Сторожевой корабль. Сторожевой корабль Советские скр

И для охраны морской границы . Как самостоятельный класс, корабли противолодочной обороны были введены в 1-ю мировую войну , в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами , кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались, в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

Англия, первой была вынуждена начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с германскими подводными лодками, вырабатывать тактику противолодочной борьбы, совершенствовать противолодочное оружие и средства. Таким образом, впервые в мире, первые противолодочные корабли появились в британском флоте , в ходе 1-й мировой войны, в связи с активными действиями германских подводных лодок. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей - «Пи-ботс», с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 тонн, скорость полного хода - 22 узлов, одно 100-мм орудие, два 2-фунт. орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы).

Для американского флота, по примеру англичан, в срочном порядке, заложили около 60-ти единиц кораблей, аналогичных СКР - типа «Игл».

В середине 1930-х годов, для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей - «Пограничный сторожевой корабль» (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль».

Для противолодочной обороны баз ВМС СССР, были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43), несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году; построен и введён в строй в 1937 году; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7,2×2,6 м; 2200 л.с; максимальная скорость - 17,2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) - 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12,7-мм, 2-бомбомёта; до 31-мины, экипаж- 61 чел.

В 1935 году, для обеспечения морской пограничной охраны НКВД СССР , Дальневосточного пограничного округа, были введены в строй СКР типа «Киров». Всего два корабля этого типа, по советскому заказу, были построены в Италии (заложены и спущены на воду в 1934 году; водоизмещение нормальное - 1025 т; размерения: 80×8,3×3,75 м; мощность ГЭУ - 4500 л.с; скорость - 18,5 уз; дальность плавания - 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12,7-мм, 3×7,62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых), в процессе службы, вооружение модернизировалось.

В 1937 году, для службы в арктических широтах, в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга» (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17.12.1938 года, спущен на воду - 24.04.1941 года.

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец», «Фрегат » и «Корвет », которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому, в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время 2-й мировой войны, «Сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье, где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).

Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли, с первого до последнего дня, несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, экскортирование транспортных судов.

После второй мировой войны, во флотах ряда государств, боевые корабли, которые с позиции советской классификации, аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец» или как «Фрегат » или «Корвет », в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов, в состав флота США кораблей аналогичных СКР насчитывалось 63 единицы и 124 единицы находились в резерве. В Англии, их число составляло 65 единиц, во Франции - 28 единиц.

В современных условиях, корабли аналогичные СКР предназначены главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы.

С учётом опыта 2-й мировой войны и послевоенного развития ракетного оружия, общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей - воздушным средствам нападения: самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам.

Статистически, современные сторожевые корабли (экскортные миноносцы, корветы и фрегаты) имеют водоизмещение до 4 000 тонн, главная энергетическая установка (ГЭУ), развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной, к более мощной газотурбинной установке, скорость 30 - 35 узлов, вооружены противокорабельными и зенитными ракетными комплексами, артиллерийскими установками , аппаратурой поиска подводных лодок и противолодочным оружием , радиоэлектронными комплексами наблюдения, связи, навигации и управления оружием.

По состоянию на год, система классификации боевых кораблей ВМФ Российской Федерации предполагает замену советского классификационного термина «Сторожевой корабль» на термин «Корвет».

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сторожевой (сторожевой корабль)
  • Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард»

Смотреть что такое "Сторожевой корабль" в других словарях:

    СТОРОЖЕВОЙ (корабль) - «СТОРОЖЕВОЙ», противолодочный корабль ВМФ СССР, на котором в 1975 году произошло антисоветское выступление капитана 3 го ранга В. М Саблина. 8 ноября 1975 в годовщину Октябрьской революции «Сторожевой», стоявший на рейде в рижском порту,… … Энциклопедический словарь

    Сторожевой корабль - боевой корабль, предназначенный для несения дозорной службы, охранения кораблей (судов) от атак подводных лодок, надводных кораблей, катеров и авиации противника на переходе морем в прибрежных районах и на открытых рейдах. Один из наиболее… … Морской словарь

    Сторожевой корабль - (СКР) надводный боевой корабль, предназначенный для охранения крупных кораблей и транспортов от атак подводных лодок, самолётов и катеров на переходе в море и при стоянках на открытых рейдах, несения дозорной службы на подходах к своему… … Большая советская энциклопедия

    СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ - боевой корабль для несения дозорной службы, охранения кораблей и судов от атак подводных лодок, торпедных катеров и самолётов противника. Водоизмещение 1,5 2 тыс.т. Вооружение: орудия калибра 76 127 мм, торпедные аппараты, реактивные бомбомётные… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Сторожевой (корабль) - … Википедия

