он говорит: «И кто пройдет по Сирату» , то есть преодолеет его и будет в безопасности от падения в пропасть ада. «Тот войдет в рай» . Потому что кто спасется от огня, тот войдет в рай. Всевышний сказал: «И кто будет удален от огня и введен в рай, тот получит успех». («Семейство Имрана», 185). И сказал Всевышний: «Часть в раю и часть в аду». («Совет», 7).

Однако перед вхождением в рай необходимо воздать за обиды между верующими, дабы они вошли бы в рай в наиболее совершенном виде, очищенными от обид. На это указывает шейх своими словами: «И если пройдут по нему». То есть: преодолеют сират и спасутся от падения в огонь. «То будут остановлены на мосту». Это мост и что превозносится над строениями. И говорят, что этот мост является продолжением сирата, который углубляется в рай. И говорят, что это другой сират, обособленный для верующих.

«Где обиженные воздадут равное своим обидчикам». То есть: между ними произойдет воздаяние за обиды. И обиженный сможет восстановить свои права с обидчика. «А когда они очистятся». То есть освободятся от упреков и восстановят права. «Им будет позволено войти в рай». С их сердец удалится ненависть и злоба по отношению друг к другу. Как сказал об этом Всевышний: «И изъяли Мы злобу, что в их груди. Братьями они на седалищах обращены друг к другу». («Аль-Хиджр», 47).

Первый, кому откроются врата рая, и первый, кто войдет в него и заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует

«И первый, кому откроются врата рая, будет Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и первой кто войдет в него из общин, будет его община. И ему, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день принадлежат три заступничества: а что касается первого заступничества, то оно касается людей предстояния, чтобы начался над ними суд. После того, как пророки Адам, Нух, Ибрахим, Мусса и Иса сын Маръям отвергнут предложение людей о заступничестве и обратятся с этим предложением к нему. А что касается по поводу второго заступничества, то он заступится за обитателей рая, чтобы они вошли в рай. И эти два вида заступничества обособленны для него. А что касается по поводу третьего заступничества, то он заступится за тех, кто был достоин огня. И этот вид заступничества определен для него и для всех пророков, правдивых и других. И он заступится за обитателей огня, чтобы они не вошли бы в него. И заступится за тех, кто попадет в огонь, чтобы они вышли бы из него».

Объяснение:

4. Шейх, да смилуется над ним Аллах, объясняет то положение верующих в Судный день, на котором они остановятся после прохождения этих величайших событий, упоминание наиважнейших частей которых предшествовало ранее. И говорит: «А когда они очистятся, им будет позволено войти в рай». И они не смогут войти в рай, кроме как после разрешения Всевышнего Аллаха и просьбы открыть его ворота. «И первый, кому откроются врата рая, будет Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует». В «Сахих» Муслим, упоминается хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я приду к двери рая в Судный день и попрошу ее открыть. Охраняющий ее спросит у меня: «Кто ты?» И я отвечу: «Мухаммад». Он скажет: «Мне было велено открыть эту дверь тебе, и никому до тебя». И в этом проявляется почет и уважение по отношению к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и проявление его предпочтения. «И первой кто войдет в него из общин, будет его община». И это из-за ее предпочтения перед другими общинами. И доказательства этому мы находим в хадисе Абу Хурайры, который приводит, Муслим со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «И мы первые, кто войдет в рай» . Его слова: Заступничества — множественное число от слова «заступничество». И дословно это обозначает: посредничество. По законоположению шариата: пожелание добра другому. Оно образовано, от слова «ходатайствовать», что является противоположностью слова «обижать». И, как будто бы заступающийся прибавляет свою просьбу к просьбе заступаемого, после того, как он был одинок в своей просьбе.

