Какие есть мифические существа. Мифические существа. Незнамо что — химеры

Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Домового стараются подкармливать, оставляют ему на кухне на полу отдельное блюдечко с угощением и водой (или молоком) Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не только не причиняет им зла, но и охраняет домашнее благополучие. В противном же случае (что бывает чаще) он начинает пакостить, ломает и прячет вещи,покушается на лампочки в ванной, создает непонятный шум. Может "душить" по ночам хозяина садясь на грудь хозяина и парализуя его. Домовой может менять облик и преследовать своего хозяина при переезде.

Нефилимы (наблюдатели - "сыны Божие") описаны в книге Еноха. Они являются падшими ангелами. Нифилимы были физическими существами, они обучали людей запретным искусствам и взяв в жены жен человеческих рождали новое поколение людей. В Торе и нескольких неканонических еврейских и ранних христианских письмах, нефилим - nephilim означает "которые заставляют других пасть". Нефилимы были гигансткого роста, сила их была огромна как и аппетит. Они стали проедать все человеческие ресурсы, а когда те кончались, могли напасть и на людей. Нефилимы стали воевать и угнетать людей, что явилось огромными разрушениями на земле.

Абаасы - в фольклоре якутских народов, огромное каменное чудовище с железными зубами. Живет в лесной чащобе подальше от людей глаз или под землей. Рождается оно из камня черного цвета, похожего на ребенка. Чем старше он становится тем камень больше похож на ребенка. Сначала каменный ребенок ест все тоже, что едят люди, но когда вырастает он начинает есть самих людей. Иногда упоминаются как антропоморфные одноглазые, однорукие, одноногие чудовища ростом с дерево. Абаасы питаются душами людей и животных, искушают людей, насылают несчастия и болезни, могут лишить рассудка. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву Абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают.

Абраксас - Абрасакс имя космологического существа в представлениях гностиков. В раннюю эпоху христианства, в 1—II веках, возникало много еретических сект, пытавшихся сочетать новую религию с язычеством и иудаизмом. По учению одной из них, все сущее зарождается в некоем высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Во главе духов стоит Абраксас. Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах: существо с человеческим туловищем и петушиной головой, вместо ног — две змеи. В руках Абраксас держит меч и щит.

Баку - "Пожиратель снов" в японской мифологии добрый дух, поедающее плохие сны. Его можно вызвать, если написать его имя на бумажке и положить ее под подушку. В одно время изображения Баку висели в японских домах, а его имя было написано на подушках. Верили, что если Баку заставить съесть дурной сон, то он имел силу превратить сон в удачный.
Есть рассказы, где Баку выглядит не очень добрым. Съедая все сны и мечты, он лишал спящих благоприятных воздействий, а то и вовсе лишал их сна.

Алконост (алконст) — в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века. Алконст безопасное и редкое существо живущие ближе к морю.По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными

Абнауаю-- в абхазской мифологии («лесной человек»). Гигантское свирепое существо, отличающееся необычайной физической силой и яростью. Все тело Абнауаю покрыто длинной шерстью, похожей на щетину, у него огромные когти; глаза и нос - как у людей. Обитает в дремучих лесах (существовало поверье, что в каждом лесном ущелье живёт один Абнауаю). Встреча с Абнауаю опасна, у взрослого Абнауаю на груди у него топорообразный стальной выступ: прижимая к груди жертву, он рассекает её пополам. Абнауаю заранее знает имя охотника или пастуха, с которым он встретится.

Цербер (Дух преисподней) — в греческой мифологии огромный пёс Подземного царства, охраняющий вход в загробную жизнь.Чтобы души умерших могли войти в подземное царство, они должны принести Церберу дары — мёд и ячменное печенье. Задача Цербера — не допускать в царство мёртвых живых людей, желающих вызволить оттуда своих возлюбленных. Одним из немногочисленных живых людей, которым удалось проникнуть в подземное царство и выйти из него невредимым, был Орфей, игравший прекрасную музыку на лире. Одним из подвигов Геракла, которые ему приказали совершить боги, было вывести Цербера в город Тиринф.

Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота в разных мифологиях. Грифоны, грифы, в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; они. - «собаки Зевса» - стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Грифонов (Herodot. IV 13).
Свои грифоны есть и в славянской мифологии. В частности известно, что они охраняют сокровища Рипейских гор.

Вуивр, Вуивра. Франция. Король, или королева змей; во лбу - сверкающий камень, ярко-красный рубин; облик огненного змея; хранитель подземных сокровищ; можно увидеть летящим по небу летними ночами; обиталища - заброшенные замки, крепостях, донжоны и др.; его изображения - в скульптурных композициях романских памятников; когда купается, камень оставляет на берегу, и кто исхитрится завладеть рубином, станет сказочно богатым - получит часть подземных сокровищ, которые охраняет змей.

Дубовики - в кельтской мифологии злые волшебные существа, живущие в кронах и стволах дубов.
Каждому человеку, проходящему мимо их жилища, они предлагают вкусные кушанья и подарки.
Ни в коем случае не следует брать у них еду, а тем более пробовать её на вкус, поскольку пища, приготовленная дубовиками, очень ядовита. По ночам дубовики нередко отправляются на поиски добычи.
Следует знать, что проходить мимо недавно срубленного дуба особенно опасно: дубовики, обитавшие в нём, рассержены и могут натворить немало бед.