    Сторожевой (сторожевой корабль) - «Сторожевой» Служба … Википедия

.
Сейчас их у нас всего пять . (в своё время было более 30 ), и так будет ещё как минимум год - пока не начнут вступать в строй первые "Адмиралы". Горстка сторожевиков, оставшихся после развала ВМФ СССР, славно послужила (и продол жает служить) Родине и достойна самого большого уважения, проявлением которого и является настоящая публикация. Сведения об СКР ЧФ по состоянию на 21.01 с. г. получены мной от пожелавшего остаться неназванным источника, близ кого к Черноморскому флоту, за что ещё раз выражаю ему свою признательность.


СКР "Неустрашимый" (фото из газеты БФ "Страж Балтики" с yaostrov.ru)


1. СКР " Неустрашимый " пр. 11540, б/н 712 ( БФ )

Корабль вернулся в Балтийск с 7-месячной боевой службы (212 суток) 17.10.2013 и сразу же пропал из поля зрения СМИ. Первая информация о том, что СКР находится в ремонте, появилась на одном из форумов 28.11, после чего там же было обозначено и место действия - Калининград. Официальные разъяснения от пресс-службы Минобороны последовали только два месяца спустя (24.01.2014), затем подключился местный новостной портал "Янтарный остров". В результате вырисовалась следующая картина.

"В настоящее время корабль стал в доковый ремонт у причала Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" для восстановления технической готовности. На корабле будет произведена замена форсажных двигателей, вспомогательных дизель- генераторов. Представители завода выполнят средний ремонт всех основных систем: водоотливной, противопожарной, топливной, электрической, а также системы автоматики и управления" (ссылка 1 ).

"Новый 2014 год, а также день корабля (24.01 - А.Ш.) СКР "Неустрашимый" встретил у причальной стенки ПСЗ "Янтарь"... На данный момент на сторожевом корабле идёт подготовка к большому ремонту... Предполагается замена некоторых комплексов вооружений. Подобный по объёму ремонт на "Неустрашимом" не проводился с момента его постройки... Все работы планируется завершить . в августе 2015 года . . Спустя два месяца . корабль должен приступить к выполнению поставленных командованием Балтийского флота задач" (ссылка 2).

2. СКР " Ярослав Мудрый " пр. 11540, б/н 727 ( БФ )

Самый молодой российский боевой корабль дальней морской (и океанской) зоны - вступил в строй немногим более 4,5 лет назад (19.07.2009). С последней (крайней) боевой службы, продолжавшейся 6,5 месяцев (199 суток) вернулся 05.07.2013 и, показав шись 28.07 на параде по случаю Дня ВМФ в Балтийске, также как и "Неустрашимый", надолго скрылся от посторонних глаз. Четыре месяца спустя (22.11) неофициально засветился в СМИ, став объектом экскурсии студентов Прибалтийского судостроительного техникума на ПСЗ "Янтарь" (ссылка 3). Позднее, информация о том, что СКР находится в ремонте, подтвердилась на форумах, а неделю назад из публикации того же "Янтарного острова" стало известно, что "в настоящее время "Ярослав Мудрый" готовится к сдаче курсовых задач и выходу в море" (ссылка 4).

СКР "Ярослав Мудрый" у ремонтной (достроечной) набережной ПСЗ "Янтарь" (фото Эдуарда Молчанова, ИТАР-ТАСС)

4. СКР " Пытливый " пр. 1135М, б/н 808 ( ЧФ )

Один из двух оставшихся в строю некогда многочисленных СКР пр. 1135 (построено 32 единицы). Возраст - 32 года (30.11.1981). В январе 2013 г. на сайте Рособоронпоставки был объявлен тендер на ремонт обоих 1135-х по техническому состоянию с максимальной ценой контракта по 500 млн. руб. за каждый и сроком исполнения заказа в ноябре того же года. При этом известно, что 05.09 СКР ещё не был поставлен в завод, а 30.12 уже вышел оттуда.

Анонимный источник : "СКР "Пытливый" полностью не отремонтирован, только доведён до состояния безопасного выхода в море. В настоящий момент на корабле ведутся доделочные работы и подготовка к дальнему походу (очевидно, имелся в виду успешный выход на боевое дежурство 05-25.02 с целью обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи). И он, и "Ладный" испытывают большие проблемы с ГЭУ (дача самого полного невозможна в принципе) из-за сильного износа и отсутствия запчастей".


