Освящение свечей на сретение. Сретенская свеча. Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи

Ника Кравчук

Почему на Сретение Господне освящают свечи?

15 февраля отмечают Сретение Господне. В народе говорят, что в этот день встречаются зима с весной. Но это языческое представление. Христиане имеют в виду другую встречу — Младенца Христа и Симеона Богооприимца. Последний прожил 360 лет и смог умереть только тогда, когда увидел Богомладенца. Почему в этот праздник освящают свечи? Об этом читайте далее.

300 лет в ожидании Мессии

40 дней, согласно ветхозаветной традиции, длился период очищения для женщины, родившей мальчика. По истечению срока мать с младенцем должна была прийти в храм и принести жертву. Вот поэтому на 40-й день после Рождества Христова Дева Мария с Иосифом Обручником пришли в Иерусалимский храм. Они принесли Богомладенца и в знак благодарности Господу — двух голубей.

В храме их радо встретили старец Симеон и пророчица Анна. Симеон взял Богомладенца на руки и произнес слова, известные многим как молитва:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2:29-32).

Так совершилось Сретение Господне — встреча старца с Богом. Но как Симеон Богоприимец узнал, что перед ним — Спаситель?

Евангелист Лука пишет, что Симеону было открыто Духом Святым: не умрешь до тех пор, пока не увидишь Христа. Более подробно об этом старце рассказывает Священное Предание.

На самом деле Богооприимец был одним из 72 толковников и переводчиков Писания на греческий язык. Однажды, когда праведный переводил слова Исайи «се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» , он хотел исправить «ошибку», — Дева не может быть матерью. Но Симеона Богооприимца остановил Ангел: «За то, что усомнился, ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь Рожденного от Девы». По Преданию, праведный Симеон прожил от 300 до 360 лет и никак не мог отойти к Богу. Это длилось до тех пор, пока не состоялась встреча, о которой нам напоминает Сретение Господне.

Святой Дух открыл праведному Симеону, что перед ним именно Тот Младенец. Тогда праведный возрадовался и произнес знаменитую молитву. Также Симеон Богоприимец говорил о миссии Христа:

… се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2:34).

Как понимать эти слова? Одни принимали Христа и становились наследниками Царства Божьего, вторые — добровольно отказывались от Него и спасения.

Если говорить образно, то Спаситель пришел для того, чтобы изменить человека — избавить его от последствий грехопадения Адама и Евы и воскресить для вечной жизни.

Симеон Богоприимец также обратился с пророчеством к Деве Марии: Ей «оружие пройдет сердце» . Так и случилось: когда Пречистая стояла у распятия, острый меч боли пронзил Ее сердце.

Сретение Господне и пророчица Анна

Среди присутствующих в храме был еще один человек, кроме Симеона, который узнал Господа, — пророчица Анна. Согласно Евангелию от Луки, эта женщина также была в преклонном возрасте. За свою 84-летнюю жизнь она лишь семь лет прожила в браке, пока не овдовела. Лишившись супруга, старица всю жизнь посвятила Богу и жила при Иерусалимском храме. За праведную жизнь и чистое сердце Господь наградил ее даром пророчества. Поэтому в 40-й день после Рождества Христова в душе старицы Анны также состоялось Сретение Господне, и она прославила Христа.

Как появилась традиция освящать сретенские свечи?

В наше время Сретение Господне знаю еще и как праздник, в который освящают свечи. Как появилась эта традиция и что она символизирует?

Чин освящения свеч возник в XVII веке при киевском митрополите Петре Могиле. Именно этот архиерей включил свечеосвящение в свой «Требник».

Смысл обряда иллюстрируют слова молитвы священника:

Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир: излей благословение Твое на свещы сия, и освяти я светом благодати Твоея.

Обратите внимание: в молитвенных текстах Христа неоднократно называют «Светом». Симеон Богооприимец в своем обращении к Спасителю также использует эту метафору: «свет к просвещению язычников».

Именно эти слова праведного Симеона послужили основой для возникновения массовых шествий со светильниками. Эти ходы возникли еще в VI веке и совершались на Сретение Господне. До нашего времени обряд сохранился в Католической Церкви. В православных христиан он трансформировался в освящение свеч, но своего смысла не потерял.

Для каждого верующего Сретение Господне — это напоминание о первой встречи с Богом. Кто-то уже давно зажег свечу своей души и встретил Спасителя, другой еще только готовится к этому событию.

Предлагаем вам дополнительно посмотреть фильм митрополита Илариона о празднике Сретения:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

15 февраля православная Церковь отмечает непереходящий праздник Сретение, в который освящение свечей проводится особенным образом. Полученные после проведения чина свечи носили имя «сретенские». Этот обычай стал символом Света, принесённого Спасителем на землю.

Придя в православие в ХVII веке, «сретенские свечи» укоренились в религиозной среде: народ хранил их в красных углах изб или сундуках с ценностями.

