Брызгать водкой в буддизме. О старинном обряде — подношение нагам — духам воды - Ассоциация «Буддизм в Интернете. Не забудьте заранее приготовить хий морины

О днажды... Когда царевич Гунгаджал попросил Падма-Самбхаву: "Соизволь рассказать, откуда и почему в древности появилась водка", наставник Падма-Самбхава поведал следующее:

"Давным - давно, 4386 кальп (периодов времени, равных периодам с момента зарождения по момент разрушения Вселенной) тому назад, Татхагата Будда по имени Лунный Свет, явился в мир, чтобы проповедать святое учение. В то время как слушавшие учение у этого Будды живые существа-владыки восьми областей (мира) со своей свитой, как-то: восемь царей тенгриев, восемь царей асуров, цари людей, киннаров, гандхарвов, махорагов, нагов1 и прочие, собравшись вместе, внимали словам будды, греховный царь демонов, чинивший зло живым существам, не сдержавшись, подумал со злостью: "Что же это ко мне никто не пожалует, тогда как у Будды Пришедшего подобным образом собралось такое множество живых существ?" - и с досады заревел.

Однажды... Когда тот греховный царь демонов 2 спал, его гений - хранитель 3 по имени Великий Грозный Черный (Тенгри) ниспослал ему сновидение с таким советом: "Ты, царь, не печалься. Я и тебе дам религию. Если достанешь мозг свирепого белого льва, пену из пасти разъяренного слона, жало ядовитой змеи, мед злой пчелы, слюну бешеной собаки, костный мозг девяти демонических плясунов, зрачок волка, пожиравшего мертвецов, мясо трупа и утробную кровь женщины - ракшаса4 и затем, прочитав мантры - проклятия, смешаешь эти девять веществ, то образуется большая река отравы, именуемой водкой".

Тот греховный царь демонов, пробудившись ото сна, очень обрадовался. Собрал все необходимое и, соорудив на вершине скалистой горы каменный котел, приготовил в нем смесь согласно тому, что услышал во сне. (И с тех пор) постоянно стали течь десять больших водочных рек. Все живые существа, слушавшие в то время учение Будды, выпили той водки, приняв ее за воду, и сильно опьянели. Оттого, что яд водки впитался в землю, появилось хлебное и фруктовое вино.

Греховный царь демонов, обрадовавшись, принялся подсчитывать, сколько живых существ собралось у Будды и сколько у него. Получилось, что три четверти и большинство четвертой части (существ) собралось у Будды, у него же - меньшинство. Сокрушенный этим, царь демонов сидел, печалясь и страдая. (Но опять явился) его гений - хранитель Великий грозный Черный (Тенгри) и сказал: "Ты не горюй! Живые существа этой калпы живут сто тысяч лет и очень добродетельны. Именно поэтому у тебя собралась меньшая часть четверти их. В будущем, когда умножатся калпы короткой жизни, твоя религия получит гораздо большее распространение, нежели учение Будды".

Услышав эти слова, греховный царь демонов выразил такое злое пожелание: "Пусть в последующих калпах короткой жизни моя религия распространится более, чем учение Будды! Пусть живые существа будут наделены участью трех дурных перерождений5, и особенно участью низвержения в Вечный ад6!"

Едва он произнес это злое пожелание, как Будда благодаря своей проницательности узнал об этом и высказал благопожелание: "Пусть я своим благословением сообщу твоей водке, приготовленной из девяти ядов, свойства (пяти видов мяса7) и пяти нектаров и, примешав к ней яд пяти пороков8, выпью все и тем избавлю живые существа от несчастий и возведу их в степень всецело cовершенных будд!"

Будды предсказали :

Если простолюдин выпьет водки, то из-за того, что в состав водки входит яд из мозга свирепого белого льва, он вообразит, что нет никого превыше его, и станет презирать три драгоценности9 и тем заслужит неизбежную учась низвержения в ад и прочие области трех дурных перерождений. Он станет также оскорблять высоких ханов и князей и за то подвергнется наказанию ханской властью. Он рассорится и подерется с равными себе товарищами и потому разлучится с ними. Вот что происходит от действия первого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит пена из пасти разъяренного слона, (испивший водки) будет недоволен, когда непьющие начнут осуждать водку. Он станет вопрошать: "Почему порицают водку, которую подносят в жертву буддам и которую пьют высокие правители?" Начнет также всячески браниться и сквернословить, повторяя свое желание: "Пусть у меня (всегда) будет водка и я буду снова и снова пить ее". Вот какие пагубные и низменные желания порождает второй яд.

Из-за того что в состав (водки) входит яд из жала ядовитой змеи, (испивший ее) будет выводить людей из терпения, оскорбляя их и копаясь в чужих грехах. Вот что происходит от действия третьего яда.

Из-за того что в состав (водки) входит мед злой пчелы и потому она даже вкуснее меда, (испивший ее) уже не может отказаться от водки. Вот что происходит от действия четвертого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит слюна из пасти бешеной собаки, (испивший водки) ввязывается в ссоры и драки с другими людьми, а это приводит к ушибам и увечьям. Вот что происходит от действия пятого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит яд из костного мозга девяти демонических плясунов, у опьяненного водкой человека костный мозг рук и ног раскаляется и вскипает, и тогда человеку трудно спокойно сидеть и лежать. Он вдруг вскакивает и поднимает шум и гам. Если же сядет на коня, то помчится, не обращая внимания на овраги и ущелья, на реки и скалы, и в результате упадет и разобьется. Вот что происходит от действия шестого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит зрачок глаза волка, пожиравшего мертвецов, у сильно опьяненного человека глаза гаснут и тускнеют и он не может (даже) моргать. Он ничего ясно не различает, и ум его омрачается. Вот что происходит от действия седьмого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит мясо трупа, лицо у постоянно пьющего водку становится безобразным и совершенно серым, как пепел. Вот что происходит от действия восьмого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит утробная кровь женщины - ракшасы, от человека, постоянно пьющего водку, уйдет родившееся с ним вместе божество и его место прочно займет царь демонов. И (тогда) от поступков того человека 84 тысячи его пороков воспылают как огонь, взбурлят как река, затрепещут на ветру, воздымутся как пыль, и, совершив десять черных10 и пять неискупных грехов11 нарушит он обет и клятву, отчего и низвергнется в область дурных перерождений, в Вечный и прочие ады, где подвергнется всяческим адским мукам". Так предсказали все будды трех времен12.

И еще (они) изрекли: "Хотя будды и бодхисаттвы13 ведают причины и следствия хорошего и дурного в настоящем и будущих перерождениях, однако (и простому смертному)(по поведению людей), опьяненных водкой, сотворенной из девяти ядов демона, нетрудно определить, кто из какой области перерождения появился на свет. Дело вот в чем. Когда водкой опьянены люди, возродившиеся из областей тенгриев и людей, то их тела, речи и души не ослабевают. Рассудок становится тверже и спокойнее. Говорят они справедливые слова и ведут себя кротко.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области асуров, то они сквернословят, ссорятся и дерутся. Ведут себя весьма недостойно - завистливы и скупы.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области адов, то они беспричинно рыдают.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области претов16, то они еле-еле держатся на ногах, качаются и падают.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области животных, то они не могут вымолвить ни слова и (только) бормочут, став тупыми и немыми, как скот".

Наш учитель Будда Шакьямуни повелел так: "Воздерживайтесь вовсе от употребления водки, влекущей ко множеству пороков".

И еще он сказал: "Послушайте и вы, мои ученики - монахи. Если (кто из вас) выпьет водки хотя бы даже с росинку, удерживающуюся на кончике травинки, то он не будет более моим учеником. Те из монахов, кто будет пить водку, как бы впадут в безумие и станут невоздержанны в делах тела, речи и мысли. Будут болтать пустые, непристойные и грубые слова. В душе своей возлелеют все пороки, в том числе похоть, гнев, невежество, гордыню, скупость и зависть. Когда, (напившись водки), потеряют сознание и упадут замертво, то осрамятся они, дав собакам облизать свой испачканный рвотой рот и позволив посторонним людям созерцать свои обнаженные срамные места и прочее. Из-за того что рожденные вместе с ними божества покинут их, а грозные хранители святого учения разгневаются, у них ни с того ни с сего пойдет носом кровь и они погибнут какой - нибудь ужасной смертью - упав со скалы или с лошади, застигнутые наводнением или пожаром. И тогда они падут в восемнадцать адов, такие, как восемь горячих и восемь холодных, и будут невыносимо долго терпеть муки Вечного ада".

(Вы) спросите: "Какова продолжительность пребывания в Вечном аду?" А вот какова. Если выкопать квадратную яму глубиной в 80 маховых саженей и длиной - шириной (тоже) по 80 саженей и, наполнив ее зернами кунжута, вынимать по одному зернышку каждую калпу, то пребывание в Вечном аду окончится только тогда, когда (в яме) иссякнет весь кунжут. Надо ли еще тут говорить о страданиях трех дурных перерождений!

Слушайте же мои ученики - монахи и послушники. Если пристраститесь к пьянству, то не обретете покоя, а будете испытывать все те (перечисленные) страдания. Зачем вы говорите: "Буддам-то подносят водку, а нам ее пить запрещают?" Но ведь вы - то, не достигшие степени будд, не можете пользоваться их дарами. Посмотрите, например, притчи о том, как погибла лиса, сломав себе хребет, пытаясь прыгнуть так же далеко, как лев, или о том, как погибла пташка, обломив себе крылья, пытаясь взлететь столь же высоко, как и Гаруда 15. Если можете употреблять напиток будд, то почему не желаете соблюдать правила поведения, изложенные Буддой в Винае 16, и законы, установленные в Ваджраяне17?

Когда подносят водку хранителям святого учения, благословляя ее с пожеланием, чтобы она обратилась в пять видов мяса и пять видов нектара, те (хранители), примешивая к ней яд пяти пороков всех живых существ, выпивают все, избавляя этим существ от их грехов.

В число пяти видов мяса входят человечье, лошадиное и собачье мясо. Вы должны будете съесть их. В число пяти видов нектара входят "вонючая" и "очень вонючая" жидкости. Это человеческие моча и кал. Вы, невзирая на отталкивающий вид, должны будете многократно испить их, как будто это нектар. Если сможете сделать это - вам будет дозволено пить водку. Если не сможете - будет запрещено.

Что вы ответите, если спросят, в каком разделе Тантры описан ритуал таинственного благословения водки, превращающий ее в пять видов нектара? Ведь вы ответите то, чего и не говорил Ваджрадхара18. Получится вроде того, что на голове у зайца выросли рога, а бесплодная женщина родила ребенка.

Закон Владыки Учения21, различающего добродетели и грехи, одинаков для всех. Поэтому необходимо упорно воздерживаться от (пьянства).

И еще выслушайте-ка внимательно цари, князья, сановники и прочие знатные люди, следующие святому учению (Будды). Водка имеет такие названия: "Водка, порождающая безумие", "Водка, дающая (иллюзию) мужества", "Водка, делающая высокомерным", "Водка, заставляющая похваляться богатством", "Водка, ведущая к расточительству", "Водка, побуждающая к неосмотрительности".

"Водка, порождающая безумие". Если цари и знатные правители станут пить водку, то будут поступать как безумные, не ведая, что прилично и что неприлично, не отличая добродетели от порока, правды от лжи, истины от заблуждения. Не будучи в состоянии разобраться в клевете, прослывут в этой жизни плохими людьми, а в последующих перерождениях из-за того, что не знали (основ) приятия и отвержения добра и зла, претерпят все муки дурной участи, о которых уже упоминалось прежде.

"Водка, дающая (иллюзию) мужества". (Пьяный мнит себя) героем потому, что не боится порочить три драгоценности; не ведает, что будет наказан за оскорбление царя и сановников; не знает, что в результате ссор и драк потеряет родных и друзей.

"Водка, делающая высокомерным". (Выпив) водки, низкорожденный начинает изображать из себя высокородного, простолюдин - вельможу, бедняк - богача, глупец - мудреца, невежда - ученого.

"Водка, заставляющая похваляться богатством". Кто, (выпив водки), похваляется: "У меня много золота и серебра. У меня много имущества и скота", но, когда другие просят, не дает ничего - тот презренный богатей. Кто, (выпив водки), похваляется: "У меня много еды", но когда у него собирается много людей, то еды не хватает, - тот презренный богатей.

"Водка, ведущая к расточительству". От водки становятся такими щедрыми, что, отдавая коня, сами остаются пешими, отдавая одежду, сами остаются нагими, отдавая пищу, сами голодают.

"Водка, побуждающая к неосмотрительности". От водки становятся настолько неосмотрительными, что преждевременно отдают то, что следовало бы отдать попозже; преждевременно говорят то, что следовало бы сказать попозже; обещают то, для чего не настало время.

И вообще, если будете пьянствовать, то:

Во-первых, физическая сила пойдет на убыль.

Во-вторых, лицо станет некрасивым, покроется морщинами, исхудает и огрубеет.

В-третьих, язык закоснеет и будет нести вздор.

В-четвертых, ум отупеет.

В-пятых, умрете, не ведая, какие плоды принесут вам добрые и дурные деяния в этом и последующих перерождениях.

В-шестых, в этом перерождении все будут презирать и унижать вас, говоря: "Вот, явился этот назойливый пьяница!"

В-седьмых, водка порождает болезни без помощи других ядов, поскольку сама подобна сильнодействующему яду и обладает большим отравляющим действием. (От потребления) водки возникают четыре заболевания: бешенство, обморок, помрачение рассудка и скопление излишнего воздуха и желчи, вызываемое закупоркой сосудов, по которым текут кровь и животворная сила. Хотя все они могут появиться и по другим причинам, но в большинстве своем (симптомы отравления водкой) таковы: от избытка воздуха болит голова, учащается дыхание, бросает в дрожь, во сне мерещатся покойники и прочие кошмары. От (избытка) желчи поднимается температура, пропадает голос, слабит, кружится голова, моча приобретает зеленоватый цвет, краснеют глаза. От (избытка) слизи болит голова, тянет в сон, знобит, отнимаются конечности. В общем, проявляются симптомы всяческих болезней. Подробнее об этом смотрите в медицинских трактатах.

В-восьмых, в последующих перерождениях будете испытывать муки трех видов дурной участи, о которых речь уже шла выше. Если же возродитесь в мире людей, то будете слабоумны и скверного нрава". Так поведал (Падма-Самбхава).

Полностью откажитесь от вредоносной водки - причины всех пороков!

По многочисленным просьбам прихожан Санкт-Петербургского дацана рассказываем об особенностях проведения обрядов «сэржэм» и «даллага» , которые обычно приходятся на заключительную часть хурала. В правильности понимания значения данных обрядов помогает разобраться соржо лама Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй Церен лама Дармаев .

«Сэржэм» (бурятский яз.) - подношение золотого питья, нектара . Сэржэм проводится как во время молебнов, так может являться и частью отдельного обряда. Для обряда «сэржэм» используется свежезаваренный чай, молоко или водка. Ламы в ходе ритуала читают молитву для благословления напитка, затем подносят его тому или иному защитнику Учения.

«Даллага абаха» (бур.) - это обряд призывания помощи в благополучии и процветании. Для проведения этого ритуала верующие должны принести так называемое «даллага» (подношение, с которыми они будут призывать благополучие и процветание: это могут быть сладости, молочные продукты (сагаан эдеэ , бур.)). Лама произносит: «Даллага абагты!» , - приглашая взять в руки то, что прихожане принесли с собой. Принято делиться принесенными подношениями с соседями. Также можно положить в полные ладони деньги, тем самым призывая материальное благополучие, или четки, призывающие и накапливающие ваши добродетели (буяны) . По большому счету, добродетель, благая карма - это главное, что мы призываем во время данного обряда, без нее не наступят процветание и благополучие, не возникнет материальный достаток. Ламы во время этого ритуала держат в руках книгу с текстами Учения, либо ритуальные предметы - ваджру и колокольчик. Старшему ламе ритуала подносят специальную стрелу, на которую накалывают одно из угощений (печенье, зефир, конфету и т.п.).

Ламы читают молитву «даллага» (на хуралах Буддийской традиционной Сангхи России ее принято читать по-бурятски). После каждого четверостишия восклицают: «А-хурай!» (произносительная норма: [ахурэ]), вращая по кругу ритуальным атрибутом. Верующие также, следуя за ламами, вращают по часовой стрелке «даллага» и восклицают: «А-хурай!» . «А-хурай» в переводе на русский язык по смыслу близко к «собирается». В конце ритуала лама произносит: «Буян хэшэг ерэбоо!» («Добродетель и благоденствие пришли!» , бур.), верующие подтверждают: «Ерэбоо!» («Пришли!») Лама: «Улзы хутуг орошобо!» («Благоденствие наступило!»). Верующие восклицают: «Орошобо!» («Наступило!») Лама: «hанаhан хэрэг номой ёhоор бутэбоо!» («Все пожелания и замыслы сбылись по Учению Будды!». Верующие: «Бvтэбоо!» («Сбылись!»). «А-хурай!!!»

После этого часть яств, обычно самое лучшее (дээжэ , бур.) подносится божествам на алтарь или остается на специальных столах для подношений в храме, а оставшееся можно взять себе домой. Лама предлагает съесть одно из яств, которые прихожане держали в руках, тем самым верующие как бы получают особое благословение. Также принято угощать освященными подношениями рядом сидящих прихожан. Деньги, которые вы держали в руках во время этого обряда, лучше всего положить в отдельный отдел кошелька и не тратить. Считается, что они будут притягивать себе подобные купюры и ваш кошелек никогда не будет пустым. Рекомендуется в течение трех дней после обряда «даллага» не совершать ненужных трат.

Посещение молебнов, участие в ритуалах полезно для верующих, для достижения смысла в этой жизни, именно таким образом происходит постоянное накапливание заслуг для достижения состояния Будды - достижения Просветления.

Пресс-служба Санкт-Петербургского дацана

Ежегодно в начале лета в нашем селе проводится обряд «Обоо тахилга». К нам приезжают родственники, и мы все вместе принимаем участие в этом обряде. Однако, принимая участие, я не понимала, для чего мы делаем то или иное действо. С какой целью проводится этот обряд? Какое значение имеет данный обряд в нашей жизни? Прислушиваясь к разговорам взрослых, я всегда обращала внимание на некоторые моменты в приготовлении к этому обряду. Например, люди часто обращались за советом к моей бабушке как поступить в том или ином случае, если раньше было по-другому. Вероятно, с течением времени что-то изменилось в проведении данного обряда. Что именно? Или, например, мы всегда едем на одно и то же место молиться, а другие люди в другие места. С чем это связано?

ОБОО (ОВАА, ОВА, ОБО) (от тибет. «до-бон» - «груда камней» или «до-бум» - «сто тысяч камней») - груды камней, представляют собой буддийские жертвенники духам-хозяевам местности и божествам земли Распространены на территории Саяно-Алтайского региона и в Монголии.

В основу обоо в углубление закладывается бумба (сосуд с подношениями). В центре устанавливается стержневой столб - срогшин, на котором прикреплены дощечки с призывами и заклинаниями, а к основанию кладутся фигурки животных. Все затем обкладывается камнями в виде пирамиды. По углам устанавливаются четыре столба, соединенные цветными нитями, символизирующими стороны света.

Срогшин украшается лентами цветной материи и молитвенными флагами. Словом «обоо» также называют дорожные жертвенники духам-хозяевам перевалов. Они представляют собой груды камней, без бумбы в основании, проходя мимо которых, путники бросают камень в качестве подношения. Все те места на обочинах дорог, где на кустиках завязаны разноцветные лоскутки ткани (сумэлге), не могут быть названы "обоо". "Обоо" — это место пребывание самого сильного савдака -хозяина местности в одном районе

Табангутское обоо

Обряд «Обоо тахилга» как и многие другие возник много тысячелетий тому назад, ещё до прихода учения Будды. Учёные называют этот свод древних народных знаний и обрядов шаманизмом . Многие народные обычаи и обряды вошли в современные буддийские церемонии. Все древние обряды и обычаи, в том числе и обряд «Обоо тахилга» говорят о крепкой связи бурят с окружающим миром -природой.

«Обоо тахилга» означает чествование хозяина местности. Суть обряда заключается в том, что верующие делают подношения савдакам -хозяевам
местности и просят их о милости в виде дождя, богатого урожая, приумножения скота, о мире и благоденствии всех живущих. Подношения в виде молочной пищи (сметана, творог, молоко и т.п.), отваренного без соли баранины, водки (архи), сладостей укладывают у подножия обоо в назначенный ламой день. Воскуривают благовония -«сангы дзээ утгалга», возжигают свечи -«зула бадарха».

Лама читает молитву, а верующие сидят вокруг обоо, молитвенно сложив ладони, по знаку ламы мужчины брызгают водкой, женщины молоком, «чёрным» чаем, т.е. чаем без молока. После окончания чтения молитв, люди встают и три раза обходят вокруг обоо (гороохо), кланяются, молитвенно сложив ладони, бросают монеты в центр обоо,. При этом они произносят молитву «ОМ-А-ХУМ». "ОМ" увеличи-вает подношения количественно. "А" превращает обыкновенную спичинку или монетку в полезную для савдака вещь, "ХУМ" очищает подношения от препятствующих духов и духов болезней. Эта мантра очищает, увеличивает и улучшает подношения Таким образом, «обоо тахилга» -это значит принести приношения савдакам -хозяевам местности и просить милости и благополучия на предстоящий год.

Моя бабушка рассказывает о том, что если люди искренне молятся, когда мы все от всей души желаем благополучия всему живому, то дух местности иногда появляется перед людьми в виде животных или птиц. И действительно я и многие другие не раз наблюдали как над «Бугдын Обоо» летала крупная чёрная птица.

После завершения обряда, люди спускаются с обоо вниз на всеобщий спортивный праздник «Найр». Съезжаются люди и с других обоо. Когда все соберутся, ответственный за проведение обряда (дарга) объявляет начало спортивных состязаний, музыкальных конкурсов и игр. Национальная борьба проводилась всегда, скачки изредка, а вот стрельба из лука проводится только в последние два года под руководством лам из дацана «Дамчой Равжалинг».

Таким образом, в нашем селе возрождается «Эрын гурбан наадан» («Три мужские игры»): скачки, национальная борьба, стрельба из лука. Традиционно ежегодно проводится волейбол, песенные состязания, игры среди детей. Пить водку строго воспрещается, хотя раньше это было обычным явлением. В разгар праздника всегда идёт дождь. Это удивительно. Ведь с утра ничто не предвещает о том, что будет дождь. Но, тем не менее, маленький или большой, сильный или не очень, но дождь идёт всегда.

«Обоо тахилга»: прошлое и настоящее

В проведении обряда произошли некоторые изменения. Изменения начали происходить с восстановлением Бултумурского дацана «Дамчой Равжалинг» (единственного в мире казачьего буддийского храма) в 2006 году и появлением молодых лам (Приложение 3). Например, раньше водку, приготовленную для подношения духам, не «брызгали» всю, а оставляли часть. Оставшуюся часть водки, люди выпивали, спустившись на праздник «Найр».

В настоящее время ламы настаивают, чтобы верующие всю подготовленную водку (архи) использовали только для подношения хозяину местности. С религиозной точки зрения, водка, подготовленная для подношения савдакам, является нектаром, и превращается в яд, если его употребит человек. С социальной точки зрения данное нововведение имеет важное общественное значение: сохранение и укрепление здоровья людей, профилактика пьянства среди верующей молодёжи.

В будущем обряд «Обоо тахилга» будет проводиться без спиртного. Вместо водки будет использоваться чёрный чай (хара сай). Вообще применение водки (архи) в качестве подношений не приветствуется ламами Бултумурского дацана. Это традиция по словам моей бабушки, сохранилась с периода истории советского строя в стране, где любой почин начинался с водки.

Также для проведения обряда жители села ежегодно по очереди «Тоолэй гаргааха», т.е. приносили в жертву барана. Его забивали накануне согласно обычаям старины. Особым способом разделывали мясо и отваривали его без соли. Назавтра мясо освящалось во время молитвы, затем на спортивном празднике угощали присутствующих, соблюдая ритуалы.

Проливать кровь животных ради праздника значит приумножать зло на Земле. Забивать животных можно только ради пропитания в крайних случаях. Жертвоприношение через убийство характерно для культа шаманизма и идёт вразрез с Учением Будды. В буддизме всё основано на любви и сострадании ко всем живым существам.

Принося в жертву живые существа, мы создаём очень негативную Карму. С социальной точки зрения этот обычай не может воспитывать доброе отношение к животным у детей. Это зрелище страшное, но некоторые мальчишки с любопытством следят за процессом забоя животных. К советам лам прислушиваются не все жители села, но пройдёт время, и люди прислушаются к голосу разума.

Ещё один обычай «Хии Морин» хитхулхэ» также претерпел изменения. Верующий, совершая «Хии Морин хитхулхэ», тем самым привлекает удачу к себе, открывает дорогу для благополучного начинания или завершения чего-либо в своей жизнедеятельности. Это древний языческий обряд шаманизма. Раньше «Хии Морин» развешивали на ветках тальника на каждом обоо. На «Хии Морин» с краю писали имена всех членов семьи. Теперь на «Хии Морин» можно писать имена не более трёх членов семьи и вывешиваются они только один раз в год на второй лунный день Сагаалгана и только на обоо Дарсаг. Баир Владимирович объясняет это тем, что в первый лунный день верующий должен быть в дацане, молиться богам (сахюсанам) о благополучии всего живого на земле, о своих близких и только затем позаботиться о своём личном благополучии.

В этой последовательности скрыта следующая иерархия: буддизм-шаманизм, т. е. на первом месте у верующего должна быть религия -буддизм, а затем совершение языческого обряда. Что касается количества имён, которые записываются на «Хии Морин», то оно должно быть ограниченно. В идеале на одном «Хии Морин» одно имя. Данный обряд носит больше личный характер, чем общественный. Ведь удачу невозможно привлечь всем одинаково.

«Обоо» местных жителей с. Усть-Кяхта

В селе Усть-Кяхта есть несколько обоо. Оказывается, раньше буряты не жили так, как сейчас в одном селе. Так как буряты это кочевой народ, то в прошлом каждый род проживал в местах своего кочевания. Они проживали семьями, родами в маленьких улусах, расположенных в различных местностях. Например, род моей бабушки жил на восточной окраине современного села Усть-Кяхта между горами Ундэр уул и Бугдын Обоо. Следовательно, они поклонялись духам-хозяевам этой местности. Таким образом Ундэр Уул и Бугдын Обоо являются родовыми обоо моей семьи и родственников. Вот почему мы ежегодно выезжаем именно в это место, что бы поклониться духам-хозяевам и попросить благосклонности во всех делах.

А семья Лодомпиловой Валентины Гомбожаповны, учителя математики, до коллективизации проживала в местности Хандидай. Значит, род Лодомпиловых ежегодно ездят на Хандидаай Обоо. Кроме выше названных, есть ещё Баин Дэлгэр, Хуу-Хан (мужское обоо), Дарсаг, Баин Уул, Зараа Обоо. В период коллективизации люди съехались в один улус Табангут и образовали артель «Улан Табангут», затем в период укрупнения сельских хозяйств жители улуса Табангут переехали в село Усть-Кяхта.

В настоящее время люди стараются не забывать своё родовое обоо. Но если по каким-то причинам не удалось побывать на своём обоо, то можно помолиться и на Бугдын Обоо. Само название этого обоо означает «общий».

Ещё в нашем селе среди бурят возник со временем ещё один обычай, связанный с переселением людей из разных местностей. Так как все верующие с 1963 года живут вместе в одном селе, то подношения готовят на все обоо, так как мы живём в окружении всех духов-хозяев местности.

Люди, когда-то уехавшие из своего родного края, стараются летом обязательно приехать на родину на летний обряд «Обоо тахилга», что бы получить благосклонность от Хозяина своей малой родины. Как, например семья моей бабушки. Приезжают её дети и внуки, брат и сестра с семьями из Улан-Удэ, Кяхты, из далёкого Норильска. Семья объединяется, и таким образом укрепляются родственные связи, люди лучше узнают друг друга, между ними возникает взаимопонимание. Это ещё одна важная особенность обряда.

На Отошо Бурханай Субарга, что в местности Маракта в Еравнинском районе Бурятии. Если бы год назад мне сказали, что я буду складывать ладони и кланяться истуканам - я бы рассмеялся им в лицо.

Открытие медитационного центра, профинансированного медицинским центром “Диамед”.

Необходимая предыстория. Поскольку я из района, где буддизм так и не прижился, и почти все придерживаются Хара шажан (шаманизма), понятия о вере довольно неясны и туманны. Собираются бабушки-дедушки, брызгают водкой и молоком, делают дугаабари и сасали, чтят духов местности и духов предков. В детстве постоянно слушал рассказы о призраках-боохолдой, эжинах - хозяевах местности, великих шаманах и шаманках. Так, я был с детства, на элементарном уровне, приверженцем Хара шажан.

Становясь старше, изучая историю других религий, в душе стали появляться определенные сомнения. Жена моего давно почившего двоюродного дедушки, на старости лет, стала ударяться в религию, причем, довольно эклектично и бессистемно. Но благодаря ей я впервые прочел Библию, работы теософов Рериха и Блаватской, ознакомился с учениями индуизма в целом и кришнаизма в частности, выдержки из Корана и прочел маленькую книжку под названием «Жизнь Будды».

На определенном этапе жизни я стал позиционировать себя как агностик. Мне не нравилось то, что я прочитал, а особенно, то, что я видел. Впервые в Иволгинском дацане мы были в 1996 году, будучи детьми, выступавшими в нашем фольклорном ансамбле, нас привезли на экскурсию. Естественно, при виде Махакалы, Ямантаки и прочих гневных защитников веры, мы были в ужасе, решив, что это боохолдой - страшные демоны.

Потом коллега, ухмыляясь, рассказывала историю о том, как один депутат посетил дацан, и тоже, увидев Жамсаран-сахуюсана опешил и кричал - Боохолдой!

Все наши беды происходят от незнания. Тут приходит на ум строчка из песенки из фильма «Бриллиантовая рука» - «На лицо ужасные, добрые внутри».

Переехав в родной город Улан-Удэ (я родился в нем, но все детство и юность провел на родине отца), так или иначе, сталкивался с буддизмом. Одним из первых впечатлений было, когда, будучи начинающим журналистом, пошел на встречу с Богдо-гэгээном. Стояла огромная очередь, все толкались, ругались, в общем, было угнетающее впечатление.

Так и хотелось сказать - успокойтесь, вы идете на поклон к иерарху, имейте уважение к нему, к себе и к вашей вере!

Его Святейшество Богдо-гэгээн ушел из этого мира в 2012 году.

Богдо принял нас в небольшой комнатке, некоторые журналисты тут же сложили ладони, и даже пали ниц. Я сидел как дурак, по правую руку от иерарха, хлопал глазами в недоумении и не задал ни одного вопроса.

После этого виделся со многими служителями, и с Пандито-Хамба лама Дамба Аюшеевым, и с Дид-хамба Дагба Очировым, и с другими. Всегда удивляла их какая-то детская непосредственность. И вчера, тоже увидел эту непосредственность в общении с людьми, простодушие, искренность, доброжелательность и сострадание.

Поэтому-то, не стал вести себя как классический журналист, не приставал к людям с вопросами, не лез в чужую жизнь, отвлекая от мыслей, а просто стоял в стороне и фиксировал происходящее.

5 мая этого года я впервые сделал осмысленное троекратное гороо, не просто для формальности, а ради укрепления духа и смирения. Потом полдня ходил только по квартире - ноги отваливались с непривычки. Шаманы сказали, что надо это сделать, что меня довольно удивило. Конечно, подключился рационализм, стал про себя рассуждать о смешении религий, о синкретизме, а потом решил - пришло твое время принимать Буддын шажан. Смири гордыню и ученость.

Впрочем, о буддизме можно говорить бесконечно. Однако, вернемся ко вчерашнему обряду.

Все болезные, страдающие от телесных, душевных увечий, кто испытал тяжелые дни, месяцы и годы мучений, те, кто хочет здоровья себе и своим близким, приехали послушать учителей и вознести хвалу Отошо Бурханда - Будде Медицины. Излечение душевных и телесных ран всегда являлось одним из наиглавнейших принципов буддизма.

И здесь действительно, необходимо смирить свою гордыню. Можно сколько угодно иронизировать над людьми, которые падают ниц, делают простирания, и даже вспомнить пословицу - «Заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет». Давайте же, посмеемся над бабушкой, которая первая пришла к ламам, держась за две тросточки, вытащила бумажник, и положила свои скромные сбережения для общины - Сангхи.

Посмеемся над инвалидами-колясочниками, приехавшими почти за 300 километров из Улан-Удэ, и у многих из них нет ни единого шанса пройти ногами по земле. Посмеемся над искалеченными в войнах, над получившими травмы на производстве…

Понравилось, когда геше Дымбрыл-багша, ректор «Даши Чойнхорлин», прочитав вводную, спросил -

Среди верующих ходило и довольно много европеоидов, извините за корявое определение, может, были даже и не славяне они, особенно понравились несколько красивых русоволосых девчонок, которые сделали все обряды - гороо, адис, поклонились Отошо бурханда, и сделали простирания.

Или семья бурят, среди которых бегал парнишка лет десяти, как мне сказали - они взяли русского мальчика из детдома, он теперь говорит по-бурятски и тоже молился.

Приехал Ким-римпоче, южнокорейский учитель, продемонстрировавший несколько упражнений для укрепления здоровья. Показался очень похожим на актера Кэри Хироюки Тагаву, но с гораздо более добрым выражением лица. Учился в монастыре Шаолинь и во многих других школах. Профессор медицины, сейчас остановился в Улан-Удэ и принимает в общине «Гандан».

Во время всего обряда была великолепная погода, и в небе коршуны проводили брачные танцы.

Прекрасный знак. Само Хухэ Мунхэ Тэнгэри благоволило священному действу. И в этом нет ничего противоестественного - буддизм и вера в Тэнгэри соединились и находятся одинаково в вере и душах. Лично я пока не сделал даже одного шага к Учению. Пока только половину шага.

После обряда мы съездили в Эгитуйский дацан и поклонились священному Сандаловому Будде - Зандан Жуу бурхан. По легенде, скульптура - первое изображение Шакьямуни, сделанное при его жизни.

Ярууна прекрасна. Вся покрыта коровьими, конскими и овечьими какашками. Что у всех монголов есть добрый знак - не оскудела земля, пасутся тучные стада, и народ наш всегда будет в достатке.

Благодарю Элеанору Доржиеву и Дариму Дымчикову за возможность участия в обряде.

Танай анхаралда, Булагад угай, Онгой яhатанай АРДын бэшэгшэ)