СКР "Пытливый" после ремонта, Севастополь, 04.01.2014 (фото Erne с forums.airbase.ru)

3. СКР " Ладный " пр. 1135, б/н 801 ( ЧФ )

В отличие от "Пытливого" относится к базовой модификации с двумя двухорудийными 76-мм АУ АК-726. Возраст - 33 года (29.12.1980). Известно, что 26.06 СКР находился в ремонте, который, однако, далёк от завершения. Источник : "СКР "Ладный" пробудет в ремонте до конца текущего года. Осень (октябрь-ноябрь) - это оптимистичный срок, в который слабо верится. Фактически, приведение в мореходное состояние одновременно обоих черноморских "Буревестников" (шифр пр. 1135 - А.Ш.) практически нереально".


СКР "Ладный" ("не в заводе, но в ремонте"), Севастополь, Угольная пристань, 14.10.2013 (фото Петр. Ш с forums.airbase.ru)

5. СКР " Сметливый " пр. 61/01090, б/н 810 ( ЧФ )

Самый старый боевой корабль отечественного ВМФ - относится к первому (! ) поколению БНК, возраст - 44 года (25.09.1969). 08.02 вернулся в Севастополь после 5-месячной (149 суток) БС в Средиземном море.

Источник : "СКР "Сметливый" по корпусу и ГЭУ в отличном (для своих лет) состоянии. Никаких проблем, которые потребовали бы заводского ремонта на корабле в настоящий момент не имеется, последние несколько лет все исправлялось силами экипажа. " Саморемонтирующийся корабль " (с). Ожидаемый срок службы - до 2017 года" (конец цитаты). Есть сведения, что на текущий год запланировано два выхода на БС (Пытливый808, forums.airbase.ru).


Возвращение СКР "Сметливый" в Севастополь после БС в Средиземном море, 08.02.2013 (фото Erne с forums.airbase.ru)

Сторожевые корабли проекта 50.

Сторожевые корабли проекта 50, создавались как альтернатива кораблям проекта 42, по сравнению с ним, у данного проекта было уменьшено водоизмещение. Головной корабль «Горностай».

Сторожевой корабль СКР-5

Сторожевой корабль СКР-5 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 сентября 1958г., и вступил в строй 31 декабря 1958г., и уже 17 января 1959г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 30 июня 1963г. законсервирован, но 1 июля 1981г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 309, 721(1982), 748. Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Туман

Сторожевой корабль СКР-52 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 15 апреля 1955г., и вступил в строй 26 ноября 1955г. и уже 6 декабря 1955г. вошел в состав Черноморского Флота, а 18 июля 1960г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ) и летом 1960г. совершил межфлотский переход вокруг Европы из Севастополя в Североморск. 8 августа 1961г. переименован в «Туман» . В 1964г. переведен в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Бортовые номера: 668(Туман), 600(1971), 653(1972), 661(1973), 651(1975), 615(Туман), 732(1989). Списан: 1989г

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-60.

Сторожевой корабль СКР-60 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 13 апреля 1956г., и вступил в строй 29 июня 1956г., и уже 10 июля 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 10 октября 1956г. совершил переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, где был зачислен в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ).

Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Иркутский Комсомолец .

Сторожевой корабль СКР-62 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 июня 1956г., и вступил в строй 25 сентября 1956г., и уже 5 октября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 14 февраля 1957г. перешел в состав Северного Флота. В том же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, а 14июля 1957г. перешел в состав Тихоокеанского Флота (ТОФ). 27 октября 1969г. переименован в «Иркутский Комсомолец».

Бортовые номера: 663(1989).

Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Комсомолец Литвы.




Сторожевой корабль СКР-64 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 августа 1956г., и вступил в строй 31октября 1956г., и уже 12 ноября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 12 октября 1962г. был переименован в «Комсомолец Литвы». Бортовые номера: 642, 717, 752, 541. Списан: 1987г

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-68.

Сторожевой корабль СКР-68 - Построен по проекту 50. Cпущен на воду 27 октября 1956г., и вступил в строй 23 марта 1957г., и уже 2 апреля 1957г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 30 октября 1960г. законсервирован, но 1 октября 1972г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 334, 541(1981), 500(1988). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-70.



Сторожевой корабль СКР-70 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 19 февраля 1957г., и вступил в строй 20 июня 1957г., и уже 30 июня 1957г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 29 октября 1963г. перешел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), и 21 декабря 1965г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 901(1978), 906(1990). Списан: 1991г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Архангельский Комсомолец.

