Видения фаты морганы. Что такое Фата-моргана? Древние мифы и свидетельства очевидцев

О миражах известно все и ничего. С одной стороны, трудно найти человека, который хоть раз в жизни не видел бы самый простой мираж — голубое озерцо на раскаленном шоссе. Оптики доходчиво, с чертежом и формулами, расскажут об этом явлении. С другой - тысячи людей наблюдали в небе буквально висящие города, причудливые замки и даже целые армии, но вот тут у специалистов нет объяснений этому природному феномену. Изучать миражи практически невозможно, ведь они не появляются по заказу. Их хозяйка, Фата Моргана, всегда оригинальна и непредсказуема.

Люди видели миражи начиная с глубокой древности, о чем сохранилось немало преданий. Особенно красочные рассказы о миражах Палестины остались от крестоносцев, которым, впрочем, никто особенно не верил. Уж больно любили приврать рыцари о чудесах Востока. Начало научного наблюдения за этим оптическим фокусом совпало с появлением судового журнала, в который детально записывалось все необычное. Откроем старинную книгу «Поденные записки о плавании на северный китовый промысел, содержащие исследования и обретения на восточном береге Гренландии». В ней говорится о большом городе, который наблюдал летом 1820 года командир судна «Баффин», полном замков и храмов, очень похожих на древние строения. Моряк подробно зарисовал это чудесное явление, но свидетельства позднее, конечно же, не подтвердились.

Позже, в 1840 году, жители маленького островка к северу от Англии увидели в небе прекрасные белые здания. Поскольку ничего подобного на их родине не было, то люди сочли это подтверждением сказки о народе фин, обитавшем в хрустальном городе. Видение далекой страны повторилось через 17 лет и висело в воздухе целых три часа.

Но чемпионом по миражам уже давно признают далекую холодную Аляску. Чем сильнее стужа, тем четче и красивее возникают в ее небе видения. Постоянно фиксировать появление миражей в тех краях начали только в XIX веке. Так, в 1889 году местный житель, прогуливаясь близ горы Фэруэтер, что на юго-востоке полуострова, наблюдал силуэт большого города - с небоскребами, высокими башнями и шпилями, храмами, похожими на мечети. Источник миража мог находиться за тысячи километров от Аляски.

Кстати, Аляска и по сей день остается одним из лучших мест в мире для появления миражей. Там даже создано специальное общество по изучению природных оптических явлений, которое выпускает журнал наблюдения миражей, а туристов из Канады и США возят на автобусах полюбоваться, как на ровном океанском горизонте прямо из пучины встают горы, а потом неведомо куда исчезают.

Но для того чтобы увидеть настоящий мираж, совсем не обязательно ехать на Аляску. Если в жаркий летний день встать на шоссе против солнца, то можно заметить, как дорожное полотно в 2-3 километрах от нас как будто погружается в блестящее на солнце озеро. Попробуем приблизиться к «озеру» - оно отодвинется, и сколько бы мы ни шли по направлению к нему, оно неизменно будет находиться в отдалении. Именно эти миражи в древности доводили до отчаяния путников, изнывавших от зноя и жажды. В литературе такой вид миража называют оазисным, или озерным, а не склонные к лирике физики называют его нижним, и сейчас мы поймем почему.

Природа озерного миража изучена в деталях. Солнечные лучи накаляют почву, от которой нагревается нижний слой воздуха. Он в свою очередь устремляется вверх, тут же заменяясь новым, который нагревается и утекает вверх. Световые лучи всегда искривляются от теплых слоев в сторону более холодных. В физике это явление называется рефракцией и известно со времен Птолемея. Лучи от светлого неба близ горизонта, направляясь к земле, загибаются над ней кверху и по наклонной доходят до нашего глаза снизу, точно отражаясь от чего-то над самой землей. Видим мы, конечно, кусочек голубого неба, только ниже того места, где оно есть на самом деле. А эффект блеска и переливов вызван неоднородностью потоков теплого воздуха, поднимающегося от горячей поверхности.