Свечи, и обычные, и освящённые в день Сретения, символизируют огонь веры человека. В их состав входят елей, как знак милости Божьей, пчелиный воск, что трактовалось, как сладостные ощущения от общения с Господом, готовность подчиниться Его воле.

Воспользоваться свечами можно в храме во время служения, поставить свечу к иконе, забрать домой и зажигать во время вознесения домашней молитвы – на ваше усмотрение. Совершая обход дома с применением сретенских свечей и горящей молитвой, можно очистить очаг от скверны.

Сретение в христианстве и православии

О событии, в честь которого появился праздник, написано в Евангелии.

По иудейскому закону в храмах над новорожденными младенцами проводился обряд посвящения Господу. На 40-й день с момента рождения Христа Богородица явилась к дверям храма с маленьким Иисусом на руках.

К Деве Марии вышли старец Симеон (ему предрекли встречу с обличённым в плоть Богом) и провидица по имени , прозревшие в младенце обещанного Мессию и поведавшие о Его приходе собравшимся в храме. Это событие считается первой встречей (сретением) Господа и людей.

Симеона и Анну относят к ветхозаветным святым, а ознаменует начало Нового Завета, поэтому имеет место «встреча» двух Заветов.

В православном мире Сретение празднуется ежегодно с Х века в установленный день – 15.02, ровно через 40 дней от Рождества Христова. Само слово «сретение» имеет славянское происхождение, обозначает встречу.

Наряду с чинопоследованием, предписывающимся православными традициями, Сретение Господне включало пережитки языческого прошлого нашей Родины.

Этот церковный праздник в давние времена считался уделом господ, в то время как простой народ предпочитал называть его днём встречи зимы и весны, предвещающий скорое потепление и начало садово-полевых работ.

Сретенская и обычная свеча: в чём разница

Между этими церковными свечами существует лишь два различия:

  1. Предназначение церковных свечей, в возжигании на время молитвы. Разница в том, что сретенские зажигаются для особых случаев (предположим, необходимо содействие в жизненно важных вопросах, вроде обретения семейного очага, демонического воздействия на людей, излечения болезней и избавления от скорби). Считается, что молитва, сердечно возносимая верующим с горящей Сретенской свечой, имеет большую силу. Однако не стоит считать её обязательным условием исполнения просьбы, приписывать несуществующие магические свойства.
  2. Логично, что все церковные свечи освящают. На протяжении остального года это делается малым чином, а в Сретение – великим. Также происходит и с водой: святят её в церкви постоянно, но водосвятный молебен на Крещение Господне совершается особым образом.

Зачем ставить свечи в церкви и как правильно это делать

Господь учит умению жертвовать – совершать поступки не требуя ответных действий, отдавать что-то в финансовом плане, не рассчитывая на восполнение материального состояния. Оплата покупки в магазине – не жертва, а товарно-денежные отношения.

Жертвой называют дар, выражающий любовь человека к тому, кому предназначен дар. Милостыня для нищих, подаяние на восстановление церквей – примеры жертвы.

Искренне приносимая, она угодна Господу вне зависимости от материального эквивалента: подаренный на День Рождения подарок, который ребёнок сделал самостоятельно, будет также приятен родителям, как и дорогостоящий презент.

Возжигание церковной свечи – тоже своего рода жертва, но не когда свечка сожжена дома в отсутствие подачи электроэнергии или для создания романтической атмосферы, а лишь поставленная перед иконой или святыней.

Некоторые верующие, не понимающие природу взаимоотношений Бога и человека, пытаются вступить с Ним в «товарно-денежные отношения», мол, ты – мне, я – тебе: ты мне красавицу-жену, а я тебе самую толстую большую и дорогую свечу поставлю.

Но Ему неважно, насколько толстой или дорогой будет поставленная свеча, главное – искренность, вера и любовь к Богу и ближним, выраженные в жертве материальной ради духовной цели.

Свечи и язычество в наши дни

Во что бы ни верил человек – не имеющий веры в Истинного Бога является язычником. Кровными узами с язычеством связана магия, главной целью которой считается подчинение человеку духовного мира, управление событиями и явлениями, находящимися в ведении Небес.

Все события укладываются в простые правила и имеют простые решения, напоминающие суеверия, а христианские святыни в таком случае преподносятся в качестве непременного и обязательного условия успеха, оберега и источника удачи.

«Не хотите, чтобы ребёнок болел – крестите его», «В дверной проём воткните иголку, чтобы люди с неблагими намерениями не смогли переступить порог» и так далее.

Удивительно, но языческое отношение к святой воде или церковным свечам проявляется и в наши дни. Их используют в ритуалах или не по назначению, поэтому советую запомнить, что:

  • свечи и воду освящают именем Господа и предназначены для служения Ему.
  • Не стоит приносить их на разного рода ритуалы к «бабкам», «колдунам», «целителям» и т.п. Это может иметь противоположное действие.
  • Огарки свечей не стоит выкидывать – принесите их в ближайший храм для дальнейшей утилизации.