Сторожевой корабль СКР-76 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 декабря 1957г., и вступил в строй 15 июня 1958г., и уже 28 июня 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 25 декабря 1965г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ), и 24 июня 1967г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 25 октября 1968г. переименован в «Архангельский Комсомолец» . Бортовые номера: 901(1985), 986(1988). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Советский Дагестан.


Сторожевой корабль СКР-77 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 января 1958г., и вступил в строй 29 июня 1958г., и уже 9июля 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 1 октября 1959г. законсервирован и поставлен на отстой, а 14 июля 1961г. расконсервирован и вновь введен в строй. 28 февраля 1969г. перешел в состав Краснознаменного черноморского флота (КЧФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Европы из Кольского залива в Севастополь. В октябре 1973г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 19 апреля 1979г. переименован в «Советский Дагестан» . 7 августа 1979г. перешел в состав Краснознаменной Каспийской флотилии. 12 июля 1989г. передан морскому клубу «Арга» в г.Махачкале для использования в учебных целях. Бортовые номера: 439, 418(1979), 421(1987). Списан: 1989г.

Данный знак ошибка - подписи "МТ" -минный тральщик, не должно быть.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Росомаха.

Сторожевой корабль Росомаха - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 августа 1953г., и вступил встрой 30 апреля 1954г. и уже 17 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 30 ноября 1973г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 455(1961), 541, 552?, 639, 717(1978), 540(1984), 507(1984). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Барс.

Сторожевой корабль Барс - Построен по проекту 50. Спущен на воду 25 июля 1953г. , и вступил в строй 30 июня 1954г., и уже 9 июня 1955г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Списан: 1990г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Кугуар.

Сторожевой корабль Кугуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1953г, и вступил встрой 31 августа 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 24 марта 1958г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ), а 4 марта 1988г. после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Североморска в Балтийск возвращен в состав ДКБФ. Бортовые номера: 325, 587, 857(1968), 959(198). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Барсук.

Сторожевой корабль Барсук - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 февраля 1954г., и вступил в строй 15 сентября 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 272(1956). Списан: 1980г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Кобчик.

Сторожевой корабль Кобчик - Построен по проекту 50.Спущен на воду 2 ноября 1954г., и вступил в строй 31 мая 1955г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). В ноябре 1985г. продан ВМС Болгарии и переименован в «Бодри». Бортовые номера: 302, 639(1972), 647(1973), 712, 728(1983), 743(1985). Списан: 1986г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Волк.

Сторожевой корабль Волк - Построен по проекту 50. Спущен на воду 23 июля 1953г., и вступил в строй 31 октября 1954г., и уже 10 ноября 1954г. вошел в состав Черноморского флота (КЧФ). С 1 ноября 1970г. по 1 марта 1971г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1984г. учавствовал в учениях "Океан". Бортовые номера: 851(1979), 819(1979), 855(1980), 817(1985). Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пантера.

Сторожевой корабль Пантера - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 августа 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). С 5 августа по 15 декабря 1970г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 7 июля 1977г. был переименован в «Советский Туркменистан». 21 июня 1977г. перечислен в состав ККФ. Бортовые номера: 724, 403(1981). Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Ягуар.

Сторожевой корабль Ягуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 14 февраля 1953г., и вступил в строй 24 апреля 1954г., и уже 30 апреля 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 25.10.1968г. был переименован в «Комсомолец Грузии». В начале июня 1967г. и 1 октября 1970г. по 1 марта 1971г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Бортовые номера: 897(1977). Списан: 1987г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Рысь.

Сторожевой корабль Рысь - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. включен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 1 декабря 1962г. законсервирован, но 18 января 1982г. расконсервирован и вновь введен в строй.

Бортовые номера: 838(05.1985). Списан: 1990г.


Противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах .

Сторожевые корабли также привлекаются для несения дозорной службы на подходах к своим военно-морским базам , портам и для охраны морской границы .

Сокращённое наименование - СКР . Также в литературе может называться - Патрульный корабль , Корабль противолодочной обороны .

История

Как самостоятельный класс корабли противолодочной обороны были введены в Первую мировую войну в связи с тем, что подводные лодки , которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами , кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспортные суда, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз . Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

В октябре 1917 года за несколько дней до Октябрьской революции новый класс - «Сторожевой корабль» - был впервые официально включён в классификацию русского флота. Однако стремительно развивающиеся политические события, приведшие к независимости Финляндии, явились причиной тому, что первые 12 единиц СКР (типа «Голубь» и типа "Водорез» , строящихся на финских верфях, так и не вошли в состав русского флота. В 1916-1917 годах некоторые из этих кораблей были спущены на воду.

В середине 1930-х годов для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей - «Пограничный сторожевой корабль » (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль ».