Чёрт (в старом правописании «чорт») — злой, игривый и похотливый дух в славянской мифологии. В книжной традиции, согласно Большой советской энциклопедии, слово чёрт является синонимом для понятия бес. Черт социален и чаще всего выходит на охоту с группами чертей. Черта привлекают пьющие люди. Когда черт находит такого человека, он старается сделать все, чтоб человек пил еще больше доводя его до состояния полного безумия. Сам процесс их материализации, известный в народе как «напиться до чертиков», красочно и детально описан в одном из рассказов Владимира Набокова. «Длительным, упорным, одиноким пьянством, - сообщал знаменитый прозаик, - я довел себя до пошлейших видений, а именно: я начал видеть чертей». Если человек бросает пить, черт начинает чахнуть не получая ожидаемой подпитки.

Ырка в славянской мифологии - злой ночной дух с глазами на темном лице, светящимися как у кошки, особенно опасен в ночь на Ивана Купалу и только в поле, потому что лешие не пускают его в лес. Им становится самоубийца. Нападает на одиноких путников, выпивает у них кровь. Укрут, его помощник, приносит ему шалунов в мешке, у которых Ырка выпивал жизнь. Очень боится костра, к огню не подходит. Чтобы спастись от него, нельзя оглядываться, даже если окликают знакомым голосом, не отвечать ничего, сказать трижды "чур меня" или прочесть молитву "Отче наш".

Сульде «жизненная сила», в мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила. Сульде правителя является духом — хранителем народа; его материальное воплощение — знамя правителя, которое само по себе становится объектом культа, оберегается подданными правителя. Во время войн для поднятия ратного духа армии Сульде-знамёнам приносились человеческие жертвы. Особо почитались Сульди-знамена Чингисхана и некоторых других ханов. Персонаж шаманского пантеона монголов Сульде-тенгри, покровитель людей, по-видимому, связан генетически с Сульде Чингисхана.

Анзуд - в шумеро-аккадской мифологии божественная птица, орел с львиной головой. Анзуд - посредник между богами и людьми, одновременно воплощая доброе и злое начала. Когда бог Энлиль снял во время умывания свои инсигнии, Анзуд украл таблички судеб и улетел с ними в горы. Анзуд хотел стать могущественнее всех богов, но своим поступком нарушил ход вещей и божественных законов. В догонку за птицей пустился бог войны Нинурта. Он выстрелил в Анзуда из лука, но таблички Энлиля исцелили рану. Нинурте удалось поразить птицу только со второй попытки или даже с третьей попытки (в различных версиях мифа по разному) .

Баг - в английской мифологиии духи. Согласно легендам, баг - «детское» страшилище, даже в наше время англичанки пугают им своих детей.
Обычно эти существа имеют вид косматых чудищ со спутанной клочковатой шерстью. Многие английские дети верят, что баги могут проникнуть в комнаты, воспользовавшись открытыми печными трубами. Однако, несмотря на довольно устрашающую внешность, эти существа совершенно не агрессивны и практически безвредны, поскольку у них нет ни острых зубов, ни длинных когтей. Напугать они могут только одним способом - скорчив страшную уродливую рожу, растопырив лапы и подняв шерсть на загривке.

Альрауны - в фольклоре европейских народов крохотные существа, обитающее в корнях мандрагоры, очертания которых напоминают собой человеческие фигурки. Альрауны дружелюбны к людям, однако не прочь подшутить, порой -весьма жестоко. Это оборотни, способные перекидываться в кошек, червей и даже в маленьких детей. Позже альрауны поменяли образ жизни: им настолько понравились тепло и уют в людских домах, что они стали переселяться туда. Перед тем как перебраться на новое место, альрауны, как правило, испытывают людей: рассыпают по полу всякий мусор, кидают в молоко комья земли или куски коровьего кизяка. Если люди не выметают мусора и выпивают молоко, альраун понимает - здесь вполне можно обосноваться. Прогнать его практически невозможно. Даже если дом сгорел, и люди куда-либо переезжают, альраун следует за ними. К Альрауну нужно было относиться с большой заботой из-за его волшебных свойств. Надо было обертывать или одевать его в белые одежды с золотым поясом, купать каждую пятницу, и держать в коробке, иначе Альраун, начинал вопить для внимания. Альрауны использовались в волшебных ритуалах. Предполагалось так что что они приносят большую удачу, на подобии талисмана - четырехлистника. Но владение ими несло риск судебного преследования в колдовства, и в 1630 три женщины были казнены в Гамбурге по этому обвинению. Из-за большого спроса на Альраунов они часто вырезались из корней брионии, так как подлинные мандрагоры было трудно найти. Они были экспортированы из Германии в различные страны, в том числе и в Англию, времен господства Генри VIII.

Власти - в христианских мифологических представлениях ангельские существа. Власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, "наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его... в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы".

Гаргулья - плод средневековой мифологии. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille - глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов представлялись двойственно. С одной стороны они были как древние сфинксы охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм или особняк, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты.

Гримы - по средневековым европейским поверьям обитали на всей территории Европы. Чаще всего их можно увидеть на старых кладбищах, расположенных вблизи церквей. Поэтому страшных существ ещё называют церковными гримами.
Эти монстры могут принимать разнообразные обличья, но чаще всего они превращаются в огромных собак с угольно-черной шерстью и светящимися в темноте глазами. Увидеть страшилищ можно только в дождливую или пасмурную погоду, обычно они появляются на кладбище ближе к вечеру, а также днём во время похорон. Они часто воют под окнами заболевших людей, предвещая их скорую кончину. Нередко какой-нибудь грим, не боящийся высоты, забирается ночью на церковную колокольню и начинает звонить во все колокола, что в народе считается очень нехорошей приметой.