Кажется, всё, что могла рассказала, но напоследок скажу: для меня главным в общении с Господом является не частота посещения храмов и литургий, не количество поставленных свечей и заученных молитв, а искренняя вера и любовь в отношении Бога и людей.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

В православном требнике священнослужителя есть специальный "Чин благословения свеч на Сретение Господне". Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от "сретенской"? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные.

Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – "обычным". Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня.

Также и со "сретенскими свечами" – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что "сретенским свечам" следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно."Сретенские свечи" православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи?

Вопрос: Скажите, пожалуйста, с чем связан обычай освящать на Сретение Господне в храме свечи и как следует правильно обращаться с принесенными в этот день домой сретенскими свечами?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей:свет во откровение языком (Лк. 2: 30–31). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).

В Православной Церкви сохранился только «Чин благословения свещъ на Сретение Господне» . В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами «по часех, прежде начатия священныя Литургiи» . В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы, как и другие свечи, освященные в иные дни.

Церковная свеча - это прежде всего ваша жертва Богу. Жертва - это то, что человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному. Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва. Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар). Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва.

Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой-либо иконой или святыней - это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в "церковную кружку" на восстановление храма - это жертва.

Жертва - это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Неважно, какова материальная стоимость этой жертвы.

Когда ребёнок дарит своему отцу на день рождения сделанный своими руками рисунок или поделку, это не менее приятно отцу, чем если ребёнок подарит ему купленный дорогой галстук или крем для бритья на данные мамой деньги.

Некоторые пытаются вступать с Богом в "коммерческие отношения", например: "Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!".

Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца. Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного.

Но иногда мы видим языческое отношение к свечам, к освященной воде.

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил, - он язычник. Родная сестра язычества - магия - то есть стремление человека подчинить себе духовный мир. Святыня в магии рассматривается как автоматический аккумулятор благодати, залог успеха, оберег. Магизм начинается там, где всё укладывается в простые правила и беспроблемные советы. Например: "Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить", "Чтобы успешно шла торговля, нужно посвятить офис", "Отче наш" - сильная молитва, но Иисусова - сильнее", "Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом".

Подвох в том, что в приведенном перечне духовных, казалось бы, истин ничего не было сказано о внутреннем подвиге молящегося, о его духовном состоянии, покаянии, вере, о его духовном векторе, направленности к Богу. Да и вера тоже разная бывает. "И бесы веруют и трепещут" (Иак. 2:19). Ведь для снискания благодати Божией и Духа Святого, того, что преподобный Серафим Саровский назвал целью христианской жизни, труд нужен, и немалый, а здесь всё элементарно. Водичкой побрызгал, через плечо три раза плюнул, к "благодатному" старцу съездил - и всё в порядке. Кстати о водичке. Многих прихожан священник вынужден просто "купать" во время водосвятного молебна, слова "капля освящает море" не для них, дескать, меня водой облили - теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

"Так надо!" Сколько раз мы слышали эту фразу, оправдывавшую всякую глупость. Народное творчество неиссякаемо. Посудите сами, какие вопросы чаще всего задают на приходе, в письмах священникам, в интернете. Может, вопрос о том, как спастись? Совсем нет - спрашивают о том, можно ли носить пасхальные куличи на кладбище, кто первый должен ступить на венчальный рушник - жених или невеста, можно ли покупать продукты, на упаковке которых находится штрих-код, через какое плечо передавать свечу в церкви и т. д. Эти и подобные вопросы не только задаются - они ставятся во главу угла в духовной жизни. Ими руководствуются, и в нарушении таких "установлений" видят чуть ли не предательство веры и отречение от православия.

Возвращаясь к теме "свечного благочестия", нельзя не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни. Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой или переставить ранее поставленные кем-то свечи. Это моментально вызовет бурю гнева и обвинение в колдовстве. Некоторые бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается, и забывая о том, что большая свеча ничуть не благодатнее маленькой. Нечего слушать рассказы о том, что свечу следует ставить только правой рукой, а если вдруг она упала или потухла, следует ждать несчастья, что в один и тот же день нельзя ставить свечи о здравии и о упокоении...Не стоит волноваться, если вашу недогоревшую свечу снимут, чтобы освободить место для других - жертва уже принята Богом.

Свеча не может молиться за нас, она может только помогать нашей молитве. Свеча имеет символическое значение, но нас спасает не символ, а содержание - Божественная благодать.

К сожалению, суеверия сопровождают человека с самого рождения. А как же - ещё до крещения младенца ему на ручку надевают красную ниточку, - чтобы не сглазили. Да и после крещения её советуют не снимать - на всякий случай. Таким образом не Бог и не Ангел-хранитель оберегает дитя, а ниточка.