И слова шейха, да смилуется над ним Аллах: «И ему, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день принадлежат три заступничества». Объяснения заступничества, с которыми пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться в Судный день с разрешения Всевышнего Аллаха. Шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул их здесь в сокращенном виде. Если же перечислить их в полном виде, то получится восемь видов заступничества. Из них есть те, которые обособлены для пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А есть те, которые являются общими между ним и другими.

Первое заступничество: великое заступничество. (И это есть достохвальное место). Оно выражается в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заступится перед Всевышним Аллахом, чтобы Он начал суд над Своими рабами, после длительного предстояния перед Ним. И после того, как все пророки откажутся этот сделать. И тогда с этим видом заступничества обратится к Аллаху с Его позволения наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Второе заступничество: его заступничество за обитателей рая, чтобы они вошли в рай после окончания расчета.

Третье заступничество: заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за своего дядю Абу Талиба, чтобы ему облегчили бы наказание в аду. И это является его особенностью. Потому что Аллах известил, что по отношению к неверным не поможет заступничество заступающихся. И наш пророк известил, что его заступничество действительно лишь по отношению к единобожникам. И его заступничество дяде Абу Талибу является особенностью по отношению к нему и по отношению к Абу Талибу. Эти три вида заступничества особенны нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

Четвертое заступничество: его заступничество, чтобы в аду не оказались те из согрешивших единобожников, которые достойны подобного наказания.

Пятое заступничество: заступничество, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы такие грешники, уже оказавшиеся в аду, были выведены оттуда.

Шестое заступничество: его заступничество, чтобы некоторые из вошедших в рай заняли более высокое положение.

Седьмое заступничество: заступничество посланника, да благословит его Аллах и приветствует, относительно тех, благие и греховные дела которых будут равны, дабы они вошли бы в рай. И есть мнение, что это обитатели преграды.

Восьмое заступничество: заступничество посланника, да благословит его Аллах и приветствует, во вхождении некоторых верующих в рай без расчета и наказания. Как, например, заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к Гукаше ибн Мухсину, да будет доволен им Аллах. Поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал его, чтобы он был одним из семидесяти тысяч, которые войдут в рай без расчета и наказания. И в этих последних пяти видах заступничества кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принимают участие и другие пророки, ангелы, правдивые и шахиды.

Приверженцы сунны и согласия убеждены во все эти виды заступничества, поскольку есть доказательства, утверждающие их. И что для их осуществления необходимо, чтобы они соответствовали двум условиям:

  1. Разрешение Аллаха заступнику обратиться с заступничеством. Как сказал Всевышний : «Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?» («Корова», 255). И Его слова: «Нет заступника иначе, как после Его позволения». («Юнус», 3).
  2. Благоволение Аллаха по отношению к тому, за кого заступаются другие. Как сказал Всевышний: «И они не заступаются, кроме как за того, к кому Он благоволит». («Пророки», 28).

И оба условия объединены в словах Всевышнего: «Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит. Если только не после того, как дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит!» («Звезда», 26).

Мугтазилиты противоречат по отношению к заступничеству совершившим большие грехи из числа верующих, и кто достоин по этой причине огня, чтобы они не вошли бы в него. И в отношении тех, кто уже вошел в огонь, чтобы они вышли бы из него. То есть по отношению к пятому и шестому виду заступничества. В качестве доказательства они приводят слова Всевышнего: «И не помогает им заступничество заступников». («Завернувшийся», 48). В ответ на это можно сказать, что этот аят повествует о неверных. И им действительно не помогает заступничество заступников. А что касается верующих, то заступничество относительно них действенно, если соблюдены все его условия. И люди по отношению к заступничеству разделились на три группы:

  1. Первая группа: которые преувеличили в установление заступничества. И это христиане, многобожники, большинство суфиев и кубуритов. Поскольку они отнесли право заступничества каждому приближенному у Аллаха. Как заступничество и ходатайство при помощи посредников в этом мире у царей и правителей. И они начали обращаться за этим заступничеством не к Аллаху. Как повествует об этом Аллах, говоря о многобожниках.
  2. Вторая группа: и это мугтазилиты и хавариджы, которые преувеличивают отрицание заступничества. И отрицают даже заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и заступничества других по отношению к грешным единобожникам.
  3. Третья группа: это приверженцы сунны и согласия, которые устанавливают заступничество в соответствии с источниками Корана и хадисов. И устанавливают заступничество с его условиями.

Выход некоторых грешников из ада по милости Аллаха без заступничества и простор рая над его обитателями

«И выведет Аллах из ада народы без заступничества, а по Своей щедрости и милости. И останется в раю место после того, как в него войдут обитатели этого мира. И тогда Аллах создаст народы и введет их в рай. И разделы, которые включает в себя дальний мир из расчета, вознаграждения, наказания, рая и ада, и пояснение всего этого упомянуты в небесных писаниях. И следы этого знания оставлены пророками. И в знаниях, унаследованных от пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в этой области достаточное множество. И кто стремится к его познанию, тот сможет его достичь и приобрести».

Объяснение:

5. После того, как шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул, что из видов заступничества, которые произойдут по разрешению Аллаха, есть заступничество по вызволению некоторых грешников, попавших в ад из ада. Он упоминает здесь, что выходу людей из ада будет способствовать и другая причина, кроме заступничества. И это есть милость Всевышнего Аллаха, Его щедрость и благодеяние. И Он выведет из ада тех грешных единобожников, в сердце которых будет хотя бы с горчичного зерна веры. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей. Но прощает, что меньше этого, кому пожелает». («Женщины», 48). И в согласованном хадисе: «Скажет Аллах: «Заступались ангелы, заступались пророки и заступались верующие. И не осталось ни кого, Кроме Милостивейшего из милостивейших». И тогда Он возьмет одной хваткою ад и выведет оттуда народы, которые никогда не совершали благого». Хадис.

Его слова: «И останется в раю место» , то есть свободное место. «После того, как в него войдут обитатели этого мира» . Потому что Аллах описывает рай как широкое и просторное создание, сказав: «Ширина которого — небеса и земля». («Семейство Имрана», 133). «И тогда Аллах создаст». То есть сотворит заново. «Народы» , общества. «И введет их в рай». По Своей милости и щедрости. Потому что рай является Его милостью, которой Он облагодетельствует, кого пожелает. А огнем не наказывает никого, кроме как если против него есть доказательства его неверия, или противоречия Его посланникам.

Его слова: «И разделы, которые включает в себя дальний мир….» И так далее. После того, как автор, да смилуется над ним Аллах, упомянул о различных событиях последнего дня, и что будет в нем происходить, он указывает на Коран и сунну тем, кто желает узнать остальные, не упомянутые им разделы. Потому, что это из сокровенных знаний, которых не возможно достичь, кроме как при помощи озарений.

Вера в Судный день является одним из основных столпов имана в исламе, то есть каждый верующий должен быть убеждён в том, что этот момент рано или поздно наступит. В тот день все люди воскреснут и будут собраны в одном месте перед Аллахом, который рассудит рабов Своих по их делам в земной жизни.

О наступлении Судного дня в суре «Землетрясение» сказано:

«Когда земля содрогнётся от сотрясений, когда земля извергнет свою ношу, и человек спросит, что же с нею, в тот день она поведает свой рассказ, потому что Господь твой внушит ей это. В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (Коран, сура 99)

Точная дата наступления Дня воздаяния известна лишь Всевышнему, и наступит она лишь с позволения Господа миров, о чём говорится в одном из аятов Писания:

«Скажи: "Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу» (7:187)

Однако в коранических аятах и хадисах содержится информация о признаках наступления Судного дня , на некоторых из них остановимся подробнее.

1. Восход солнца не на востоке, а на западе

Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Не наступит Час, пока не взойдёт солнце на западе» (Бухари).

2. Появление Даджаля

Перед Судным днём на земле появится человек, имя которого будет (в библейской традиции Антихрист). Даджаль - это лжемессия, который явится на Землю перед наступлением Судного дня. За ним последуют грешники всего мира и станут превозносить его. Мухаммад (с.г.в.) говорил о том, что наиболее страшным явлением за всю историю человечества станет появление Даджаля.

3. Второе пришествие Пророка Исы (а.с.)

После появления Даджаля для противостояния силам зла на Землю спустится настоящий Мессия - Пророк Иса (Иисус, мир ему), которого Аллах направит для уничтожения Даджаля и его сторонников. В хадисе повествуется: «Всевышний направит к людям Ису, сына Марйам, который возложит ладони на крылья двух ангелов и спустится на землю» (Муслим).

4. Нашествие племён Йаджудж и Маджудж

После того как Пророк Иса (а.с.) одолеет Даджаля на Землю вторгнутся племена , с которыми не в силах будут справиться верующие во главе с Пророком Исой (а.с.). Аллах скажет Исе (а.с.), чтобы тот укрыл мусульман от этих племён, которые будут уничтожать всё на своем пути. После того, как верующим удастся укрыться, Господь уничтожит Йаджудж и Маджудж.

5. Исчезновение морали и нравственности

После пришествия Пророка Исы (а.с.), он проживёт на Земле сорок лет, а затем скончается. После его смерти на Земле наступят тяжёлые времена, о чём говорится в следующем хадисе: «И останутся наихудшие из людей, которые будут совокупляться на виду у всех подобно ослам, и при них наступит Час» (Муслим).

6. Появление дыма, зверя, гигантских провалов земли и огня в Йемене

В одном из хадисов выделяется ряд признаков, среди которых и были названы вышеуказанные события.

Перечисленные здесь признаки, как правило, относят к основным (большим) признакам Дня воздаяния. Наряду с ними также выделяются и малые признаки:

1) Появление Пророка Мухаммада (с.г.в.)

В одном из хадисов сказано: «Я был послан в то время, когда Судный день стал близок к ним, как близки два пальца» (Тирмизи).

2) Появление лжепророков

Хадис повествует: «Судный час не наступит до тех пор, пока среди моих последователей не появятся тридцать лжецов, каждый из которых будет заявлять, что является пророком» (Тирмизи, Абу Дауд). Напомним, что после кончины Посланника Всевышнего (с.г.в.) в Аравии появились лжепророки, выдававшие себя за Посланника Господа миров, наиболее известными среди которых являются Мусайлима, Тулайха, Саджах.

3) Распространение прелюбодеяния

Заключительный Божий посланник (с.г.в.) говорил о том, что перед Судным днём в мусульманской умме появятся люди, которые станут усердствовать в совершении прелюбодеяния.

4) Превращение пустынь Аравии в плодоносные сады

В одном из хадисов сказано: «Судный час не наступит до тех пор, пока арабская земля вновь не преобразится в пастбища, по которым текут реки» (Муслим).

5) Чрезмерное украшение зданий мечетей

Пророк (с.г.в.) сказал, что перед Днём воздаяния люди начнут соревноваться не в своей богобоязненности и нравственности, а в украшении построенных ими мечетей.

6) Дети начнут командовать своими родителями

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Рабыня родит себе госпожу» (Бухари). Мусульманские учёные истолковывают данный хадис, утверждая, что перед наступлением Дня воздаяния дети перестанут слушаться и даже начнут руководить своими родителями.

7) Резкий дисбаланс между мужчинами и женщинами

Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал о том, что одним из признаков Часа станет резкое увеличение числа женщин и резкое уменьшение количества мужчин. «Дело дойдёт до того, что у пятидесяти женщин будет лишь один попечитель» (Бухари, Муслим).