Шогготы - существа упоминаемые в известной мистической книге "Аль Азиф" известной более как "Некрономикон", написанной сумасшедшим поэтом Абдул Альхазредом. Примерно треть книги, посвящена управлению шогготами, которых представляют как бесформенных "угрей" из пузырей протоплазмы. Древние боги создали их в качестве слуг, но шогготы, обладая разумом, быстро вышли из подчинения и с тех пор действуют по собственной воле и ради своих странных непонятных целей. Говорят, что эти сущетсва часто возникают в наркотических видениях, но там они не подаются контролю человека.

Ювха, в мифологии туркмен и узбеков Хорезма, башкир и казанских татар (Юха) демонический персонаж, связанный с водной стихией. Ювха - прекрасная девушка, в которую превращается, прожив много (у татар - 100 или 1000) лет, Согласно мифам туркмен и узбеков Хорезма, Ювха выходит замуж за человека, поставив ему предварительно ряд условий, например не смотреть, как она расчёсывает волосы, не гладить по спине, совершать омовение после близости. Нарушив условия, муж обнаруживает змеиную чешую на её спине, видит, как, расчёсывая волосы, она снимает голову. Если не погубить Ювху, она съест своего мужа.

Упыри - (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др.-рус. Упирь), в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. По ночам Упырь встаёт из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или зооморфного существа убивает людей и животных, высасывает кровь, после чего жертва или погибает или сама может стать Упырем. По народным поверьям, упырями становились люди, умершие "неестественной смертью" - насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья.

Шаркань, в венгерской мифологии дракон со змеевидным телом и крыльями. Можно разграничить два слоя представлений о Шарканье. Один из них, связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где Шаркань - свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто - обитатель волшебного замка. С другой стороны, известны поверья об одноголовом Шарканье как об одном из помощников колдуна (шамана) талтоша.

Феникс - бессмертная птица олицетворяющая цикличность мира. Феникс покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:
"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла." Птица эта не размножается, а возрождается после смерти из собственного пепла.

Оборотень - Werewolf - чудовище существующее во многих мифологических системах. Подразумевается человек умеющий превращаться в животных либо наоборот. Животное умеющее обращаться в людей. Таким умением часто обладают демоны, божества и духи. Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами.

Вендиго — дух-людоед в мифах оджибве и некоторых других алгонкинских племён. Служитл предостережением против любых излишеств человеческого поведения. Племя инуитов называет это существо различными именами, среди которых Виндиго, Витиго, Витико. Вендиго наслаждаются охотой и любит нападать на охотников. Одинокий путник, оказавшийся в лесу, начинает слышать странные звуки. Он оглядывается в поисках источника, но ничего не видит, кроме мелькания чего-то, что двигается слишком быстро, чтоб его мог засечь человеческий глаз. Когда путник начинает в страхе убегать, Вендиго атакует. Он могуществен и силён, как никто другой. Может подражать голосам людей. Кроме этого Вендиго никогда не перестаёт охотиться наевшись.

Инкубы — в средневековой европейской мифологии мужские демоны, домогающиеся женской любви. Слово инкубус происходит от латинского «инкубаре», что в переводе означит «возлежать». Согласно старинным книгам, инкубус - это падшие ангелы, демоны, увлекающиеся спящими женщинами. Инкубусы проявляли в интимных делах столь завидную энергию, что на свет являлись целые народы. Например, гунны, которые, по средневековым поверьям, были потомками «отверженных женщин» готов и нечистой силы.

Леший— хозяин леса, лесной дух,в мифологии восточных славян. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю.

Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора,хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ царства Смерти. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Мифические имена

Мифические мужские и женские имена и их значение

Мифические имена – это имена, взятые из римской, греческой, скандинавской, славянской, египетской и другой мифологии.

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Книга "Энергия имени"

Наша новая книга "Энергия фамилий"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Мифические имена. Мифические мужские и женские имена и их значение

Список чудовищ, демонов, великанов и волшебных существ древнегреческой мифологии

Циклопы – в древнегреческой мифологии великаны с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. Три первых циклопа были рождены богиней Геей (Землёй) от Урана (Неба). В глубокой древности циклопы были олицетворениями грозовых туч, из которых сверкает «глаз» молнии.

Циклоп Полифем. Картина Тишбейна, 1802

Гекатонхейры – дети Геи и Урана, сторукие великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Мифические воплощения страшных землетрясений и потопов. Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они неистовствовали, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Земле-Гее стало причинять страшные страдания пребывание этих великанов в её чреве, и она подговорила своего младшего сына, титана Крона («Время»), отомстить отцу, Урану, оскопив его. Крон сделал это серпом.

От пролившихся при оскоплении капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эринний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная).

Богиня Ночи (Нюкта) в гневе на совершённое Кроном беззаконие родила ужасных, чудовищных существ: Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), Кер (богинь насильственной смерти), Гипноса (Сон), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Форкий – злой бог бурного моря и штормов. Детьми Форкия в древнегреческой мифологии считались чудовища горгоны, грайи, сирены, Ехидна и Скилла.