Те же миражи - замки, города и горы, - с которых мы начали свой рассказ, хоть и разнообразнее озерных, но в целом схожи с ними в объяснении. Ученые называют их верхними миражами. В «Метеорологии» Аристотеля приведен характерный пример, как жители Сиракуз видели иногда в течение нескольких часов берег континентальной Италии, хотя до него 150 км. Подобные явления также вызваны перераспределением теплых и холодных слоев воздуха. Уменьшение его плотности с высотой «вынуждает» лучи, отраженные от предметов, находящихся невысоко над горизонтом, искривляться книзу. А законы оптики таковы, что мы всегда видим предмет по направлению последнего отрезка пути светового луча. Поэтому атмосферная рефракция приподнимает предметы, что и позволяет заглянуть за черту горизонта. Если есть мираж нижний и верхний, почему бы не быть боковому? Удивительные явления часто можно наблюдать у хорошо прогретых стен зданий. «Приближаясь к стене форта, сделанной из песчаника, я вдруг заметил, что она заблестела как зеркало и в ней отразились и пыльные пальмы, и верблюды, тащившие на горбах наши пушки», - описывает свои впечатления от Туниса французский офицер Лазар Погю. А голландский астроном и популяризатор науки Марсель Миннарт предлагал такой оптический фокус: «Встаньте у длинной стены на расстоянии вытянутой руки и смотрите на блестящий металлический предмет, который ваш товарищ постепенно приближает к стене у другого конца. Когда предмет окажется на расстоянии нескольких сантиметров от стены, его контуры исказятся, и вы увидите на стене его отражение, как если бы она была зеркальной. В очень жаркий день изображений может быть даже два». Природа этого миража точно такая же, как у озерного. Конечно, лучи света отражаются не от стены, а от примыкающей к ней более горячей прослойки воздуха.

Для следующего, самого загадочного вида миражей, называемых фата-морганами, убедительных признанных объяснений пока не найдено. Свое название они получили в честь героини бретонского эпоса Фаты Морганы, в переводе с итальянского «феи Морганы». Говорят, что она, сводная сестра короля Артура, отвергнутая возлюбленная Ланцелота, поселилась от огорчения на дне моря, в хрустальном дворце, и с тех пор обманывает мореплавателей призрачными видениями. Вот пример документированной фата-морганы, то есть записанной очевидцами, не верить которым у нас нет оснований. 3 апреля 1900 года буры - защитники Блумфонтейна - увидели в небе боевые порядки британской армии, притом так четко, что можно было различить пуговицы на красных мундирах офицеров. Это было воспринято как дурное предзнаменование. Через два дня столица Оранжевой республики сдалась.

К фата-морганам, без сомнения, можно отнести и многочисленных «летучих голландцев», которых до сих пор видят мореплаватели. В 11 часов утра 10 декабря 1941 года команда британского транспорта «Вендор», находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. «Вендор» пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. «Вендор» подошел к предполагаемому месту гибели корабля, но, несмотря на тщательные поиски, не нашел не только никаких обломков, но даже и пятен мазута. В порту назначения, в Индии, командир «Вендора» узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер «Рипалс», атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 км.

Каким же образом ученые пытаются объяснить подобные явления?

Если, например, следовать теории Фрайзера-Маха, то для возникновения фата-морган необходимо, чтобы зависимость температуры воздуха от высоты была нелинейной. Сначала температура возрастает с высотой, но с некоторого уровня скорость ее роста уменьшается. Подобный температурный профиль, только с более крутым «переломом», ученые называют воздушной линзой. Существование такого эффекта метеорологами обосновано, но утверждать, что именно он является причиной возникновения фатаморган, рано.

Достоверно известно и о миражах-призраках. Вот как описывает этот эффект британский метеоролог Каролина Ботли. «Жарким августовским днем 1962 года я собирала цветы. Внезапно в нескольких метрах от себя я увидела фигуру, она дрожала и покачивалась, была довольно массивной. Я в ужасе уронила букет цветов и лишь тогда заметила, что у призрака тоже был букет цветов и он тоже уронил его. Это было мое собственное отражение. Я так подробно различала все оттенки, детали, цвет тела, как будто видела себя в зеркале». Несмотря но то что мисс Ботли известна всей Америке как эксперт по погоде, можно было бы подумать, что на сей раз речь уж точно идет о галлюцинации. Но в 1965 году американский турист сфотографировал подобный призрак. С тех пор появилось с десяток фотографий миражейпризраков и даже одно любительское видео. Подобные явления обычно возникают утром, в жаркий день, когда от земли еще поднимается пар. Ученые считают, что призраки вызваны не преломлением света, а отражением на редком тумане. Но уверенно говорить о «механизмах», создающих миражипризраки, ученые пока не могут. Здесь больше догадок, чем обоснованных теорий.

Алексей Савин, кандидат физико-математических наук

Давным-давно, во времена славного короля Артура, жила злая и коварная фея Фата-Моргана. Она умела строить удивительной красоты замки, роскошные дворцы, близ которых журчали фонтаны, и заманивала туда усталых путешественников. Увидев эти дворцы, путники, как заворожённые, сворачивали со своего пути, а чудесные видения через некоторое время бесследно исчезали. И Фата-Моргана забавлялась, наблюдая за великим изумлением людей.

Много воды утекло с тех далёких пор. Король Артур стал легендой, да многие и не верят; что он жил на самом деле. А вот Фата-Моргана продолжала и продолжала свои шутки, никак не давая повода усомниться в своём существовании. Вот лишь несколько примеров, о которых остались документальные свидетельства очевидцев...

В 1684 и 1908 годах в Ирландском море дважды появлялся неизвестный географам остров, на котором, как можно было разглядеть с берега, стоял большой и красивый город. Но вскоре остров исчезал так же неожиданно, как появлялся.

В 1762 году моряки китобойного судна «Аврора» видели в Атлантическом океане, недалеко от Фолклендских островов, некие новые неизвестные земли, которые в честь своего судна назвали островами Авроры. Поверив сообщению моряков, географы даже нанесли их на карты, однако позже в указанном месте этих островов никто не нашёл.

Жителям Лазурного берега Франции тоже не раз случалось наблюдать, как в Средиземном море на горизонте возникают далёкие горы какого-то большого острова, а затем бесследно растворяются в воздухе...

Ко всем этим и некоторым другим подобным шуткам как раз и прикладывает руки Фата-Моргана. Однако коварная волшебница любит дурачить людей не только несуществующими островами. Иной раз она может устроить прямо в воздухе... военный парад.

В 1785 году, например, по свидетельству очевидцев, неизвестные войска дважды промаршировали над польской областью Силезией.

В 1848 году точно такой же случай произошёл неподалёку от Вены. Об этом невероятном случае тогда даже писали газеты.

А ещё Фата-Моргана иной раз показывает летящие высоко над землёй парусники с экипажами на борту. Особенно часто такие летающие корабли почему-то появлялись в 90-х годах XIX века. Тогда некий американец Чарлз Форт даже написал книгу «Новые земли», где утверждал, что это корабли... неведомых разумных существ с других планет.

Бывают у феи и более мелкие проделки. Иные из них случаются, например, на асфальтированном шоссе. Если ехать по нему ясным солнечным днём, в какой-то момент может вдруг показаться, что впереди асфальт покрыт лужами. Однако стоит подъехать ближе, лужи исчезнут и - снова появятся далеко впереди, чтобы потом вновь исчезнуть...

Впрочем, для учёных все эти проделки волшебницы давно уже не чудеса. Вот давайте и разберёмся, что же происходит...

Воздух, окутывающий Землю - наша атмосфера, - представляет собой как бы слоёный пирог, причём температура слоев разная. По-разному проходят сквозь каждый воздушный слой и солнечные лучи. Чем больше перепад температур, тем сильнее искривляется их путь, причём направление этого искривления - от более тёплых слоев к холодным.

Слои воздуха можно сравнить с гигантскими линзами с разными коэффициентами преломления света. Тот слой, что в самом низу, сильно нагревается от раскалённого в жаркий день асфальта и потому имеет самый маленький показатель преломления - свет не проходит сквозь него, а отражается.

Вот и получается, что далеко на дороге мы видим... отражённое небо, создающее иллюзию воды на асфальте.

Конечно, происходит это далеко не всегда. Ведь «воздушные линзы» должны быть расположены именно так, чтобы лучи света, пройдя сквозь них и отразившись, создали на дороге мираж неба. А для этого необходимо сложение многих условий - температуры, времени дня, освещённости...

А как объяснить появление гор близ Лазурного берега Франции? Да теми же слоями атмосферного «пирога». У них не только температура разная - с высотой уменьшается и плотность воздуха. Вот представьте: лучи света упали на горы лежащего далеко за горизонтом от французского побережья острова Корсика, отразились от них и «полетели» вверх. Но, меняя направление из-за уменьшения плотности, они, в конце концов, опять направляются вниз, однако в противоположную сторону. И на Лазурном берегу видны горы, отразившиеся в очередной небесной «линзе».

Для наглядности можно провести небольшой эксперимент. С одной стороны стола постройте на полу из кубиков замок. А сами сядьте на стул с противоположной стороны так, чтобы замок на полу не был виден. Если теперь кто-нибудь возьмёт зеркало и поднимет его над замком, развернув немного в вашу сторону, вы увидите замок отражённым. Зеркало в этом очень сильно упрощённом, но зато наглядном опыте сыграло роль небесной линзы-отражателя.

Впрочем, лужи на асфальте - это ещё простая форма миража. Горы острова Корсика, «всплывшие» неподалёку от Лазурного берега, в общем, тоже. А вот самые сложные миражи так и называются - фата-моргана. Говоря языком науки, фата-моргана - это «сложное оптическое атмосферное явление, состоящее из нескольких форм миражей. При этом отдалённые предметы видны многократно и с разнообразными искажениями».

Словом, чем сложнее форма атмосферных линз, тем причудливей воздушный призрак. К тому же и погода редко бывает безветренной. Линзы могут перемещаться, переворачивать изображение, накладывать его части друг на друга или, наоборот, размножать. Фата-Моргана способна, например, превратить горизонтальную поверхность в вертикальную стену, и тогда корабли, города, люди «возносятся» на небо.

Вот и предстают перед взором потрясённых зрителей невероятные картины вроде летящих под облаками кораблей.

«И дольше века длится день» - это название первого романа киргизского писателя Чингиза Айтматова, опубликованного в 1980 году.

Фата-моргана – редко встречающееся природное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдаленные объекты видны многократно и с разнообразными искажениями.

  • Кто поет песню: и
  • Текст: Мирон Фёдоров (Оксимирон) и Markul
  • Авторы музыки: продакшн-тим The Kontrabandz
  • Выпускающий лейбл: Booking Machine
  • Дата выхода: 21 сентября 2017 г.

Текст песни Fata Morgana — Markul feat Oxxxymiron

Припев, Markul:




Завтра все вернет назад



Весь мир у твоих ног, но временно
Завтра все вернет назад

Первый куплет, Markul:

Сегодня алкоголь — мой условный метод
На всё закрыв глаза, выпить до конца
И если жизнь порой словно злобный препод
Я всё прогуляю, и опять
Я вижу, как тает свет
Ты восхитительна, знают все
Море в твоих тонах — злая сеть
Ты закружила нас в карусель

Припев, Markul:

Я знаю, что несчастье в бабках, поверь
Ведь нам и горизонта хватит вполне
Весь мир у твоих ног, но временно
Завтра все вернет назад

Где балом правят деньги-деньги, пусть так
Но только нал им не унести на костях
Весь мир у твоих ног, но временно
Завтра все вернет назад

Второй куплет, Oxxxymiron:

Я, попадая в тупики, всякий раз выдумывал дверцу
Пока умники — сотни версий, куда я делся
Исчез, но резко вернусь к тебе другом детства
Я не собираюсь тут меряться х**м с BlackStar

Строчить из-под палки роботом с тем, чтоб мне
Почить и не кануть в омуте бешеных дней
Это рэп, а не череда инфоповодов, чилл и драйв
Нарочитый хайп — это wackshit
Чел, я помню, как мы глядели на Лондон во тьме
Всей толпой на балконе. Каждый сделать бомбу хотел
Полный надежд. Спустя девять лет мы вновь на бите
Перечесть убитых МС не смог убойный отдел
Но фейм — фата-моргана, деньги портят любого
Девки — ума палата, халдеи просят как бога
Я лишь пытаюсь не рехнуться и
В небесный Иерусалим найти обратно пути

Припев, Markul:

Я знаю, что несчастье в бабках, поверь
Ведь нам и горизонта хватит вполне
Весь мир у твоих ног, но временно
Завтра все вернет назад

Где балом правят деньги-деньги, пусть так
Но только нал им не унести на костях
Весь мир у твоих ног, но временно
Завтра все вернет назад

Аутро, Markul:

Однажды все сгинет, зачахнет, остынет
Деньги лишь теперь, по дороге вверх и вниз лететь
Все о чем мечтал — мираж над пустыней
Бабки, чтобы брать и тратить, черт с ними
Я понимаю деньги лишь ступень
Но с ними дольше века длится день

Клип Markul feat Oxxxymiron — FATA MORGANA (2017)

Смысл песни Фата Моргана

Что означает fata Morgana

Фа́та-морга́на (итал. fata Morgana - фея Моргана, по преданию, живущая на морском дне и обманывающая путешественников призрачными видениями) - редко встречающееся сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями.


Разбор клипа

В клипе полно символизма. Главный босс — символ всего искусственного в музыке, обратите внимание в каждом живом существе в клипе механизмы, включая Маркула и Окси. Этот монстр заполонил все и всех. Маркул смотрит на свою руку, и такое ощущение, что пытается понять, как далеко зашёл процесс и сколько у него времени осталось, пока он не превратится в такого же монстра, когда перестанет быть настоящим в плане музыки. Обратите внимание на черепаху с динамиком на спине, она убила первого злодея, убила звуком (музыкой). Так и Маркул с Мироном делают из себя подобие музыкальной бомбы, пытаясь победить монстра, даже ценой своей жизни, чтобы не стать полностью искусственными. Текст полностью ложится в канву клипа.

Про механизмы в живых существах и других деталях. Момент когда они покупают бензин. Как я понимаю продавец это то ли продюсер, то ли спонсор судя по окружению, но что то не очень хорошее. Они отдали ему черепаху (музыку) в обмен на бензин (средство на достижение цели-скорее всего имелись ввиду деньги). В плане механизмов в живых существах возможно имелся творческий потенциал/душа и им приходится себя выпотрошить и лишится этого (как произошло с рыбой, которую выращивают в пакетах-искусственной среде, как нынешних поп и не только артистов) в обмен бензин (деньги). Дедушка профессор в клипе это символ мудрого и умелого олдскула, а молодая девушка символ ньюскула, которая готова экспериментировать и идти на риск (плавание в КАМАЗе с бомбой).

Поющий на столе у «патологоанатома» «вскрытый» Окси. Как я понимаю этой сценой хотят показать, что в своих трэках он показывает нам себя реального, своё нутро/все сокровенное и что в них все реально, без фальши.

Сцена с дедушкой разбирающим механизмы и достающим оттуда нужные части и выбрасывающим все остальное, при чем большую часть. Сцена показывает нам, то что происходит с произведениями артистов со временем. Остаётся только малая (годная) часть, остальное уходит на свалку истории (куча устройств), а позже вообще придается забвению (сжигание). Таким образом, дедушка и молодая женщина могут олицетворять, как олдскул и ньюскул, так и прошлое(или само время) и будущее.

Сцена в которой машина въезжает в подземный тоннель и встречает на своём пути быка. Насколько я могу судить под тоннелем подразумевается андеграунд, а бык встретившийся на пути это «Золотой телец) как одно из главных средств порабощения (символ денег WallStreet) через деньги, о чем и поется в припеве.»- цитата из разбора Jake Green Все это показывает нам путь артиста, идя по которому он неминуемо сталкивается, с чудовищем/препятствием в виде виде «Золотого тельца», который старается его остановить, сбить с пути, чтобы он отказался от «искреннего/настоящего» творчества и променял все на деньги.

О миражах известно мало и много одновременно. Очень сложно найти человека не видевшего ни одного, даже самого простейшего миража. Например, уходящее в даль шоссе кажется мокрым в очень раскаленном воздухе. С другой стороны, вы вряд ли найдете человека, наблюдавшего какое-то более сложное явление. Об одном из таких редчайших и сложных явлений и пойдет речь в этой статье.

Нудные, но необходимые определения.

Что же такое эффект Фата-морганы? Заглянув в энциклопедии, можно найти много схожих определений. Приведем одно из них. Точнее два определения, дополняющие друг друга.

Фата-моргана (итал. fata Morgana - фея Моргана, по преданию, живущая на морском дне и обманывающая путешественников призрачными видениями) - редко встречающееся сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями.

Мираж (франц. mirage), оптическое явление в атмосфере, состоящее в том, что вместе с отдалённым предметом (или участком неба) видно его мнимое изображение, смещенное относительно предмета. Если предмет находится под горизонтом, видно только мнимое изображение. Сложные явления с резким искажением вида предметов носят название Фата-моргана.

Классический пример верхнего обратного миража.

Мираж объясняется искривлением лучей света, идущих от предмета, вследствие аномального распределения показателя преломления света в атмосфере, которое связано с распределением температуры (и, следовательно, плотности) воздуха.

На рисунке изображен принцип возникновения двух самых расспространенных
видов миражей: верхнего и нижнего.

Миражи бываю нескольких видов. Мираж может располагаться:

  1. под предметом (нижний мираж, наблюдается при очень большом вертикальном градиенте температуры (т. е. сильном падении её с высотой) над перегретой ровной поверхностью (пустыня, дорога).),
  2. над предметом (верхний мираж, наблюдается над холодной земной поверхностью при инверсионном распределении температуры (росте её с высотой)),
  3. сбоку от него (боковой мираж, самый редкий, наблюдается у сильно нагретых стен или скал).

Миражи второго класса часто называют миражами дальнего виденья, за свою способность заглядывать «за горизонт».

Крепость на фотографии в обычное время находится вне зоны видимости.

Атмосфера земли непредсказуема. Воздушные слои часто разнятся. Бывает, что слой теплого воздуха не сильно отличается по температуре, но очень толстый. Бывает и наоборот: слой тонкий, но неимоверно раскален. Часто встречаются комбинации нескольких слоев. Температурный градиент может сильно колебаться. Возникающие в результате этого верхние миражи могут быть очень странными. Бывает, что если вы смотрите с моря на землю, береговая линия виднеется стеной примерно одной высоты, где удлиненные миражи светлых скал и более темных деревьев покрывают пятнами стену. В открытом море низкие волны могут достигать производящего мираж воздушного слоя, где они вертикально протягиваются в танцующие колонки.

Если высота теплого слоя переменная, мираж может приподнимать части морской поверхности в воздух в виде замков, а тут же они рушатся обратно в пучину волн. У таких исключительно красивых миражей есть свое название Фата-моргана. (По преданию это итальянское название указывает на сводную сестру Короля Артура, волшебницу Морган, которая жила в кристаллическом дворце под волнами и умела создавать миражи).

Фата Моргана.

Еще один верхний обратный мираж.

Фата-моргана суть сложный составной мираж, колыхающийся и стремительно меняющий формы благодаря перемещениям неоднородных (по температуре) воздушных масс в атмосфере. Этот красивейший из миражей наблюдают крайне редко, вы его почти нигде не найдете, за исключением Мексиканского залива, отделяющего Сицилию от Апеннинского полуострова, где это обычное явление.
Фата-моргана возникает в тех случаях, когда в нижних слоях атмосферы образуется (обычно вследствие разницы температур) несколько чередующихся слоев воздуха различной плотности, способных давать зеркальные отражения. В результате отражения, а также и преломления лучей, реально существующие объекты дают на горизонте или над ним по нескольку искажённых изображений, частично налагающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и создаёт причудливую картину фата-морганы.

Рассмотрим одни из самых известных наблюдений Фата-морган, которые подтверждаются документами:

  • 3 апреля 1900 года буры - защитники Блумфонтейна - увидели в небе боевые порядки британской армии, притом так четко, что можно было различить пуговицы на красных мундирах офицеров. Это было воспринято как дурное предзнаменование. Через два дня столица Оранжевой республики сдалась.
  • В 1902 году Роберт Вуд, американский ученый, не без основания заслуживший прозвище «чародей физической лаборатории», сфотографировал двух мальчиков, мирно бредущих по водам Чесапикского залива между яхтами. Причем рост мальчиков на фотографии превышал 3 метра.
  • 11 часов утра 10 декабря 1941 года команда британского транспорта «Вендор», находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. «Вендор» пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. «Вендор» подошел к предполагаемому месту гибели корабля, но, несмотря на тщательные поиски, не нашел не только никаких обломков, но даже и пятен мазута. В порту назначения, в Индии, командир «Вендора» узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер «Рипалс», атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 км.

  • В ночь на 27 марта 1898 года среди Тихого океана экипаж бременского судна «Матадор» был напуган видением. Около полуночи экипаж заметил приблизительно в двух милях судно, которое боролось с сильным штормом. Это было тем более удивительно, что кругом стоял штиль. Судно пересекало курс «Матадора», и были мгновения, когда казалось, что столкновение кораблей неизбежно… Экипаж «Матадора» видел, как во время одного сильного удара волны о неизвестное судно в каюте капитана потух свет, который виднелся все время в двух иллюминаторах. Через некоторое время судно исчезло, унося с собой ветер и волны.Дело разъяснилось позже. Оказалось, что все это происходило с другим судном, которое во время «видения» находилось от «Матадора» на расстоянии 1700 км

К фата-морганам, без сомнения, можно отнести и многочисленных «летучих голландцев», которых до сих пор видят мореплаватели. Хотя находится множество убедительных теорий возникновения этих видов миражей, однако ни одна еще не поясняла весь процесс до конца.

Продюсер Joschi Arpa Композиторы Блинд Фэйт , The Third Ear Band Оператор Йёрг Шмидт-Райтвайн Сценарист Вернер Херцог

  • Вернер Херцог потратил годы на съемку земных пейзажей. В картину вошли далеко не все кадры – большинство отснятого материала так и осталось неопубликованным.
  • Поиски композитора заняли не меньше, чем съемки природы. В конце концов, режиссёр остановился на талантливом композиторе Леонардо Кэхене, который в своей музыке воплотил «суровость» мира.
  • Текст в «Фата-моргане» не был сочинён. Автор картины использовал строки из библии, которые, по его мнению, лучше всего описывают атмосферу отдельных сцен.
  • Съёмки фильма проходили в Камеруне, спустя несколько недель после того, как был совершён государственный переворот в стране. По прилёте Вернер Херцог был арестован местной полицией, так как одного из членов экипажа ошибочно приняли за разыскиваемого преступника. Режиссёра и несколько его компаньонов избили, после отправили в тюрьму, где они заразились шистосоматозом.

Больше фактов (+1)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Фильм состоит из трёх частей, которые раскрывают главные библейские темы: сотворение, рай и Золотой век.

Часть 1: Сотворение. «И было первое свидетельство, первое слово. Не было ни человека, ни зверя, ни птицы, ни рыбы, ни гада морского, ни древа, ни камня, ни пещеры, ни расщелины, ни пустыни, ни куста, лишь небеса были…».

Первая часть фильма повествует о создании мира. Пустынные пейзажи символизируют первозданную Землю, не населённую «ни растениями, ни зверьми, ни человеком», а кадры с мёртвыми животными – бренность тварей божьих.

Часть 2: Рай. «Рай открыт для всех, в раю только Бог надзирает над всем и всеми. Здесь ты идёшь через песок, не видя лица…».

Во второй части режиссёр показывает, как мало необходимо некоторым людям для счастья. Камерунские дети улыбчивы, даже когда их окружают развалины: «В раю даже тихий духом может сдвинуть гору… Руины в раю означают счастье… И пейзаж таков, каким его запланировал Господь…».

Часть 3: Золотой век. «В Золотой век мужчина и женщина живут в гармонии. В золотой век признаки рая всё ещё обнаруживаются на песке. В золотой век человек не забывает молиться…».

В третьей части подчеркивается, что рай может быть на Земле. Его приход возможен при условии установления между людьми взаимопонимания и гармонии: «Нет ничего лучше мира в Золотом веке. Мир умертвил войну. Нет ничего более великого, чем песок. Нет ничего более великого чем мир. Земля околдована миром».