8) Ускорение времени

Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «День Суда не наступит до тех пор, пока не ускорится время» (Ахмад). В данном случае подразумевается, что люди перестанут ценить имеющееся у них время.

9) Разрушение Каабы

Перед наступлением Судного дня произойдёт разрушение в Мекке. Божий Пророк (с.г.в.) говорил: «Каабу разрушит коротконогий эфиоп» (Ахмад).

10) Исчезновение религиозных знаний

Ещё одним признаком наступления Дня воздаяния станет исчезновение знаний, касающихся религии, о чём сказано в следующем хадисе: «Перед наступлением Судного часа исчезнет религиозное знание, распространится невежество» (Бухари, Муслим).

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «В Судный День люди [весь род человеческий] будут воскрешены босыми и нагими [подобно новорожденным, но в зрелом возрасте]». У него в недоумении спросили: «О посланник Божий, все, и мужчины, и женщины, будут вместе, видя друг друга, смотря друг на друга?!» Он ответил: «Атмосфера [вынесения вердиктов и само ожидание начала Суда] окажется настолько тяжелой и напряженной, что им станет не до этого [люди забудут обо всех земных интересах]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Есть семь категорий людей. Они будут находиться в тени [которую пожелает предоставить] Аллах (Бог, Господь) в тот День, когда другой тени не будет [то есть в Судный День]. Это:

Справедливый имам (руководитель, предстоятель);

Молодой человек (или девушка), который вырос в атмосфере набожности [с юности был религиозно-практикующим и далеким от явно запретного и греховного];

Человек, сердце которого связано с мечетью все то время, когда он вне нее;

Два человека, которые [общаются и] дружат друг с другом во имя Бога [без злого умысла или корысти]. Их встречи и расставания наполнены именно этой атмосферой [искренности];

Человек, глаза которого переполняются слезами, когда он [искренне] упоминает Бога в состоянии, не отягощенном какими-либо заботами или проблемами (когда рядом с ним никого нет);

Мужчина, у которого есть легкая возможность вступить в интимную связь с красивой и влиятельной (богатой) женщиной, а он на это отвечает: «[Нет! Ибо] я боюсь Бога, Господа миров» ;

Человек, который дал милостыню (совершил благое деяние), но сделал это настолько скрыто и без огласки, что даже «левая рука не знала о том, что делала правая» [то есть без извещения кого-либо и когда-либо об этом]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «В трех местах (в трех ситуациях) человек будет думать (беспокоиться) лишь и только о себе [ни о ком другом]: «(1) когда окажется перед Весами , пока не узнает, какая чаша тяжелее [чаша грехов или чаша благих деяний], (2) когда [будет получать] книгу [свое личное дело земных слов, поступков], при этом [некоторые люди будут с радостью восклицать: «Кто хочет] берите и читайте мою книгу [посмотрите на нее, она прекрасна!»]. [Напряжение (беспокойство) для каждого будет продолжаться] до момента, пока не станет ясно, получит ли человек книгу своих [земных] дел в правую руку, в левую или со спины . И (3) перед [мостом] Сыратом , что расположен над Адом [ведущим в высочайшие райские уровни]. С обеих сторон его - многочисленные крюки, [на самом мосту] очень много шипов (колючек), которыми человек будет удерживаем [они будут затруднять ему путь через Ад в Рай, а крюки - цеплять и скидывать грешников в Ад. И человек сможет успокоиться и вздохнуть с облегчением лишь] после того, как станет известно, спасся он или нет» . На этих трех этапах напряжение и беспокойство в уме и сердце человека будут максимальными.

В Судный День такое непостижимое и страшное для разума людей творение Создателя, как смерть, примет волею Бога облик барашка. Его возложат на пути, ведущем в райскую обитель, и на глазах всех представителей мира людей и мира джиннов, как тех из них, кто окажется в Раю, так и тех, кто попадет в Ад, заколют подобно жертвенному животному: «Когда обитатели Рая отправятся в свою вечную обитель, а обитатели Ада - на временные или вечные муки в Ад, велением Творца смерть материализуется и разместится между Раем и Адом. [На глазах у присутствующих] она будет умерщвлена, уничтожена. Глашатай воскликнет: «Обитатели Рая, пред вами вечность и нет больше смерти! Обитатели Ада, пред вами вечность и нет больше смерти!» Праведников это событие еще больше обрадует, а грешников, оказавшихся в Аду, сильнее опечалит.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) оповестил: «В Судный День приведут безбожника. Скажут ему: «Послушай, если бы у тебя оказалось [сейчас] столько золота, скольким можно было бы заполнить всю планету Земля, ты расстался бы с ним во спасение своей души и тела [от вечности в Аду]?» - «Да, конечно», - [без раздумий] ответит тот. «[К сожалению, не получится.] А ведь от тебя в мирской обители требовалось совсем незначительное [намного более легкое, простое - вера в Единого и Единственного Бога]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Высокомерные (надменные) [все те, для кого высокомерие было в земной жизни характерным и неотъемлемым качеством, а особенно проявлялось в вопросе веры в Бога и следовании наставлениям посланника своего времени, своего исторического периода; те из них, кто ушли таковыми из жизни земной] в Судный День будут идти [воскрешенные телесно и воссоединенные с душами] к площади Суда похожими на маленькие частички (пылинки), имея обычный людской облик [руки, ноги, голова - все на месте, но размер тела во время движения в огромной толпе окажется необычайно мал и ничтожен]. Унижение будет окружать их со всех сторон…» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Человек не сделает и шага [не получит итогового относительно себя решения] в Судный День, пока не будет спрошен по четырем пунктам: жизнь - как реализовал ее возможности; знания - где и каким образом применил; достаток (доходы) - как заработал и на что потратил; собственная телесная оболочка (тело) - ради чего она изнашивалась им и использовалась» .

В своде хадисов имама аль-Бухари имеется повествование пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) от Абу Са‘ида аль-Худри: «Господь оголит Свою голень. И падут ниц все верующие мужчины и женщины. Останутся стоять лишь те, кто падал ниц [совершал временами молитву-намаз] лишь в угоду кому-то или из желания прославиться [чтобы люди, к примеру, восхищаясь его «набожностью», говорили: «Он так много молится!», хотя человек это делал лишь находясь среди других молящихся и оставлял молитву, оказываясь в ином кругу или наедине с самим собой]. Эта категория людей [в Судный День] пожелает упасть на колени (опуститься в земном поклоне) пред Богом, но их спины не согнутся (сгибаясь, будут сразу выпрямляться)» .

Основная часть мусульманских ученых, начиная с первых веков, не бралась толковать выражение «Господь оголит Свою голень », ведь по абсолютному согласию всех богословов телесность, материальность не присущи Аллаху (Богу), так как Господь нематериален, трансцендентен, и это общеизвестно. Другие, принимая во внимание тонкости арабской филологии, сказали, что данное выражение - аллегория, указывающая на значимость Судного Дня, когда все тайное станет явным, а это для кого-то может оказаться невыносимо горьким и тяжелым. Все будет происходить по Его велению и приказу .

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2045, хадис № 6527.

То же самое касается и женщин.

Хадис от Абу Хурайры и Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 285, хадис № 4645, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 209, хадис № 660; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 397, хадис № 91–(1031).

«В Судный День Господь установит весы Справедливости [о ней много говорили на земле, часто изображая в виде весов. Но так и не смогли на практике осуществить: если и могли узнать частично о внешних факторах, то значительная часть внутренних, незримых оставалась неизвестной, и зачастую перевешивала та чаша, на которую клали бо льшую сумму денежных средств]. Ни одна душа даже в малом не будет ущемлена. Незначительнейший поступок (с малюсенькое зернышко) - и тот будет учтен (представлен) [ни одна единица благого либо злого не затеряется в личном деле каждого из людей и джиннов, несмотря на то что будет их на площади Суда великое множество]. В качестве выносящего решение [учитывающего все, даже незаметные «за» и «против»] Нас [говорит Господь миров] будет достаточно» (Св. Коран, 21:47).

«В тот День вы [люди и джинны, восстановленные из праха или даже молекул] предстанете [на необъятной для вас площади Суда] и ни один секрет не сможете утаить. [Ни земных секретов вам, ни тайн, все станет явным и очевидным]. Кто получит книгу свою [личное дело его земных дел] справа (в правую руку), тот воскликнет [от радости]: «[Кто хочет] берите и читайте мою книгу [посмотрите на нее, она прекрасна]! Поистине, я думал, что мне придется отвечать [за грехи, но Господь простил мне их]!» Ему уготована та жизнь, которой будет доволен. [Он окажется] в высоких садах [райской обители]. Сорванные [с райских деревьев] плоды будут [невероятно] близки [и доступны, на любой вкус]. [Послышится:] «Ешьте, пейте на здоровье, все это - [проявление Божьей милости к вам и] за то, что было совершено вами в [давно] минувшие дни [в земной обители]».

Те же, кто получит книгу свою [личное дело его земных дел] слева (в левую руку), тот [удрученно] скажет: «Лучше бы я не получал этой книги! О, если б не узнал, что значит отвечать [пред Богом за дела земные]! Ох, если б смертью все и закончилось [без воскрешения и какого-либо продолжения]! Богатство мое [которое я столько лет накапливал] мне не помогло. Власть моя [возможность на что-то и как-то влиять] ушла в небытие [покинула меня навсегда]…» (Св. Коран, 69:18–29).

«Человек, ты, усердно трудясь (прикладывая усилия) [направляешься] к Господу своему [непрерывно движешься к смерти] и встретишься с этим [со всем тем, на что тратил свои силы, средства и время, увидишь воочию результат трудов ]. Для тех, кто получит свою книгу [«собрание» своих земных дел и поступков; личное дело] справа (возьмет в правую руку) [что укажет - ушел он из жизни земной верующим], судебный процесс будет легок. Вернутся они к своим близким полные радости.

Кто же получит свою книгу из-за спины [и сможет взять ее лишь левой рукою], те после [осознания того, что их ждет] призовут смерть [закричат: «О горе, я пропал!» Они захотят умереть, исчезнуть, но смерти после всеобщего воскрешения не станет как таковой, а потому] и отправятся в Ад [дабы вечно жариться в пекле].

[Каждый из них] в кругу семьи [находясь в привычном для него окружении в земной жизни] был рад (доволен) [не обременял себя обязательствами пред Богом и обществом, жил как ему вздумается, не признавая границ запретного]. Он считал, что уже никогда не вернется [к Господу, а потому выбросил все связанное с этим из головы и не отягощался раздумьями о готовности к вечному через дисциплину и усердие, старание и труд в земном]. Нет же, [ошибался он] Господь [всегда] видел его [и ни при каких обстоятельствах он не выходил из поля зрения Бога: Творец знал о каждом его шаге, слове, выражении лица…]» (Св. Коран, 84:6–15).

Хадис от ‘Аиши; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 100, хадис № 1603, «сахих».

См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 16. С. 486, хадис № 7450, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 725, 726, хадис № 2562, «хасан, сахих»; там же, хадис № 2563, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 466, хадис № 4327, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2050, хадис № 6545.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2048, хадис № 6538; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 488, хадис № 6538.

См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 709, хадис № 2497, «хасан» (часть хадиса); аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 361, хадис № 3235; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 249.

См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 691, хадис № 2422, «хасан сахих».

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1571, хадис № 4919.

Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 10. С. 857 (863); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 19. С. 369, 370; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 3519, хадис № 5542 и комментарий к нему.