Кето – злобная богиня морской пучины, сестра и жена Форкия. Оба они олицетворяли величественные и ужасные явления моря

Грайи – олицетворения Старости. Три уродливых сестры: Дейно (дрожь), Пемфедо (Тревога) и Энио (злоба, ужас). Седые с рождения, они имеют один глаз и один зуб на троих. Этот глаз однажды похитил у них герой Персей . В обмен на возвращение глаза Грайям пришлось указать Персею дорогу к Медузе Горгоне.

Скилла (Сцилла – «Лающая») – страшное чудовище с 12 лапами, шестью шеями и шестью головами, в каждой из которых – три ряда зубов. Сцилла издаёт беспрерывный пронзительный лай.

Харибда – олицетворение всепоглощающей морской пучины. Страшный водоворот, который трижды в день поглощает и извергает морскую влагу. Древние греки считали, что Сцилла и Харибда живут по разным сторонам Мессинского пролива (между Италией и Сицилией). Между Сциллой и Харибдой проплыл Одиссей во время своих странствий

Горгоны – три сестры, три крылатых змееволосых чудовища. Имена Горгон: Эвриала («далеко прыгающая»), Сфено («могучая») и Медуза («повелительница, стражница»). Из трёх сестёр смертной была только Медуза, обладавшая способностью обращать всё в камень своим ужасным взглядом. Её убил герой Персей . Сохранивший свою волшебную силу взгляд мёртвой Медузы Горгоны помог потом Персею победить морское чудовище и спасти прекрасную Андромеду .

Голова Медузы. Картина Рубенса, ок. 1617-1618

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Зачат Медузой Горгоной от бога Посейдона . Во время убийства Медузы Персеем выпрыгнул из её тела.

Сирены – в древнегреческих мифах чудища, у которых прекрасная женская голова, а тело и ноги – птичьи (по другим рассказам – рыбьи). Чарующим пением сирены завлекали моряков на свой волшебный остров, где разрывали на куски и пожирали. Мимо этого острова благополучно прошёл лишь корабль Одиссея . Тот велел всем своим спутникам залепить уши воском, чтобы не слышать голосов сирен. Сам же он насладился их пением, крепко привязанный к мачте.

Одиссей и сирены. Картина Дж. У. Уотерхауса, 1891

Ехидна («Гадюка») – исполинская полуженщина-полузмея свирепого характера, с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом.

Тавмант – бог морских чудес, подводный великан. Его дочерями считались гарпии.

Гарпии – в древнегреческой мифологии – олицетворения разрушительных бурь и вихрей. Чудовища, которые имеют крылья и когтистые лапы грифа, но грудь и голову женские. Внезапно налетают и исчезают. Похищают детей и человеческие души.

Тифон («Дым, Чад») – страшное чудовище, рождённое Геей-Землёй. Олицетворение газов, которые рвутся из земных недр и вызывают извержения вулканов. Тифон вступил в борьбу с Зевсом за власть над вселенной и едва не одержал в ней победу. В древнегреческих мифах Тифон – исполин, который имел сто шипящих драконовых голов с черными языками и пылающими глазами. Зевс снёс Тифону все головы молниями и низверг его тело в бездну Тартар.

Зевс мечет молнию в Тифона

Кербер (Цербер) – страшный трёхголовый пёс, сын Тифона и Ехидны. Страж выхода из подземного царства Аида , который никого не выпускает оттуда. Геракл во время своего одиннадцатого подвига увёл Кербера из недр земли, но потом он был возвращён обратно

Орф – чудовищный двуглавый пёс, сын Тифона и Ехидны, отец Сфинкса и Немейского льва . Принадлежал великану Гериону и охранял его волшебных быков. Убит Гераклом во время похищения этих быков (десятый подвиг).

(«Душительница») – в древнегреческой мифологии (в отличие от египетской) – чудовищная дева с телом собаки, крыльями птицы и женской головой. Поселившись близ города Фив в Беотии, Сфинкс пожирала юношей, которые не могли разгадать её загадку: «кто ходит утром на четырёх ногам, днём на двух, а вечером на трёх». Загадку разгадал герой Эдип , и Сфинкс после этого бросилась в пропасть.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Эмпуса – в древнегреческой мифологии ночное привидение, женщина с ослиными ногами, умевшая принимать самые разнообразные обличья (чаще всего коровы, красивой девушки или пса с одной медной ногой, а другой из навоза). Высасывала кровь у спящих людей, часто пожирала их мясо.

Ламия – в древнегреческих мифах дочь Посейдона, с которой вступил в связь Зевс . Разгневанная на это жена Зевса, Гера , лишила Ламию красоты, сделала её безобразным чудовищем и убила её детей. В отчаянии Ламия стала отнимать детей у других матерей. Этих детей она поедала. Свою красоту она с тех пор возвращает лишь для того, чтобы соблазнять мужчин, а затем убивать их и пить их кровь. Приходя в безумное исступление, Ламия может заснуть лишь после того, как вынет собственные глаза и положит их в чашу. В позднейших сказочных рассказах ламиями называлась особого рода существа, близкие к средневековым вампирам.

Немейский лев – сын Тифона и Ехидны. Лев громадной величины со шкурой, которую не могло пробить ни одно оружие. Задушен Гераклом во время первого подвига .

Геракл убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа

Лернейская гидра – дочь Тифона и Ехидны. Огромная змея с девятью головами, у которой вместо одной отрубленной вырастали три новые. Убита Гераклом во время второго подвига : герой, отрубив Гидре голову, прижигал отрубленное место горящей головнёй, отчего новые головы переставали расти.

Стимфалийские птицы – вскормленные богом Аресом чудовищные птицы с медными клювами, когтями и перьями, которые они могли сыпать на землю как стрелы. Поедали людей и урожай. Частично истреблены, частично прогнаны Гераклом во время его третьего подвига .

Керинейская лань – лань с золотыми рогами и медными ногами, никогда не знавшая усталости. Была послана как наказание людям богиней Артемидой в древнегреческую область Аркадию, где носилась по полям, опустошая посевы. Поймана Гераклом во время во время его четвёртого подвига . Герой целый год преследовал лань бегом и настиг её далеко на севере, у истоков Истра (Дуная).

Эриманфский кабан – огромный вепрь, который жил в Аркадии, на горе Эриманфе, и наводил ужас на всю округу. Пятый подвиг Геракла состоял в том, что он загнал этого кабана в глубокий снег. Когда кабан увяз там, Геракл связал его и отнёс к царю Эврисфею.

Геракл и эриманфский кабан. Статуя Л. Тюайона, 1904

Кони Диомеда – кобылицы фракийского царя Диомеда питались человеческим мясом и были прикованы к стойлам железными цепями, ибо никакие другие путы не могли их удержать. Во время своего восьмого подвига Геракл завладел этими чудовищными конями, но они растерзали при этом его спутника, Абдера.

Герион – великан с расположенного на западном краю земли острова Эрифия. Имел три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног. Совершая свой десятый подвиг , Геракл достиг Эрифии на золотом челне солнечного бога Гелиоса и вступил в битву с Герионом, который метал в него сразу по три копья. Геракл убил великана и принадлежавшего ему двуглавого пса Орфа, после чего угнал волшебных коров Гериона в Грецию.

Перифет – в древнегреческой мифологии хромой великан, сын бога Гефеста . Обитал в горах близ городов Эпидавра и Трезены и убивал всех проходящих путников железной палицей. Убит героем Тесеем , который с тех пор везде носил с собой палицу Перифета, как Геракл шкуру Немейского льва.

Синид – свирепый разбойник-великан, убивавший встреченный людей, привязывая их к двум согнутым соснам, которые затем отпускал. Сосны, распрямляясь, разрывали несчастных. Убит героем Тесеем.

Скирон – разбойник-великан, который жил на краю одной из скал греческого перешейка Истм. Заставлял прохожих мыть себе ноги. Как только путник склонялся, чтобы сделать это, Скирон толчком ноги сбрасывал его со скалы в море. Тела погибших пожирала исполинская черепаха. Скирон был убит Тесеем.

Керкион – чудовищный великан, вызвавший Тесея на борцовский поединок. Тесей задушил его руками на весу, как некогда Геракл Антея.

Прокруст («Вытягиватель») – (другое имя – Дамаст) свирепый злодей, укладывавший попавший к нему в руки людей на своё ложе. Если ложе было коротко, Прокруст обрубал несчастному ноги, а если длинно – вытягивал его до нужного размера. Убит Тесеем. Выражение «прокрустово ложе» стало нарицательным.

Минотавр – сын, рождённый женой критского царя Миноса , Пасифаей, от неестественной страсти к быку. Минотавр был чудовищем с телом человека и бычьей головой. Минос держал его в Лабиринте, который был построен великим мастером Дедалом в столице Крита, Кноссе. Минотавр был людоедом и питался приговорёнными к смерти преступниками, а также юношами и девушками, которые присылались на Крит из Афин в виде дани. Убит Тесеем : тот добровольно поехал к Миносу в числе обречённых «данников», убил Миноса в Лабиринте, а потом благополучно вышел из этого запутанного сооружения при помощи влюблённой в него сестры Минотавра, Ариадны, и её нити.

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе

Лестригоны – в древнегреческих мифах племя великанов-людоедов, обитавшее на одном из островов, мимо которого проплывал Одиссей . Захваченных мореплавателей лестригоны нанизывали на колья, как рыб, и уносили на съедение, а корабли их разбивали, метая со скал громадные камни.

Кирка (у римлян Цирцея) – дочь солнечного бога Гелиоса, сестра злобного царя Колхиды Эета , у которого украли золотое руно аргонавты . Злая колдунья, жившая на острове Эе. Приветливо завлекая в свой дом путешественников, угощала их вкусными яствами с примесью волшебного зелья. Это зелье превращало людей в зверей (чаще всего – в свиней). Побывавший у Кирки Одиссей спасся от её колдовства при помощи цветка «моли», полученного от бога Гермеса . Одиссей вступил в любовную связь с Киркой, и она имела от него трёх сыновей.

Кирка протягивает Одиссею чашу с колдовским зельем. Картина Дж. У. Уотерхауса

Химера («Молодая коза») – в древнегреческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Убита героем Беллерофонтом .

Стикс (от общеиндоевропейского корня «стужа», «ужас») – олицетворение первобытного ужаса и мрака и богиня одноименной реки в подземном царстве Аида. Обитает на крайнем западе, в обители ночи. Живёт в роскошном дворце, чьи серебряные колонны упираются в небо.

Харон – у древних греков перевозчик душ умерших через реку Стикс. Мрачный старец в лохмотьях, с лихорадочно смотрящими глазами. Имя иногда переводится как «обладающий острым взглядом».

Пифон (от слова «гноить») – страшный дракон, владевший в глубокой древности Дельфийским святилищем . Пифон, как и Тифон, являлся сыном Геи. Пифон обвивал окрестности Дельф семью или девятью кольцами своего длинного тела. Бог Аполлон вступил в схватку с ним и убил Пифона, выпустив 100 (по другим древнегреческим мифам – 1000) стрел. После этого Дельфийское святилище стало храмом Аполлона. По имени Пифона названа его прорицательница – Пифия.

Гиганты – сыновья Геи-Земли. 150 ужасных чудовищ с хвостами дракона вместо ног и человеческими телами. Гиганты были покрыты густыми волосами и имели длинные бороды. Гея родила их то ли из капель крови отрезанного полового органа Урана, то ли из семени Тартара, то ли сама по себе, разгневавшись на то, что

Каждому человеку знакомо понятие «мифические существа». В детстве все мечтают о чуде, дети искренне верят в прекрасных и добрых эльфов, честных и умелых крестных фей, умных и могущественных волшебников. Взрослым людям полезно иногда отрешиться от внешнего мира и унестись в мир невероятных легенд, где обитают магия и волшебные существа.

Типологии волшебных созданий

Энциклопедия и справочники дают приблизительно одинаковое объяснение термину «волшебные существа» - это персонажи, имеющие нечеловеческое происхождение, определенную магическую силу, которую они применяют как для добрых поступков, так и для злых.

Разные цивилизации имели своих характерных персонажей. Эти волшебные животные принадлежали к конкретному виду и роду, которые определялись, исходя из того, кем были их родители.

Люди старались классифицировать мистических персонажей. Наиболее часто они подразделяются на:

  • добрых и злых;
  • летающих, морских и живущих на земле;
  • полулюди и полубоги;
  • животные и гуманоиды и т. д.

Древние мифические существа классифицируются не только по описанию, но и в алфавитном порядке. Но это непрактично, т. к. в сборнике не учитывается их вид, стиль жизни и воздействие на человека. Самый удобный вариант классификации -

Образы древнегреческой мифологии

Это колыбель европейской цивилизации. Древнегреческие мифы открывают дверь в мир немыслимых фантазий.

Чтобы понять всю самобытность культуры эллинов, нужно познакомиться с волшебными существами из их легенд.

  1. Дракайны - это рептилии или змеи женского пола, которые были наделены человеческими чертами. Самые известные дракайны - Ехидна и Ламия.
  2. Ехидна - это дочь Форкиса и Кето. Её рисовали в виде человекоподобного существа. У нее прекрасное, завораживающие девичьей красотой лицо и тело змеи. В ней совмещался подлый характер и красота. Вместе с Тифоном она произвела на свет множество разнообразных чудовищ. Интересен факт, что в честь Ехидны были названы млекопитающее, полностью покрытое иглами, и ядовитая змея. Они обитают на острове в океане, расположенном около Австралии. Миф о Ехидне - это одно из объяснений появления на Земле драконов.
  3. Ламия - царица Ливии, дочь Морского Владыки. Согласно мифу, она была одной из возлюбленных Зевса, за это её возненавидела Гера. Богиня превратила Ламию в чудовище, которое похищает детей. В Древней Греции ламиями именовали упырей и кровососущих, которые гипнотизировали юных девушек и парней, убивали их или выпивали из них кровь. Ламию рисовали женщиной со змеиным телом.
  4. Граи - богини старости, сёстры Горгон. Их имена Ужас (Энио), Тревога (Пефредо) и Дрожь (Дейно). С рождения они были седыми, у них был только один глаз на троих, поэтому пользовались они им по очереди. Согласно мифу о Персее, граи знали месторасположения Горгоны. Чтобы получить эту информацию, а также узнать, где достать шлем-невидимку, крылатые сандалии и сумку, Персей забрал у них глаз.
  5. - сказочный крылатый конь. В переводе из древнегреческого, его имя обозначало «бурное течение». Согласно мифу, никто до Беллерофонта не мог оседлать этого чудесного белого коня, который при малейшей опасности взмахивал огромными крыльями и уносился за облака. Пегас - любимец поэтов, художников и скульпторов. В его честь названы оружие, созвездие, лучепёрые рыбы.
  6. - дочери Кето и её брата Фокиса. Мифология предполагает, что горгон было три: самая известная - Медуза Горгона и её две сестры Сфено и Эвриала. Они вызывали непередаваемый страх. У них были женские тела, покрытые чешуёй, змеи вместо волос, огромные клыки, тело. Все, кто смотрел им в глаза, превращались в камень. В переносном смысле слово «горгона» означает ворчливую и злую женщину.
  7. - чудовище, анатомия которого была устрашающей и удивительной одновременно. Оно было трехголовым: одна - козья, вторая - льва, и вместо хвоста - голова змея. Зверь дышал, огнём уничтожая все, что попадалось ей на пути. Химера была олицетворением вулкана: на его склонах много зелёных пастбищ, наверху логово льва, у основания - змеиные кобла. В честь этого магического существа, были названы отряды рыб. Химера - прообраз горгулий.
  8. - демонический фольклорный персонаж женского пола, который был рожден от Мельпомены или Терпсихоры и бога Ахелоя. Сирену рисовали в виде полурыбы-полуженщины или полуптицы-полудевы. От своей матери они унаследовали красивую внешность и уникальный сладострастный голос, от отца - дикий нрав. Полубогини нападали на моряков, начиная петь, мужчины теряли разум, направляли свои корабли на скалы и погибали. Беспощадные девы питались телами моряков. Сирены - это музы потустороннего мира, поэтому их изображения часто наносили на надгробные скалы и памятники. Эти мифические существа стали прообразом для целого отряда мифических морских созданий.
  9. - популярный мифический персонаж, представлен в образе волшебной птицы, имеющей золотисто-алые перья. Феникс - это собирательный образ разных птиц: павлина, цапли, журавля и т. п. Наиболее часто его изображают в виде орла. Отличительным качеством этого сказочного крылатого персонажа было самосожжение и возрождение из пепла. Феникс стал показателем стремления человека к бессмертию. Он излюбленный поэтический символ света. В его честь было названо растение и одно из ярких небесных созвездий.
  10. - малоизвестные, но интересные волшебные великаны, внешне похожие на мужчин. Отличительной характеристикой гекатонхейров было в том, что они многоглазые. А на одном теле вмещалось пятьдесят голов. Они жили в подземельях, т. к. сразу после их появления на свет Уран для собственной безопасности заключил их в земле. После полного поражения титанов, гекотонхейры добровольно вызвались охранять вход в место заточения титанов.
  11. - ещё одно детище женского пола, которое, согласно мифам, было произведено Ехидной и Тифоном. Это опасное и ужасное существо, которое поражало своим описанием. У неё было девять драконьих голов и тело змеи. Одна из этих голов была не убиваемой, т. е. бессмертной. Поэтому она считалась непобедимой, т. к. когда ей отрезали голову на её месте вырастали ещё две. Монстр был постоянно голодным, поэтому она опустошала местные окрестности, сжигая посевы, убивая и поедая попадавшихся на пути животных. Она была огромных размеров: как только мифическое существо поднималось на хвосте, то её было видно далеко за пределами леса. Именем Гидры названо созвездие, спутник планеты Плутон и род кишечнополостные.
  12. - доолимпийские существа, являющиеся дочерями Электры и Тавманта. Гарпии изображались как красивые на лицо девушки, имеющие длинные волосы и крылья. Они были постоянно голодные и благодаря своему происхождению неуязвимыми. Во время охоты гарпии спускались с гор в лесные чащи или в поля близ поселений, с пронзительными криками нападали на скот и пожирали животных. Боги посылали их в наказание. Мифические чудовища не давали людям нормально питаться, это происходило вплоть до того момента, пока человек не истощался и умирал. Название «гарпия» присуще крайне жадным, ненасытным, злым женщинам.
  13. Эмпуса - малоизвестная мифическая демонесса, живущая в потустороннем царстве. Она была привидением - вампиром с головой и телом женщины, а нижние конечности у неё были ослиными. Её особенность в том, что она могла принимать различные облики - милых и невинных дев, собак или лошадей. Древние люди считали, что она крала маленьких детей, нападала на одиноких путешественников и высасывала из них кровь. Чтобы прогнать Эмпусу, нужно иметь при себе специальный амулет.
  14. - добрые мифические существа, т. к. в мифологии они олицетворяли неусыпное могущество и уникальную проницательность. Это животное с телом льва, огромными и мощными крыльями и головой орла. Глаза у грифона имели золотистый оттенок. Грифон имел простое функциональное назначение - охранять. Древние эллины считали, что эти создания - стражи золотых запасов Азии. Образ грифона, изображали на оружии, монетах и прочих предметах.

Североамериканские магические существа

Америка была колонизирована достаточно поздно. За это европейцы часто называли континент Новым Светом. Но если вернуться к историческим истокам, то и Северная Америк, также богата на канувшие в лету древнейшие цивилизации.

Многие из них безвозвратно исчезли, но разные мифические существа, известны и сейчас. Вот неполный список таковых:

  • Лечуза (Лечуса) - древние жители Техаса так называли ведьму-оборотня с женской головой и телом совы. Лечузы - девушки, которые в обмен на магические силы продали свои души дьяволу. Ночью они превращались в монстров, поэтому их часто видели летающими в поисках наживы. Существует ещё одна версия появления лечузы - это дух умерщвлённой женщины, которая возвращалась для мести. Лечусу сравнивали с такими представительницами древнего мира как гарпии и баньши.
  • - маленькие и очень добрые сказочные персонажи, образ которых активно используется и в современной западной культуре. Согласно легенде, свое название они получили из-за того, что они кладут ребёнку под подушку деньги или подарки взамен на выпавший зуб. Главная польза этого персонажа с крыльями в том, что они призывают ребёнка следить за своим внешним видом и компенсируют утрату зуба. Делать подарок фее можно было в любой день, кроме 25 декабря, т. к. на Рождество, такой подарок, повлечёт за собой смерть феи.
  • Ла Йорона - такое название получила призрачная женщина, оплакивающая своих детей. Её образ очень распространен в Мексике и прилегающих к ней североамериканских штатах. Ла Йорона изображается как бледная женщина в белом, блуждающая возле водоёмов и по пустынным улицам со свёртком в руках. Встреча с ней опасна, т. к. после этого у человека начинались проблемы. Этот образ был популярен у родителей, они запугивали своих непослушных детей, угрожая, что их может забрать Ла Йорона.
  • Кровавая Мери - если открыть атлас, то этот мистический образ связан со штатом Пенсильвания. Здесь появилась легенда, о маленькой и злобной старухе, жившей в чаще леса и занимающейся колдовством. В близлежащих селах и деревнях, начали пропадать дети. Один раз мельник выследил, как его дочь пришла к жилищу Кровавой Мэри. За это односельчане сожгли её на костре. Сгорая, она выкрикнула проклятие. После её смерти вокруг дома были найдены захороненные детские тела. Образ Кровавой Мэри использовался для гаданий в ночь Хэллоуина. В её честь назван коктейль.
  • Чихуатетео - таким словом в мифологии ацтеков называют редких существ, необычных женщин, умерших во время родов и ставших впоследствии вампирами. Роды - она из форм сражения за жизнь. По преданиям, чихуатео сопровождали мужчин-воителей на закате. А ночью они, подобно суккубам, соблазняли представителей сильной половины, высасывая из них энергию, а также похищали детей для утоления жажды. Для очарования и подчинения, чихуатетео могли практиковать магию и колдовские заговоры.
  • Вендиго - злые духи. В древнем мире, люди подразумевали под этим словом «всепоглощающее зло». Вендиго - рослое существо с острыми клыками, безгубым ртом, он ненасытен и черты его силуэта подобны человеческим. Они разделяются на небольшие группы и преследуют своих жертв. Люди, оказавшиеся в лесу, изначально слышат непонятные звуки, ища источник этих звуков, они могли увидеть только мелькающий силуэт. Поразить виндиго обычным оружием невозможно. Его берут только серебряные изделия, ещё он может быть уничтожен огнем.
  • Козлочеловек - гуманоид, который подобен сатиру или . Он описывается как существо с человеческим телом и головой козла. По некоторым данным, его изображают с рогами. Рост до 3,5 м, он нападает на животных и людей.
  • Ходаг - сильное чудовище неопределенного рода. Его описывают как крупное животное, напоминающее носорога, но вместо рога у ходага ромбовидный отросток, благодаря которому сказочный персонаж видит только прямо. Согласно легенде, он питался бульдогами белого окраса. По другому описанию, у него костяные наросты в районе спины и головы.
  • Великий Змей - центральный религиозно-социальный символ племени майя. Змей связан с небесными светилами, по легенде он помогает пересекать пространство небес. Сброс старой кожи - это символика обновления и полноценного возрождения. Его изображали двухголовым. С рогами из его челюстей выходили духи предыдущих поколений.
  • Бейкок - яркий представитель мифологии индейцев рода чероки. Его представляли как истощенного мужчину с алыми огненными глазами. Он был одет в рубище или обычную охотничью одежду. Каждый индеец мог стать бейкоком, если он умер позорно, или совершил плохой поступок: ложь, убийство родных и т. п. Они охотились только на воинов, были быстры и безжалостны. Чтобы прекратить беспредел, нужно собрать кости бейкока и устроить нормальные похороны. Тогда монстр спокойно отправится на отдых в загробный мир.

Европейские мифические персонажи

Европа - огромный континент, который вмещает много разных государств и народностей.

Европейская мифология собрала в себе множество сказочных персонажей, которые связаны с древнегреческой цивилизацией и эпохой Средневековья.

Создание Описание
Волшебное существо в виде коня, изо лба которого выступает рог. Единорог - символ поисков и духовной чистоты. Огромную роль сыграл во многих средневековых сказаниях и легендах. Одна из них гласит, что когда за грех Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада, Бог предоставил выбор единорогу - уйти вместе с людьми или остаться в Раю. Он предпочёл первое, и за свое сочувствие был особенно благословлён. Алхимики сопоставляли стремительных единорогов с одним из элементов - ртутью.
Ундина В западноевропейском фольклоре ундины - духи молодых дев, покончивших жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. Их настоящие имена скрывались. Они похожи на сирен. Ундины отличались красивыми внешними данными, роскошными, длинными волосами, которые они часто расчесывали на прибрежных камнях. В некоторых легендах ундины были подобны русалкам, вместо ног у них был рыбий хвост. Скандинавы верили, что попавшие к ундинам не находили путь обратно.
Валькирии Известные представительницы скандинавской мифологии, помощницы Одина. Сначала они считались ангелами смерти и духами сражений. Позже их изображали как щитоносец Одина, дев с золотыми кудрями и светлой кожей. Они служили героям, подавая напитки и еду в Вальхалле.
Мифологические существа из Ирландии. Плакальщицы, одетые в плащи серого цвета, с ярко-красными от слез глазами и белыми волосами. Их язык непонятен для человека. Её плач - это рыдания ребенка, смешанные с волчьим воем и криком гусей. Она умеет менять облик из бледнокожей девушки на уродливую старуху. Банши охраняют представителей древних родов. Но встреча с существом предвещала скорую смерть.
Хюльдра Юная девица из рода троллей, светловолосая, необычайной красоты. Название «хюльдра» означает «скрывающаяся». По традиции её причисляют к нечистой силе. От обычных женщин хюльдру отличал коровий хвост. Если над ней проводили обряд крещения, то она теряла свой хвост. Хюльдра мечтала породниться с человеком, поэтому заманивала мужчин. После знакомства с ней мужчина становился потерянным для мира. Представители мужского пола обучали их разным ремеслам в т. ч. игре на музыкальных инструментах. Некоторым удавалось родить ребенка от мужчины, тогда они обретали бессмертие.

Во все времена люди пытались дать объяснение тому, чем они не могли управлять и во что вмешиваться. Так появилось множество легенд и мифологических персонажей. Разные народы имели приблизительно одинаковое представление о волшебных существах. Поэтому и ундина, банши и Ла Йорона, идентичны.