Кроме свечного суеверия, существует целый комплекс суеверий , к которому можно отнести: некрофобию - боязнь покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти. Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстают от колдунов родные и знакомые покойного, посторонние люди, присутствующие на похоронах. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Оказывается нельзя переходить дорогу похоронной процессии или смотреть на покойника из окна - иначе умрешь! Перечень запретов столь велик, что исполнить их все просто невозможно. Все эти суеверия, как под копирку строятся по схеме: покойник - чего-то нельзя - иначе - покойник.

Жизнью человека владеет Бог. Только он решает, жить человеку или умереть. Каждый из нас уходит тогда (и только тогда!), когда его призовёт Господь.

В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные.

Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – «обычным». Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня.

Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год особым чином.

Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается исключительно для возжигания во время молитвы. Обычно Сретенскую свечу зажигают в особых случаях при испрашивании помощи Божией в решении жизненных проблем: выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, приобретении дома, а также в болезни, скорби или при явном действии демонических сил на человека. Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу Христу, к Божией Матери, или к святым при возжжении и горении Сретенской свечи, имеет особую благодатную силу, и если сопровождается искренней верой молящегося, то приводит к скорому исполнению просимого.

Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно. «Сретенские свечи» православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

КАК ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ СВЕЧУ

Любая церковная свеча – это жертва Богу, а потому возжигается со словами следующей краткой молитвы: «Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь)».

Жертва — это то, что человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному. Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва. Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар). Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва.

Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой-либо иконой или святыней — это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в «церковную кружку» на восстановление храма — это жертва.

Жертва — это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Неважно, какова материальная стоимость этой жертвы.

Когда ребёнок дарит своему отцу на день рождения сделанный своими руками рисунок или поделку, это не менее приятно отцу, чем если ребёнок подарит ему купленный дорогой галстук или крем для бритья на данные мамой деньги.

Некоторые пытаются вступать с Богом в «коммерческие отношения», например: «Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!».

Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца. Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного.

Но иногда мы видим языческое отношение к свечам, к освященной воде.

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил, — он язычник. Родная сестра язычества - магия — то есть стремление человека подчинить себе духовный мир. Святыня в магии рассматривается как автоматический аккумулятор благодати, залог успеха, оберег. Магизм начинается там, где всё укладывается в простые правила и беспроблемные советы. Например: «Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить», «Чтобы успешно шла торговля, нужно освятить офис», «Отче наш» — сильная молитва, но Иисусова - сильнее», «Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом».

ПОМНИ: ЦЕРКОВНЫЕ СВЕЧИ освящаются и посвящаются Богу, а потому их ни в коем случае нельзя носить к «бабкам», «целителям и колдунам». Это рассматривается, как кощунство по отношению к святыне, и приведёт к абсолютно противоположному результату.

Огарки, оставшиеся после домашнего возжжения свечей, ни в коем случае не выкидываются. Лучше их приносить в храм для дальнейшей утилизации.

Сретение Господне – старинный христианский праздник, который отмечается уже несколько столетий. День праздника приходится на 15 февраля 2019 года. Не удивительно, что к нему приурочено множество обрядов и обычаев, которые соблюдают верующие.

Один из них – освящение свечей в праздник Сретения Господня. В давние времена в этот день проводилось шествие с зажженными светильниками.

Позднее в католических храмах стало совершаться благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Также появилась традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона.

Освящение свечей в праздник Сретения Господня

Этот древний чин был воспринят православной церковью в ХVII веке. В 1646 году митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал требник, в котором подробно описывался католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. Он совершается в знак очищения мира светом Христова Евангелия.

В Православии освящение свечей в день этого праздника также происходит в память об установленной Моисеем обязанности приносить в жертву Богу всякого первенца.

До наших дней сохранился ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка. Согласно сложившимся традициям, в 40-й день после его появления на свет или позднее мать с ребенком приходит в храм, где совершается обряд крещения младенца.

Сретенская свеча символизирует огонь Благодати Божией, а также воспринимается как символ пылающего любовью к Господу молящегося сердца. Как ее пламя устремляется ввысь, так и молитва верующих должна возноситься к Богу, сжигая преграды суеты мирской и оплавляя, подобно воску, грешные души.

В одной из молитв чина освящения свечей на Сретение Господне говорится:

«Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

Верующие возносят просьбы о том, чтобы, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и души христиан, просвещенные Духом Святым, избегали греховной тьмы.

После праздника Сретения Господня освященные свечи хранят дома в течение года как обереги и возжигают в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог.

Также существует обычай возжигать их в дни Великого поста при чтении канона Андрея Критского, страстных Евангелий и др. Однако православная церковь предостерегает верующих от того, чтобы придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение.