Первый человек на луне. Полёты на Луну — как это было Кто полетел на луну

Cпустя уже полвека, полет на Луну для многих людей до сих пор остаётся загадкой: а действительно ли американские космонавты в далёком 1969 году были на Луне? Смог ли житель Америки впервые за всю историю человечества самостоятельно высадиться Луну, а в дальнейшем вернуться обратно на Землю? Или же в лунной гонке между США и СССР, американцы решили сфальшивить? Попробуем разобраться.

После первого удачного в истории человечества полёта в космос, который был совершён советским летчиком-космонавтом Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года, президент США Д. Кеннеди в мае того же года поставил цель: до конца десятилетия американец обязан высадится на Луну. К этому заявлению его подвигло первое поражение в лунной гонке между США и СССР.

Началась активная и долгая подготовка. Не один десяток космических кораблей был запущен американцами в космос, перед тем, как космическому экипажу отправиться на Луну. Когда все испытания были окончены, состав экипажа определён и подготовлен, а космический корабль построен, было принято решение – пора лететь.

16 июля 1969 года в 13:32 по американскому времени состоялся старт космического корабля Аполлон-11, содержащий в себе командный корабль «Колумбия» и лунный модуль «Орел». Космический экипаж состоял из трёх человек: Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин. Их экспедиция длилась 8 дней: с 16 по 24 июля 1969 года. Спустя 4 дня после старта, 20 июля Олдрин посадил «Орла», в котором так же находился Армстронг, на поверхность Луны. Третий член экипажа ожидал своих коллег в командном модуле на орбите около луны.

Первым ступить на поверхность неизведанного небесного тела посчастливилось командиру корабля Нилу Армстронгу. Со словами: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества» — левой ногой ступил на лунный грунт. Это произошло 21.07.69 г в 2:56 по американскому времени. Через некоторое время к нему присоединился Олдрин.

После удачного спуска на Луну, американцы собрали 22 кг лунного грунта, сделали фото отпечатка ноги на грунте, воздвигли в месте высадки флаг США и установили научные приборы. В этот момент космонавты постоянно по радиосвязи передавали в ЦУП свои действия и ощущения, а так же находились под прицелом телекамеры, транслировавшей все в прямой эфир, и даже получили слова благодарности от Р. Никсона – президента США.

После того, как все необходимые манипуляции были совершены, Армстронг и Олдрин вернулись в модуль. Нахождение на поверхности луны заняло у них 2 часа 32 минуты, а максимальная удаленность от лунного модуля составила 60 м.

В общей сложности на поверхности Луны астронавты находились 21 час и 37 минут. После чего они вернулись на командный модуль, который в дальнейшем удачно приводнился в Тихом океане.

Полет на Луну американских астронавтов, правда или вымысел?

В 70-х годах, после окончания американской лунной программы, резко начала набирать популярность некая «Теория лунного заговора». Суть ее была в том, что американцы на самом деле никогда не высаживались на Луну, а НАСА на самом деле подстроило все лунные высадки. Появилась эта теория в результате того, что США во многом отставало от СССР в лунной гонке. И дабы не упасть в грязь лицом перед другими странами, фальсифицировала высадку Аполлон-11 на Луну.

Несколько «странных» фактов , сподвивших к образованию лунного заговора:

1. Развивающийся флаг

Наверное, самый частый аргумент в пользу лунного заговора. Суть в том, что на Луне нет ветра, а флаг на записи, сделанной в момент установки, колышется. На самом деле здесь все предельно просто. Подвешивался флаг на Г-образный флагшток, который не подразумевал под собой идеальное натяжение. Благодаря складкам на флаге кажется, будто на фото он развивается. Так же убедиться в неподвижности флага можно будет, если посмотреть подряд несколько фото, на которых положение космонавта меняется, а флага – нет.

2. На фото не видно звезд

Этому утверждению тоже есть свое объяснение. Звезд на фото не видно по одной причине – высадка была в дневное время. Еще один фактор – Солнце, яркость которого на поверхности Луны в разы больше, чем на Земле. Именно по причине того, что съемки были в дневное время на солнечной стороне, звезд на фото не видно.

3. Слишком короткие прыжки

На записях видно, как космонавты совершают прыжки в высоту. И, по мнению сторонников заговора, эти прыжки должны быть куда выше, чем видно на записях. Потому что на Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Однако и этому есть объяснение. При изменившемся весе космонавтов, неизменной осталась их масса, а значит и усилия, необходимые для прыжка, остались прежними. Так же из-за надува скафандра быстрые движения, необходимые для совершения высокого прыжка, затруднительны. При высоком прыжке космонавт с большей долей вероятности может потерять равновесие. Его потеря может привести к нарушению целостности скафандра, ранца системы обеспечения или шлема.

4.Студийная досъемка

Еще одним из частых аргументов лунного заговора является теория о том, что высадка американцев на Луну снималась в павильоне в Голливуде. Опровержение этому «факту» дадим со слов космонавта А. Леонова, который говорит о том, что студийная съемка была. Но, была лишь досъемка, созданная для того, чтобы каждый зритель смог увидеть все от начала до конца. По словам Леонова, некому с поверхности Луны было снимать открытие Армстронгом люка спускаемого корабля. Или же некому было снять спуск Армстронга по лестнице из корабля. Вот для чего была сделана студийная досъемка.

5. Как взлететь с поверхности Луны

Еще один факт это, чтобы взлететь с поверхности Луны, нужен космодром и ракета, но их на Луне не было. Они там были, но не в прямом смысле: большая ракета и огромный космодром. Нет. Все на самом деле проще. Лунный модуль представлял из себя не только средство посадки, но еще и взлета. В роли космодрома была нижняя часть модуля, а в роли ракеты – верхняя, которая так же была кабиной для астронавтов. Чтобы взлететь с поверхности Луны и долететь до ее орбиты, нужно намного меньше энергии, нежели для старта до нее с Земли. Поэтому необходимость в большой ракете отсутствовала.

Как оказывается, на каждый аргумент найдется контраргумент, доказывающий всю лживость теории лунного заговора. Следует представить, сколько людей работало над проектом «Аполлон», и заставить их столько времени хранить тайну о «лживом» полете было бы невозможно. К тому же, на кону стояла репутация США, которая значительно пострадала бы при разоблачении фальсификации. Так же, НАСА не обязательно было бы инсценировать 6 высадок на Луну, в том числе и после операции «Аполлон-11». Достаточно было бы разыграть только его полет. Ну, и в заключение, СССР, который был противником США в лунной гонке, отлично представлял, с какими сложностями приходилось сталкиваться конкурентам, и всегда признавал, что высадка американцев на Луну была.

Верить или не верить в теорию лунного заговора – дело каждого. Разница лишь в том, что верить в нее нет никаких оснований.

С удивлением обнаружил, что многие люди не знают, сколько всего было пилотируемых космических миссий к Луне и сколько всего человек получили возможность прогуляться по поверхности спутника Земли. Что интересно, наиболее популярным ответом является – 1 полет. Кстати, многие не верят и в него – говорят, что это была постановка. Убедиться в своей неправоте они могут, прочитав . Возможность слетать на Луну выдалась только американцам, по программе « », проводившейся с 60-х по 70-е годы 20-го века. Так сколько всего людей на Луну летало, что они там делали и сколько времени они там пробыли?

Всего по программе «Аполлон» были совершены 6 успешных высадок астронавтов на Луну (последняя - в 1972 году). Эти шесть полетов на данный момент - единственные за всю историю человечества, когда люди высаживались на другом астрономическом объекте.

На Луне побывало 12 человек. Нил и Базз были первыми людьми, оставившими на ней свои следы. За ними ступили Пит Конрад, Алан Бин, Алан Шепард, Эдгар Митчелл, Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин, Джон Янг, Чарльз Дюк, Юджин Сернан и Харрисон Шмитт. Интересно, что из дюжины человек ходивших по Луне, никто никогда не делал это больше одного раза. Однако трем разным астронавтам повезло слетать к спутнику несколько раз. Джим Ловелл облетал Луну на «Аполлоне-8» и на «Аполлона-13». Джон Янг и Юджин Сернан облетели Луну на Аполлоне-10, затем Юнг высадился с «Аполлоном-16», а Сернан ходил по Луне во время миссии «Аполлона-17».

Все пилотируемые миссии к Луне осуществлялись в составе экипажей из трех человек. Непосредственно на поверхность высаживались по двое в специальном посадочном модуле. Третий член экипажа в ходе высадки находится на орбите Луны на борту космического аппарата (командного модуля), с помощью которого астронавты сначала летели к спутнику, а затем возвращались на Землю.

Первая высадка на Луну — «Аполлон-11»

Cлева направо: Нил Армстронг, Майкл Коллинз, Эдвин Олдрин.

Астронавт NASA Базз Олдрин спускается по лестнице Лунного модуля готовясь ступить на лунный грунт, Аполлон 11, 1969.

20 июля 1969 года в ходе миссии «Аполлон-11» состоялась первая высадка людей на Луну. Нил Армстронг попал в историю, как первый человек, ступивший на поверхность спутника. Следом за ним вышел Базз Олдрин. В общей сложности, Нил и Базз провели на лунной поверхности 21 час, 36 минут и 21 секунду, а общая продолжительность прогулок по поверхности спутника составила 2 часа, 31 минуту и 40 секунд. Все это время на орбите луны их ждал третий член экипажа – пилот командного модуля Майкл Коллинз.

Олдрин разворачивает сейсмометр.

Аппарат на Луне

Лунный посадочный модуль «Аполлон-11» после взлета с Луны приближается к командному модулю, ожидавшему его на орбите.

Памятная табличка: «На этом месте люди с планеты Земля впервые ступили на Луну в июле 1969 года нашей эры. Мы пришли с миром от имени всего человечества». Нижний блок посадочного модуля, на стойке которого была закреплена табличка, остался на Луне.

За время своей активности на Луне астронавты поставили на месте посадки флаг США, установили несколько научных приборов, а также собрали почти 22 кг образцов лунного грунта, которые затем доставили на Землю

Вторая высадка на Луну «Аполлон-12»

Cлева направо: Чарльз Конрад, Ричард Гордон, Алан Бин.

Запуск второй пилотируемой миссии к Луне состоялся 14 ноября 1969 года. К спутнику добрались 19 ноября.

Вид на поверхность Луны из иллюминатора посадочного модул

Прогуляться по поверхности спутника повезло астронавтам Питу Конраду и Алану Бину. Пилот Ричард Гордон ждал их на орбите.

Алан Бин выходит из лунного модуля.

Посадка на спутник осуществлялась примерно в 1500 километрах от места высадки «Аполлона-11». В ходе этой высадки астронавты провели фотографирование спутника, собрали образцы грунта, провели несколько сеансов телевизионной связи с Землей.

Телекамера.

Кроме того, команда «Аполлона-12» подтвердила свои навыки сверхточной посадки. Они прилунились всего в 185 метрах от беспилотного космического корабля Сервейер-3, севшего на Луну двумя годами ранее. Перед астронавтами была поставлена задача демонтировать некоторые детали указанного аппарата и доставить их на Землю для изучения влияния длительного пребывания в лунных условиях.

Пит Конрад рядом с аппаратом Сервейер-3

Время пребывания на Луне астронавтов миссии «Аполлон-12» составило 31 час 31 минуту 04 секунды.

В ходе третьего полета к Луне могли погибнуть астронавты

Слева направо: Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейз

Следующей лунной миссией должен был стать «Аполлон-13». Ее запуск состоялся 11 апреля 1970 года. В составе экипажа были Джеймс Ловелл, Джон Суаргейт, Фред Хейз. Спустя два дня после запуска произошла серьезная авария — взорвался кислородный бак на служебном модуле космического аппарата. Экипаж так и не смог высадиться на Луну .

Вид из корабля над поверхностью Луны.

Именно во время этой экспедиции прозвучала знаменитая фраза: «Хьюстон, у нас проблемы».

Последствия взрыва.

На время операции по спасению экипажа ряд стран, в том числе СССР, объявили режим радиомолчания на использовавшихся частотах. Кстати, по мотивам этих событий даже сняли фильм. Он так и называется – «Аполлон-13». Советуем посмотреть, если кто еще не видел.

Третья высадка людей на Луну состоялась 5 февраля 1971 года

Cлева направо: Стюарт Руса, Алан Шепард, Эдгар Митчелл

В составе экипажа «Аполлон-14» были Алан Шепард, Стюарт Руса, Эдгар Митчелл. На Луну высадились Алан Шепард и Эдгар Митчелл. За время пребывания на спутнике астронавты совершили два выхода на поверхность общей продолжительностью 9 часов 23 минуты.

Шепард держит флаг.

Митчелл и Шепард собрали 42,8 кг образцов лунного грунта. Анализ камней в лабораториях на Земле показал, что их возраст составляет 4,51 млрд лет.

На борту «Аполлона-14» к Луне совершили полет около 500 семян пяти видов деревьев. После возвращения на Землю семена были проращены в питомниках Службы леса США. А саженцы этих деревьев затем были посажены во многих штатах Америки, университетах и центрах NASA. Где были посажены деревья — учета не велось. Но к февралю 2016 года удалось разыскать 75 «лунных деревьев» в 25 штатах.

Гольф на Луне

Алан Шепард привез с собой на Луну три мяча для игры в гольф (с ведома руководителей полета). Используя один из инструментов в качестве клюшки, он устроил небольшую гольф-сессию, сделав три удара.

Четвертая высадка на Луну – «Аполлон-15»

Cлева направо: Дэвид Скотт, Альфред Уорден, Джеймс Ирвин.

Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток (чуть менее 67 часов). Астронавты совершили три выхода на лунную поверхность, общая продолжительность которых составила 18 ч 33 мин. На Луне экипаж впервые использовал первый в истории лунный вездеход (луноход), проехав на нем в общей сложности 27,9 км.

За время своей работы на спутнике астронавты собрали 77 кг образцов лунных пород, провели несколько научных экспериментов.

Кроме того, участники экспедиции расположили на поверхности Луны памятную табличку «Павший астронавт» и алюминиевую скульптуру, изображающую астронавта в скафандре. На табличке увековечены имена 8 астронавтов США и 6 космонавтов СССР, к тому времени погибших или умерших.

Перед тем, как покинуть окололунную орбиту, астронавты запустили из модуля научных приборов небольшой искусственный спутник Луны, предназначенный для измерения ее магнитного и гравитационного полей.

Скандал вокруг миссии «Аполлон-15»

Экипаж миссии вскоре после прибытия на Землю оказался в центре скандала. Выяснилось, что они без разрешения руководства миссией взяли с собой в полет на Луну и привезли обратно 398 конвертов с марками. Оказалось, что астронавты еще до полета договорились с частным лицом о продаже этих конвертов. По условиям сделки , 298 конвертов оставались у астронавтов, а оставшуюся сотню они должны были передать за вознаграждение покупателю. За услуги каждый астронавт получил по 7000 долларов. Вскоре это об этом узнали в NASA.

Конверты и марки, которые пытались продать астронавты

Поднялась большая шумиха. Дошло даже до Конгресса США. В результате, все 298 конвертов были конфискованы, а астронавты подвергнуты дисциплинарной ответственности и отстранены от подготовки к дальнейшим полетам, а позже вообще уволены из NASA.

Пятая высадка на Луну – «Аполлон-16»

Слева направо: Томас Маттингли, Джон Янг, Чарльз Дьюк.

Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими астронавтами, которым удалось посетить лунную поверхность. Томас Маттингли ждал их на орбите спутника. К слову, эта миссия могла не состояться. Когда корабль вышел на лунную орбиту в двигателе контрольно-обслуживающего модуля возникли неполадки. Задержка посадки составила 6 часов. За это время корабль успел совершить 11 витков вокруг спутника. Проблема в итоге была решена и «Аполлону-16» разрешили продолжить запланированную посадку. После прилунения оказалось, что посадочный модуль находится на возвышенности и немного наклонен.

На Луне астронавты провели 71 час, с 21 по 23 апреля 1972 года. В течение этого времени они совершили три выхода на поверхность общей продолжительностью 20 часов и 14 минут, а также накатали 26,7 километров на луноходе. Более того, они установили рекорд скорости передвижения по Луне на лунном автомобиле - 18 км/ч.

На лунную поверхность были доставлены: детектор космических лучей и ультрафиолетовая фотокамера и сейсмометры.

А еще астронавты провели серию взрывов для проверки установленных сейсмических датчиков. Для этого использовалось два десятка зарядов взрывчатки, а также миномет! Этот эксперимент рассказал ученым о подповерхностной структуре лунного грунта (реголита), а также о скорости распространения звука в нем.

Мы расскажем о том, кто и сколько раз совершал путешествие на Луну, каково там и есть ли перспективы у таких «полетов». И о том, были ли вообще эти полеты…

Луна играет очень важную роль в существовании нашей планеты, Солнце, конечно, ей не затмить, однако без Луны не факт, что вообще наша Земля была бы жива.

Пара слов о Луне.

Несмотря на споры о том, чем является Луна — спутником Земли или самостоятельной планетой ныне считается, что она спутник Земли.

«Луна́ - естественный спутник Земли. Самый близкий к Солнцу спутник планеты, так как у ближайших к Солнцу планет, Меркурия и Венеры, спутников нет. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы. Среднее расстояние между центрами Земли и Луны - 384 467 км (0,002 57 а. е., ~ 30 диаметров Земли).

Луна является единственным астрономическим объектом вне Земли, на котором побывал человек».

Одна из самых распространенных версий возникновения Луны — она является обломками столкнувшегося с Землей небесного тела Тейа и земной мантии. «В результате большая часть вещества ударившегося объекта и часть вещества земной мантии были выброшены на околоземную орбиту. Из этих обломков собралась прото-Луна и стала обращаться по орбите с радиусом около 60 000 км (сейчас ~ 384 тыс. км). Земля в результате удара получила резкий прирост скорости вращения (один оборот за 5 часов) и заметный наклон оси вращения».

Луна полна кратеров. Основные гипотезы их происхождения - вулканическая и метеоритная. Кратерам дают имена великих ученых, знаменитостей.

Изучать Луну стали еще до нашей эры, например, Гиппарх исследовал ее движение. Ближе к 20-му веку земляне основательнее подошли к вопросу освоения загадочного спутника Земли, но до по полетов в Космос было еще далеко. В 1902 году во Франции выходит первый научно-фантастический фильм в истории кинематографа «Путешествие на Луну» (его можно посмотреть по ссылке внизу статьи, длительность 12 минут). Люди, тогда еще на наивному уровне, спрогнозировали полет на Луну, фантазировали, как это может быть.

Первыми осваивать просторы Луны именно воочию стали русские. В 1959 году на Луну отправились станции «Луна» (1-2-3).

«14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик».

В том же 59-м году станция «Луна-3» «добыла» первое фото обратной стороны Луны, пролетев над невидимой с Земли поверхностью.

«Луна-24» в 1976 году принесла на Землю грунт с поверхности Луны для важных исследований.

Список астронавтов США, побывавших на Луне (всего 12 человек)

Чарльз («Пит») Конрад, Алан Бин — 1969 (Аполлон-12)

Алан Шепард, Эдгар Митчелл — 1971 (Аполлон-14)

Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин 1971 (Аполлон-15)

Джон Янг, Чарльз Дьюк — 1972 (Аполлон-16)

Юджин Сернан, Харрисон Шмитт — 1972 (Аполлон-17)

«Аполлон-11»

Итак, ступить на Луну ногами, пусть и в скафандре, удалось в 1969 году американскому астронавту — Нилу Олдену Армстронгу. 20 июля 1969 года Армстронг совершил то, к чему человечество готовилось веками, тысячелетиями, сказав при этом: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Через 20 минут, когда Армстронг уже мирно прогуливался по кратерам Луны, к первому человеку, нарушившему мир Луны, присоединился Базз О́лдрин (американский авиационный инженер, полковник ВВС США в отставке и астронавт НАСА). Это второй человек, побывавший на Луне.

Эти двое астронавтов были частью команды «Аполлон-11».

«Аполло́н-11» (англ. Apollo 11) - пилотируемый космический корабль серии «Аполлон», в ходе полёта которого 16-24 июля 1969 года жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела - Луны.

Тогда выход на поверхность Луны Армстронга и его напарник Базза Олдрина длился целых 2 часа 31 минута 40 секунд.

«20 июля 1969 года, в 20:17:39 UTC командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Астронавты совершили один выход на лунную поверхность, который продолжался 2 часа 31 минуту 40 секунд. Первым человеком, ступившим на Луну, стал Нил Армстронг. Это произошло 21 июля, в 02:56:15 UTC. Через 15 минут к нему присоединился Олдрин.

Астронавты установили в месте посадки флаг США, разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта, которые были доставлены на Землю. После полёта члены экипажа и образцы лунной породы прошли строгий карантин, который не выявил никаких лунных микроорганизмов.

Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели, поставленной Президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 года - до конца десятилетия осуществить высадку на Луну, и ознаменовало победу США в лунной гонке с СССР».

Первым шагам людей на Луне посвящено много материалов: «Это произошло в 109 часов 24 минуты 20 секунд полётного времени, или в 02 часа 56 минут 15 секунд UTC 21 июля 1969 года. Всё ещё продолжая держаться рукой за лестницу, Армстронг поставил на грунт и правую ногу, после чего доложил о своих первых впечатлениях. По его словам, мелкие частицы грунта походили на порошок, который можно легко подбросить вверх мыском. Они прилипали тонкими слоями к подошвам и бокам лунных ботинок, как измельчённый древесный уголь.

Ноги утопали в нём совсем немного, не более чем на 0,3 см. Но Армстронг мог видеть свои следы на поверхности. Астронавт сообщил, что двигаться на Луне совсем несложно, в действительности это даже проще, чем во время имитаций 1/6 земного притяжения на Земле».

На фото астронавты «Аполлон 11» во время высадки на Луну

«Аполлон 12»

Космический корабль «Аполлон 12», осуществивший запуск 14 ноября 1969 года и высадку на Луне — вторую очную встречу человека с лунной поверхностью, корабль вернулся на Землю 24 ноября 1969 года. Чарльз («Пит») Конрад и Алан Бин — астронавты, которые вторыми посетили Луну воочию.

На фото астронавты «Аполлон 12» во время высадки на Луну

«Аполлон 14»

Запуск корабля, миссией которого было третье посещение Луны, был произведен 31 января 1971 года. Алан Шепард и Эдгар Митчелл третьими посетили Луну. Астронавты совершили два выхода на Луну, за время которых собрали несколько десятков образцов грунта, всего 23 кг образцов,привезли «лунные» деревья, семена, побывавшие багажом на Луне и после высаженные в лесах Америки.

На фото астронавты «Аполлон 14» во время высадки на Луну

«Аполлон 15»

«Аполло́н-15» (англ. Apollo 15) - девятый пилотируемый космический корабль в рамках программы «Аполлон», четвёртая высадка людей на Луну. Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток (чуть менее 67 часов).

Общая продолжительность трёх выходов на лунную поверхность составила 18 ч 30 мин. На Луне экипаж впервые использовал лунный автомобиль, проехав на нём в общей сложности 27,9 км. Было собрано и затем доставлено на Землю 77 килограммов образцов лунного грунта. После полёта специалисты назвали образцы, доставленные этой экспедицией, «богатейшим уловом» всей программы, а миссию «Аполлона-15» - «одной из самых блистательных с научной точки зрения».

На фото астронавты «Аполлон 15» во время высадки на Луну

«Аполлон 16»

Десятый пилотируемый полет в рамках программы «Аполлон», в пятый раз привез людей на Луну, дата — 16-27 апреля 1972 года, полет длился чуть более 10 дней.

«Первая посадка в горной местности, на плоскогорье неподалёку от кратера Декарт. Это была вторая, после «Аполлона-15», Джей-миссия (англ. J-mission) с акцентом на научные исследования. В распоряжении астронавтов (как и у экипажа предыдущей экспедиции) был лунный автомобиль, «Лунный Ровер № 2»».

На фото астронавты «Аполлон 16» во время высадки на Луну

«Аполлон 17»

Это был заключающий полет в рамках программы «Аполлон», шестая и последняя высадка людей на Луну, третья научная миссия — 7 декабря 1972 — 19 декабря 1972 года.

Астронавты совершили три выхода из корабля общей продолжительностью 22 часа 3 минуты 57 секунд. Было собрано и привезено на Землю 110,5 кг образцов лунной породы.

На фото астронавты «Аполлон 17» во время высадки на Луну

Чуть более чем за три года американцы совершили 6 высадок на Луне, 12 человек при этом ступили на лунную поверхность.

Последние миссии были особо продуктивными в научном плане: были получены образцы грунта, в том числе с глубокой пробой с использованием бурящих инструментов, астронавты «разъезжали» по Луне специальном ровере, совершали несколько выходов за один полет, гуляли, оставляли на память разные предметы, возможно для иноземных наций.

Однако полеты на Луну резко закончились в 1972 году, с тех пор поверхности спутника Земли касались лишь искусственные аппараты. Почему сейчас нет попыток полететь на Луну не ясно, ведь космонавтика достигла гораздо больших высот чем в 1970-х.

Отступление. Упомянутое ранее в цитатах выражение — «лунная гонка» — это архиважное действо, которое можно перевести на философски-политический уровень.

Как вы думаете, Земля — это просто планета, с некими участками домов, лесов, где суетятся люди, желая отвоевать себе кусок побольше? А Луна — это абстрактный загадочный нимб, освещающий нашу Землю по ночам и о полетах, на которую можно мечтать, когда хочется несбыточного? Все в этом мире (и не только в этом, и не только в этой Вселенной — возможно), что Земля, что Луна — объекты самоутверждения государств, и это прежде всего.

Настолько людей пронизали низменные инстинкты — жажда власти, жадность, тщеславие и т.д. Вот поэтому в гонке, кто полетит первым на Луну, кто добудет больше нефти на Земле, кто построит самый крутой небоскреб — остервенело участвуют все, реально лишь пара государств. В лунной гонке боролись два государства, два особенных государства — США и СССР.

Есть другая сторона этой гонки — ничто так не приближается к прогрессу как соперничество, конфликт, желание самоутверждения. И неизвестно, где бы мы были с освоением Луны, если бы не задетые самолюбия государств. Но прогресс в данном случае идет по головам… трупам.. и дает пример всему человечеству, как надо добиваться своих целей.

Что мы получили с выходом в Космос? Ученые отметят много научных достижений, полученных благодаря полету человека в Космос и на Луну, достижений безумно нужных для освоения и небесных и земных просторов. Но я думаю есть одно очень важное достижение, помимо материального, — мы стали меньше боятся неизвестности. Ведь люди веками жили в небытии по поводу того, что есть Космос и эта круглая тарелка, освещая ночь. Люди знают не только количество планет в нашей Галактике, но и было получено фото небесных тел, взяты образцы грунта, вокруг Земли летают искусственные спутники и т.д. Мир продвинулся, однако вот государствам больше важно было не уменьшение страха перед размерами и наполнением Вселенной, а кто первым флаг поставит на Луне.

Да, кстати, есть мнение, что высадка людей во время экспедиций «Аполлон» — фальсификация.

«Лу́нный за́говор» - теория заговора, центральной идеей которой является утверждение, что во времена «лунной гонки» в ходе американской космической программы «Аполлон» (1969-1972) высадка людей на Луну не производилась, а фотографии, киносъёмки и другие документальные материалы лунных экспедиций были сфальсифицированы правительством США.

Если полетов на Луну не было (в ссылках под статьей видео с документальными фильмами о том как нас могли обмануть, тонкости, подробности, технология), то зачем же тогда все это нужно было Америке? Дело понятное - Америка любыми способами хотела быть впереди… И потом на программу «Аполлон» было положено столько материальных ресурсов, что стыдно было подвести весь мир и не полететь на Луну. Весь маскарад тщательно продумывался, хорошо игрался, все причастные подписывали документы о неразглашении…

Если действительно американцы не были на Луне - значит, все впереди, и перспектив масса.

Тогда фильм 1902 года «Путешествие на Луну» прав: полет на Луну для мира большая фантазия. Мы как сто лет назад фантазировали, так и сегодня… Просто американцы сыграли чуть правдоподобнее чем французы.

Мы все-таки привыкли думать, что человек на Луне был. По сути ничего особо не поменяется для большинства из нас если мы узнаем правду, что ступал ли человек ногой на Луну или нет. Поэтому можно верить в любую правду.

А как вы считаете, был человек на Луне или все-таки нет?

Экипаж

Экипаж «Аполлона-11»

  • Командир - Нил Армстронг (слева)
  • Пилот командного модуля - Майкл Коллинз (в центре)
  • Пилот лунного модуля - Эдвин E. Олдрин младший (справа)

Общие сведения

Эмблема полёта «Аполлон-11»

Корабль включал в себя командный модуль (образец 107) и лунный модуль (образец LM-5). Для командного модуля астронавты выбрали позывной «Колумбия» («Columbia»), для лунного модуля - «Игл» («Eagle» - Орёл). Вес корабля 43,9 т. «Колумбия» - название статуи на здании Конгресса в Вашингтоне и корабля, в котором летели на Луну герои Жюль Верна . Эмблема полёта - орёл над поверхностью Луны, держащий в когтях оливковую ветвь. Для запуска использовалась ракета Сатурн-5 (образец AS-506). Цель полёта была сформулирована следующим образом: «Совершить посадку на Луну и возвратиться на Землю »

Задачи полёта

Предусматривали посадку на Луну в западной части Моря Спокойствия (База Спокойствия), сбор образцов лунного грунта , фотографирование на поверхности Луны, установку на Луне научных приборов , проведение телевизионных сеансов с борта корабля и с поверхности Луны.

Предстартовая подготовка и старт

За шесть суток до расчётной даты старта была обнаружена течь в одном из баллонов сжатого гелия, размещённых в баке окислителя первой ступени ракеты-носителя. Два техника забрались в бак и, затянув гайку на баллоне , ликвидировали течь. Далее предстартовая подготовка протекала без происшествий и даже более гладко, чем у всех предыдущих пилотируемых кораблей «Аполлон ».

В Центре управления запуском среди почётных гостей присутствовал бывший президент США Джонсон , вице-президент Агню и пионер немецкой ракетной техники 75-летний Герман Оберт . На космодроме и в прилегающих районах старт наблюдало около миллиона человек, а телевизионную трансляцию старта смотрел примерно один миллиард человек в различных странах мира.

Корабль Аполлон-11 стартовал 16 июля г. в 13 часов 32 минуты по Гринвичу на 724 мс позже расчётного времени.

Двигатели всех трёх ступеней ракеты-носителя отработали в соответствии с расчётной программой, корабль был выведен на геоцентрическую орбиту, близкую к расчётной.

Второй старт и полёт к Луне

После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблём на начальную геоцентрическую орбиту экипаж в течение примерно двух часов производил проверку бортовых систем.

Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включён для перевода корабля на траекторию полёта к Луне в 2 часа 44 минуты 22 секунды полётного времени и проработал 347 секунд.

В 3 часа 26 минут полётного времени начался манёвр перестроения отсеков, который завершился с первой попытки через семь минут.

В 4 часа 30 минут полётного времени корабль (командный и лунный модуль) отделился от последней ступени ракеты-носителя, отдалился от неё на безопасное расстояние и начал самостоятельный полёт к Луне.

По команде с Земли был произведён слив компонентов топлива из последней ступени ракеты-носителя в результате чего ступень в дальнейшем под влиянием лунного притяжения вышла на гелиоцентрическую орбиту, где и находится до настоящего времени.

Во время телевизионного сеанса, начавшегося примерно на 55 часу полёта, Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль для первой проверки бортовых систем.

Посадка на Луну

Корабль достиг лунной орбиты примерно через 76 часов после старта. После этого Армстронг и Олдрин начали готовится к отстыковке лунного модуля для высадки на лунную поверхность.

Командный и лунный модули были расстыкованы примерно через сто часов после старта. В принципе было возможно использование автоматических программ вплоть до момента посадки, однако Армстронг ещё до полёта принял решение, что на высоте примерно ста метров над лунной поверхностью он перейдёт на полуавтоматическую программу управления посадкой объяснив своё решение следующей фразой: «Автоматика не знает как выбирать посадочные площадки». По данной программе автоматика регулирует вертикальную составляющую скорости модуля, изменяя тягу посадочного двигателя по сигналам радиовысотомера, в то время как астронавт управляет осевым положением кабины, и, соответственно, горизонтальной составляющей скорости. Фактически Армстронг перешёл на ручной режим управления спуском гораздо раньше, поскольку бортовой компьютер работал с перегрузкой, и всё время горел аварийный сигнал, нервировавший экипаж, несмотря на заверения наземного оператора, что на сигнал можно не обращать внимания (позже оператор, принявший решение несмотря на аварийные сигналы, не отказываться от посадки на Луну, получил специальную награду NASA).

Послеполётный анализ показал, что перегрузка компьютера была вызвана тем, что, помимо управления посадкой, требовавшей 90 % мощности компьютера, на него было возложено управление радиолокатором , обеспечивающим встречу с командным модулем на орбите, что требовало ещё 14 % мощности. Для последующих полётов лунных экспедиций по программе «Аполлон » логика компьютера была изменена.

Необходимость перехода на полуавтоматическую программу управления возникла ещё и потому, что автоматическая программа вела лунный модуль на посадку в кратер диаметром около 180 метров, заполненный камнями. Армстронг принял решение перелететь кратер, опасаясь, что лунный модуль перевернётся при посадке.

Лунный модуль прилунился в Море Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу . В момент посадки Армстронг передал: «Хьюстон , говорит База Спокойствия . „Орёл“ сел». Чарльз Дьюк из Хьюстона ответил: «Понял вас, Спокойствие. Вы прилунились. Мы тут все посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное!»

Пребывание на Луне

Астронавты произвели операции, имитирующие старт с Луны, убедились, что бортовые системы исправны. Ещё в период обращения по селеноцентрической орбите астронавты попросили разрешения отказаться от запланированного периода отдыха, после посадки медицинский руководитель полёта дал такое разрешение, посчитав, что нервное напряжение, по-видимому, всё равно помешало бы астронавтам заснуть перед выходом на Луну.

Внешняя бортовая камера, установленная на лунном модуле, обеспечила прямую трансляцию выхода Армстронга на лунную поверхность. Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу . Спустившись на поверхность Луны он произнёс следующую фразу:

Первый шаг человека на Луне

Олдрин вскоре вышел на поверхность Луны примерно через пятнадцать минут после Армстронга. Олдрин опробовал различные способы быстрого передвижения по поверхности Луны. Наиболее целесообразным астронавты признали обычную ходьбу. Астронавты прошлись по поверхности, собрали некоторое количество образцов лунного грунта и установили телевизионную камеру. Затем астронавты установили флаг Соединённых Штатов Америки (Конгресс США до полёта отверг предложение NASA установить на Луне флаг ООН вместо национального), провели двухминутный сеанс связи с президентом Никсоном , произвели дополнительный забор грунта, установили на поверхности Луны научные приборы (сейсмометр и отражатель лазерного излучения). Олдрину было очень трудно горизонтировать сейсмометр, пользуясь уровнем. В конечном счёте астронавт горизонтировал его «на глаз» и сейсмометр был сфотографирован, чтобы специалисты на Земле могли по фотографии определить положение прибора на грунте. Некоторую задержку вызвало и то, что одна из двух панелей солнечных батарей сейсмометра автоматически не развернулась, и её пришлось разворачивать вручную.

Олдрин у сейсмометра. На заднем плане видны лунный модуль, флаг США, снабжённый проволочным каркасом, чтобы предотвратить обвисание, и камера на штативе

После установки приборов, астронавты собрали дополнительные образцы грунта (общий вес образцов, доставленных на Землю - 24,9 кг при максимально допустимом весе 59 кг) и вернулись в лунный модуль.

При ресурсе автономной системы жизнеобеспечения около четырёх часов, Олдрин пробыл на поверхности Луны чуть более полутора, Армстронг - примерно два часа и десять минут.

После возвращения в лунную кабину астронавты сложили ненужные более предметы в мешок, разгерметизировали кабину и выбросили мешок на поверхность Луны. Телевизионная камера, работавшая на поверхности Луны показала этот процесс и вскоре после этого была выключена.

После проверки бортовых систем и приёма пищи, астронавты спали примерно семь часов (Олдрин - свернувшись на полу кабины, Армстронг - в гамаке, подвешенном над кожухом основного двигателя взлётной ступени лунной кабины).

Старт с Луны и возвращение на Землю

После ещё одного приёма пищи астронавтами, на сто двадцать пятом часу полёта состоялся старт с Луны взлётной ступени лунного модуля.

Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны: 21 час 36 минут.

На оставшейся на поверхности Луны посадочной ступени лунного модуля укреплена табличка с выгравированными на ней картой полушарий Земли и словами «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 г. новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества». Под этими словами выгравированы подписи всех трёх астронавтов корабля «Аполлон-11» и президента Никсона.

Мемориальная табличка на посадочной ступени лунного модуля корабля «Аполлон-11»

После выхода взлётной ступени лунного модуля на селеноцентрическую орбиту, она была состыкована с командным модулем на 128 часу экспедиции. Экипаж лунного модуля взял образцы собранные на Луне и перешёл в командный модуль, взлётная ступень лунной кабины была отстыкована, командный модуль стартовал в обратный путь на Землю. Потребовалась только одна коррекция курса во время всего обратного полёта. Она была необходима из-за плохих метеорологических условий в запланированном изначально районе посадки. Новый район посадки находился примерно в четырёхстах километрах к северо-востоку от намеченного изначально. Разделение отсеков командного модуля произошло на сто девяносто пятом часу полёта. Чтобы отсек экипажа достиг нового района, была изменена программа управляемого спуска с использованием аэродинамического качества.

Отсек экипажа приводнился в Тихом океане примерно в двадцати километрах от авианосца «Хорнет»(CV-12) (англ. Hornet (CV-12)) через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции в точке с координатами 13.5 , 169.25 13°30′ с. ш. 169°15′ в. д.  /  13.5° с. ш. 169.25° в. д. (G) .

На воде отсек экипажа первоначально установился в нерасчётном положении (днищем вверх), однако через несколько минут при помощи надувных баллонов-поплавков был перевёрнут в расчётное положение.

С вертолёта были сброшены три лёгких водолаза, которые подвели понтон под отсек экипажа и привели в готовность две надувные лодки. Один из водолазов в скафандре биологической защиты открыл люк отсека экипажа, передал экипажу три таких же скафандра и снова закрыл люк. Астронавты надели скафандры и через 35 минут после приводнения перешли на надувную лодку. Водолаз обработал скафандры астронавтов и внешнюю поверхность отсека неорганическим соединением йода . Экипаж подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 63 минуты после приводнения. Астронавты прямо из вертолёта перешли в карантинный фургон, где их ожидали врач и техник.

Президент Никсон общается с экипажем «Аполлона-11», находящимся в карантинном фургоне

На авианосец для встречи астронавтов прибыли президент Никсон, директор NASA Томас Пейн, а также астронавт Фрэнк Борман . Никсон обратился к находящимся в карантинном фургоне астронавтам с краткой приветственной речью.

В мае 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди поставил перед страной небывалую задачу - осуществить к концу десятилетия высадку человека на Луне. 20 июля 1969 года этот дерзкий план был воплощён в жизнь. Итак, как проходили приготовления к этому событию и как проходил первый полёт человека на Луну.

Противостояние СССР и США в освоении космоса

Решение Джона Кеннеди «застолбить» Луну для Америки

В середине ХХ века поставленная цель казалась совершенно недостижимой. Человечество делало лишь робкие шаги в космосе. Не прошло и месяца после полёта Юрия Гагарина, да и за плечами у НАСА (Национального агентства по аэронавтике и космическим исследованиям) был только 15-минутный суборбитальный полёт астронавта Алана Шепарда. Однако высадка на Луну стала для американцев делом национальной гордости. СССР опередил США, запустив в космос первый спутник и первого человека, поэтому в самый мрачный период «холодной войны» Джон Кеннеди решил «застолбить» Луну для Америки. Его решение положило начало крупномасштабной космической программе, а выполненные для проекта «Аполлон» передовые научно-технические разработки во многом придали современному миру его нынешний облик.

Первая фотография обратной стороны Луны

С первых же дней космической эры, открытой запуском советского спутника 1 октября 1957 года, Луна стала очевидной мишенью для беспилотных зондов. Первым её достиг в 1959 году советский зонд «Луна-2», разбившийся о лунную поверхность, но успевший отправить на Землю её фотоснимки. Месяц спустя «Луна-3» совершила облёт нашего ночного светила и впервые в истории сфотографировала его обратную сторону. СССР захватил явное лидерство в космической гонке. Однако, взяв мощный разбег к поставленной цели, США начали постепенно сокращать отрыв.

Полёты американских «Рейнджеров»

В 1962 году до Луны добрался и американский «Рейнджер-IV», но к великой досаде учёных он не передал на Землю ожидаемой телевизионной картинки. Зато в 1964-1965 годах «Рейнджеры» VII, VIII и IX сделали свыше 17 тысяч фотоснимков, в том числе первые крупные планы лунной поверхности. В 1966 году СССР записал на свой счёт ещё один выдающийся успех, когда «Луна-9» впервые совершила мягкую посадку на Луне. Для Советского Союза экспедиция на Луну была не меньшим политическим козырем, чем для США, но если Америка открыто разрабатывала свои космические программы, то в СССР столь же напряжённая работа велась под покровом секретности. Все беспилотные зонды собирали информацию, необходимую для высадки человека. Следом за «Рейнджерами» последовала серия «Сервейоров», осуществлявших мягкие посадки и бравших пробы лунных пород. Этой же цели служили спутники серии «Лунар орбитер», оснащённые мощной фотоаппаратурой, которая позволила составить карту 95 % лунной поверхности и обследовать возможные точки прилунения.

Об экспедициях на Луну нечего было и думать без гигантского скачка в технологии пилотируемых полётов. Первые астронавты 1961 года были лишь пассажирами своих кораблей, летавших по простым суборбитальным траекториям. Со временем советская программа «Восток» и американская «Меркурий» начали ставить перед пилотами всё более сложные задачи.

Запуск кораблей серии «Джемини»

Позднее НАСА приступило к запуску двухместных кораблей серии «Джемини», постепенно увеличивая продолжительность полётов, в ходе которых астронавты осваивали науку космического пилотирования. Ведь для экспедиции на Луну потребуется экипаж из трёх человек, которому предстоит провести больше недели в космосе и корректировать курс с точностью до долей секунды. Более того, в тесном пространстве космических модулей вся начинка должна быть предельно компактной, в том числе и бортовые компьютеры, которые в те годы были громадными махинами, занимающими большие помещения.

Полёт на Луну был немыслим и без новой, гораздо более мощной ракеты-носителя. Выведение капсулы «Джемини» на околоземную орбиту требовало куда меньших затрат энергии, чем отправка «Аполлона» в путь длиной более 300 тыс. км. Поэтому, подвергнув основательной переделке конструкцию ракеты «Сатурн-I», НАСА создало могучий «Сатурн-V».

Полёты по программе «Аполлон»

Трагические инциденты

К началу 1967 года, после многих лет напряжённой работы, программа «Аполлон» была, наконец, готова к старту, что убедительно показал успешный запуск «Аполлона-1» с помощью модифицированного «Сатурна-IB» («Сатурн-V» находился на стадии разработки). Однако именно в этот момент грянула беда. В ходе предстартовой тренировки в герметично закрытом командном модуле «Аполлона» вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся в обогащённой кислородом атмосфере. Астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи задохнулись в дыму. Предпринятое по следам аварии расследование и внесение в конструкцию командного отсека существенных изменений отсрочили программу больше чем на год. За это время СССР вполне мог захватить лидерство в «лунной» гонке. Однако и там в апреле 1967 года произошёл трагический инцидент. Плановый полёт, предусматривавший стыковку двух кораблей на орбите, завершился гибелью космонавта Комарова, когда спускаемый аппарат «Союз-1» с большой скоростью врезался в землю.

Аполлон-7

В октябре 1968 года были возобновлены полёты по программе «Аполлон» с новой мощной ракетой-носителем и реконструированным командным отсеком. С целью его обкатки на околоземную орбиту был выведен «Аполлон-7». Но ещё до его запуска НАСА взялось за подготовку нового космического «сюрприза», подстёгиваемое слухами о том, что СССР готовит пилотируемый облёт Луны.

К счастью для НАСА, советский замысел так и не воплотился в жизнь.

Аполлон-8

В декабре 1968 года США достигли самого крупного на тот момент успеха. Корабль «Аполлон-8» с астронавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Лоуэллом и Уильямом Андерсом на борту долетел до Луны, совершил вокруг неё 10 витков и вернулся на Землю. Это было гораздо сложнее запланированного Советами простого облёта Луны. За 20 часов пребывания на окололунной орбите астронавты опробовали системы навигации и связи, предназначенные для использования при посадке на Луну.

Аполлон-9

Спустя два месяца на околоземную орбиту вышел «Аполлон-9» с целью испытания модуля, которому предстояло доставить первых людей на лунную поверхность. В течение 6 часов лунный модуль летал отдельно от командного, после чего благополучно состыковался с ним. 13 марта 1969 года астронавты вернулись на Землю.

Вперёд, на Луну!

Через два с лишним месяца экипаж «Аполлона-10» провёл дальнейшие испытания лунного модуля - на сей раз на окололунной орбите. Астронавты Томас Стаффорд и Юджин Сернан снизились в нём до 15 км над лунной поверхностью, а Джон Янг тем временем оставался в командном модуле. Успех этой экспедиции убедительно подтвердил готовность НАСА к высадке первых людей на Луну.

Утром 16 июля 1969 года с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Сатурн-V», которая вывела в космос корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту. Это были Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз. Общая длина ракеты и корабля составляла 111 м, а стартовый вес - почти 3000 тонн. Ежесекундно сжигая 15 т топлива и сжиженного кислорода, мощные двигатели первой ступени развили скорость 10 000 км/час и за 2,5 минуты подняли ракету на высоту 65 км над Землёй. После этого первая ступень была отстрелена, и заработали двигатели второй ступени. Через 9 минут после старта она тоже выполнила свою задачу, подняв корабль на высоту 185 км и увеличив скорость до 25 000 км/час. Наконец, после отделения второй ступени включились двигатели третьей.

Орбита ожидания

За каких-нибудь 3 минуты корабль набрал скорость 28 000 км/час, достаточную, чтобы остаться на почти круговой околоземной орбите ожидания. После выключения двигателей третьей ступени экипаж выполнил штатные проверки систем корабля и начал готовиться к трёхдневному полёту к Луне длиной 384 тыс. км.

Повторно включенные на пять с половиной минут двигатели третьей ступени вырвали корабль из объятий земной гравитации, и он взял курс на Луну с начальной скоростью свыше 39 тыс. км/час. Теперь пришло время подготовки трёх модулей (командного, двигательного и лунного), из которых состоял «Аполлон-11», к выходу на окололунную орбиту.

Модули «Аполлона»

В коническом командном модуле находилась панель управления и жилые отсеки. Командный модуль составлял единую связку с цилиндрическим двигательным отсеком, в котором помимо маршевой двигательной установки находились двигатели системы ориентации и система электропитания.

Наконец, непосредственно к третьей ступени «Сатурна» крепился лунный модуль, в котором астронавты совершили посадку на поверхность Луны.

Посадка на Луне

Состыковка с лунным модулем

Отделившись от «Сатурна», основной блок из командного и двигательного модулей совершил разворот и вершиной к вершине состыковался с лунным модулем. После этого связка основного блока и лунного модуля отделилась от третьей ступени «Сатурна», которая к тому времени выполнила свою задачу. Необходимые корректировки курса выполнялись с помощью малых маневровых двигателей. Однако маршевый двигатель не включался, и под воздействием земной гравитации космический корабль постепенно замедлял ход. В 48 тыс. км от Луны скорость «Аполлона-11» лишь немногим превышала 3000 км/час. Но здесь уже вступили в действие силы лунного притяжения, и корабль снова начал ускоряться. Для торможения и перевода корабля на окололунную орбиту был включен маршевый двигатель, который теперь находился в носовой части связки.

Лунная равнина Море Спокойствия

Через иллюминаторы командного модуля астронавты «Аполлона-11» наблюдали лунную поверхность с высоты 100 км, сосредоточив всё внимание на предполагаемом месте посадки в Море Спокойствия. Это обширная лунная равнина, получившая своё название несколько веков назад, когда учёные верили в существование лунных морей. На другой день Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль, получивший позывной «Орёл». Коллинз остался в командном отсеке, а лунный модуль отделился и начал пологий спуск к поверхности Луны, пользуясь двигателем посадочной ступени для торможения и корректировки курса.

Историческая посадка «Орла»

В этот момент весь мир затаил дыхание. Наконец, астронавты подыскали ровную площадку, на минуту зависли над ней в полуторах метрах и совершили посадку на покрытую вековой пылью поверхность Луны, о чём Армстронг доложил в ЦУП на Земле: «Говорит дно Моря Спокойствия. «Орёл» совершил посадку». Это поистине историческое событие свершилось 20 июля 1969 года в 20:18 по Гринвичу .

Кульминационным моментом экспедиции стал момент, когда Нил Армстронг спустился по трапу на лунную поверхность . Ступив на тёмно-серый грунт, он сказал: «Для одного человека - это маленький шаг, но для всего человечества - гигантский скачок вперёд» .

На Луне

Астронавт Эдвин Олдрин спускается с лунного модуля «Аполлон-11» на поверхность Луны. Снимок сделал первый человек, ступивший на Луну - Нил Армстронг

Следом за Армстронгом ступил на Луну Эдвин Олдрин, и передвигаться в условиях низкой гравитации оказалось очень легко, даже несмотря на громоздкие скафандры. Первым делом астронавты установили американский флаг, натянутый на жёсткий каркас, чтобы ткань не обвисала в полном безветрии безвоздушного пространства.

Это эпохальное событие находилось в центре внимания всей мировой прессы, а телерепортажи, пересылаемые на Землю маленькой телекамерой лунного модуля, с огромным интересом наблюдали зрители многих стран.

Гигантский лунный кратер. Снимок сделан в ходе первой экспедиции на Луну «Аполлона-11» . На заднем плане виден лунный вездеход, которым пользовались первопроходцы

Прежде чем вернуться в лунный модуль, астронавты провели ряд научных экспериментов и собрали около 20 кг образцов лунной породы.

Наступил критический момент всей экспедиции - старт с Луны. Ведь в случае отказа стартового двигателя лунного модуля люди бы навсегда остались на Луне без малейших шансов на спасение. Однако в этой и всех последующих экспедициях стартовый двигатель срабатывал безупречно.

Путь домой

Для взлёта с лунной поверхности спусковой двигатель был отделён от модуля и послужил ей стартовой платформой, которой суждено было остаться на Луне. Включив стартовый двигатель, астронавты вышли сначала на низкую окололунную орбиту, а затем на орбиту с командным модулем. Несколькими импульсами маневровых двигателей Майкл Коллинз приблизился к лунному модулю, занял удобную позицию для стыковки, и, состыковав оба модуля, первые лунопроходцы присоединились к своему коллеге. С собой они взяли собранные образцы лунного грунта и аппаратуру, которую надлежало вернуть на Землю. Затем они расстыковались с лунным модулем и включили маршевый двигатель, который должен был доставить их на Землю. Перед входом в земную атмосферу астронавты отделили двигательный отсек, а командный модуль развернули кормой вперёд, чтобы усилить торможение путём трения об атмосферу. На высоте около 7 км раскрылись малые тормозные парашюты, а в 3 км от поверхности - главные парашюты.

Под приводнившуюся капсулу с астронавтами был подведён надувной понтон, чтобы не дать ей утонуть

Вскоре командный модуль благополучно приводнился в Тихом океане, а экипаж вылетел на базу, где его ожидала триумфальная встреча. 24 июля астронавты вернулись на родину, проведя в полёте 8 суток. По выражению президента Никсона, это была «величайшая неделя в истории человечества со времени сотворения мира».

Последующие экспедиции

Корабль «Аполлон-12» завис над ракетой-носителем «Сатурн-V». На его днище видно шасси лунного модуля

Аполлон-12

Серия полётов на Луну по программе «Аполлон» завершилась в декабре 1972 года. К тому времени там побывали 12 астронавтов, причём некоторые не только ходили, но и ездили по Луне. Участники каждой экспедиции проводили на Луне всё больше времени. Вторую высадку осуществил экипаж «Аполлона-12» в ноябре 1969 года, прилунившийся в Океане Бурь неподалёку от того места, где в 1967 году совершил посадку «Сервейор-3». Астронавты Чарльз Конрад и Алан Бин привезли на Землю некоторые узлы этого зонда, и учёные получили возможность узнать, как вели себя различные материалы в условиях открытого космоса.

Аполлон-13

Полёт «Аполлона-13» во многом оправдал суеверия, связанные с «несчастливым числом». По пути на Луну в апреле 1970 года из-за дефекта в системе электропитания взорвался кислородный бак в двигательном отсеке. Осознав, что основной бак вскоре потеряет весь кислород и энергию, экипаж Джима Лоуэлла был вынужден перейти в лунный модуль «Аквериэс» (Водолей). В нём был достаточный запас воздуха для полёта, но на сей раз начались сбои в системе воздушных фильтров. Астронавтам пришлось заменять их несовместимыми фильтрами из командного модуля. Борясь за живучесть корабля, они сожгли слишком много топлива даже для того, чтобы просто развернуться и полететь обратно. Вместо этого им пришлось выполнить опасный манёвр - облететь вокруг Луны, а затем без помощи бортовых компьютеров включить маршевый двигатель лунного модуля, чтобы взять курс на Землю. И всё же, несмотря на все трудности, астронавты живыми и невредимыми вернулись домой, где их встречали, как национальных героев.

Аполлон-14

Старт «Аполлона-14». Экспедиция длилась 9 дней

В начале 1971 года после генеральной проверки всех систем стартовал «Аполлон-14», доставивший на Луну очередной экипаж астронавтов. В этой экспедиции был впервые применён модульный транспортёр оборудования - грузовая двухколёсная тележка.

Аполлон-15

Куда более смелые цели преследовала предпринятая в середине 1971 года экспедиция «Аполлона-15», оснащённая лунным вездеходом на электрических батареях, который позволял астронавтам совершать дальние поездки для сбора образцов лунных пород.

Аполлоны-16 и 17

Позднее таким же луноходом пользовались ещё две экспедиции - «Аполлон-16» (апрель 1972 года) и «Аполлон-17» (декабрь 1972 года).

Старт «Аполлона-17». Это был единственный ночной старт за всю лунную программу «Аполлон»

Поначалу программа «Аполлон» предусматривала ещё два полёта на Луну, но ослабление общественного интереса и урезание бюджета привело к её преждевременному закрытию.

Совместный полёт «Аполлон-18» и «Союз-19»

Последние полёты совершались уже по прикладной программе «Скайлэб». В 1973 году ракета «Сатурн-V» вывела на околоземную орбиту первую американскую космическую станцию, а в 1975 состоялся первый совместный полёт кораблей «Аполлон-18» и «Союз-19», стыковка которых на орбите стала символом политической разрядки.

Освоение космоса после завершения программы «Аполлон»

За годы, прошедшие после завершения программы «Аполлон», освоение космоса пошло другими путями, включая полёты кораблей многоразового использования, создание сложнейших роботов-зондов для изучения далёких планет и крупных орбитальных станций. От пилотируемых полётов к другим планетам пришлось отказаться из-за их непомерной дороговизны и бюджетных ограничений. И всё же когда-нибудь мы непременно вернёмся на Луну, чтобы на сей раз остаться там надолго. В 1992 году НАСА отправило на Луну первый за последние 20 лет зонд «Клементайн», оснащённый куда более сложной аппаратурой, чем «Аполлон». В ходе детального обследования спутника Земли он вёл и поиск полезных ископаемых, которые, по-видимому, станут главным коммерческим обоснованием возвращения человека на Луну. Этот же зонд уловил сигналы, свидетельствующие о наличии льда в укрытом вечной тенью кратере близ лунного южного полюса. А если на Луне есть вода, то её колонизация пойдёт гораздо легче.

Хотя «лунная гонка», как и все полёты по программе «Аполлон», были поставлены на службу политическим целям, они, тем не менее, остаются выдающимся достижением научно-технической мысли.