Для противолодочной обороны баз ВМС СССР были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43) несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году ; построен и введён в строй в 1937 году ; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7.2×2.6 м; 2200 л.с; максимальная скорость - 17.2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) - 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12.7-мм, 2 бомбомёта; до 31 мины, экипаж - 61 чел.

В 1935 году для обеспечения морской пограничной охраны НКВД СССР Дальневосточного пограничного округа были введены в строй СКР типа «Киров »(Проект 19). Всего два корабля этого типа по советскому заказу были построены в Италии (заложены и спущены на воду в 1934 году; водоизмещение нормальное - 1025 т; размерения: 80×8.3×3.75 м; мощность ГЭУ - 4500 л.с; скорость - 18.5 уз; дальность плавания - 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12.7-мм, 3×7.62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых), в процессе службы, вооружение модернизировалось.

В 1937 году для службы в арктических широтах в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга » (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17 декабря 1938, спущен на воду 24 апреля 1941.

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец », «Фрегат » и «Корвет », которые, значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому в системе классификации ВМС СССР эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время Второй мировой войны «сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье , где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).

Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли с первого до последнего дня несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, эскортирование транспортных судов.

После Второй мировой войны, во флотах ряда государств боевые корабли, которые с позиции советской классификации аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец » или как «Фрегат » или «Корвет », в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов в составе флота США кораблей, аналогичных СКР, насчитывалось 63 единицы, и еще 124 единицы находились в резерве. В Англии их число составляло 65 единиц, во Франции - 28 единиц.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

С благодарностью посвящаю продолжение моей версии АИ коллеге Ансару, натолкнувшего меня на преимущественное строительство миноносцев как основы ВМС РККА.

Сторожевые корабли (СКР)

СКР типа Ураган первой серии

Строительство сторожевых кораблей велось в СССР по утвержденному 23 июня 1927 года техническому заданию: водоизмещение на испытаниях - 400 т, длина между перпендикулярами 70, ширина - 7,1, осадка - 1,9 м, главные механизмы - быстроходные турбины с зубчатой передачей, максимальная скорость при нормальных запасах топлива и воды - 29 уз., два 102-мм орудия, три 40-мм автомата системы Виккерса, три крупнокалиберных пулемета, один трехтрубный 450-мм торпедный аппарат, мины, глубинные бомбы, параваны, тралы (для проводки линкоров через минные заграждения противника). Они предназначались для охраны соединений кораблей и конвоев от атак подводных лодок, торпедных катеров и несения дозорной службы.

В проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впервые в отечественном флоте ГЭУ работала на перегретом паре, прямодействующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась компактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые набор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были применены оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Корпуса СКР, несмотря на облегчение, оказались достаточно прочными.
Первую серию из 8 кораблей заложили в 1927 году и спустили на воду в период 1929-1930 года. Весной 1931-го на момент предъявления СКР к сдаточным испытаниям водоизмещение достигло 465,3 т. против проектных 400. При полном водоизмещении 610 т корабль имел наибольшую длину 71,5 м, ширину 7,4 м и осадку 2,3 м. Наиболее существенным недостатком оказался значительный недобор скорости хода. По различным причинам максимальная скорость хода составила всего 25,8 уз. На экономическом 16-узловом ходу дальность плавания составила 1200 миль.

7 из 8 сторожевых кораблей проекта 2 (СКР типа Ураган) вступили в строй в период 1931-1933, и последний – 5.03.1933.

При приемке СКР типа Ураган первой серии, оценивая мореходность и маневренность, было отмечено, что малая осадка в сочетании с большой парусностью высокого полубака и надстроек делала корабль при сильных ветре и волне очень валким, а маневрирование в узкостях - весьма затруднительным. Мореходность ограничивалась волнением в 6 баллов, в противном случае появлялись интенсивное заливание полубака, перебои винтов и снижение управляемости. Качка при этом оказывалась сильной и стремительной, что очень затрудняло обслуживание механизмов и делало невозможным использование оружия. Поворотливость при движении кормой вперед признавалась неудовлетворительной, а на полном заднем ходу перекладывание руля становилась и вовсе невозможным.
В целом остойчивость признавалась удовлетворительной и считалось, что корабли могут безопасно плавать в акватории Балтийского моря. Из-за непродуманного размещения подвижных грузов на кораблях отмечался эффект «качелей» - при стандартном водоизмещении они имели дифферент на корму 0,173 м, а в случае приемки максимального количества топлива появлялся дифферент на нос до 0,215 м.

СКР типа Ураган второй серии

Перед закладкой второй серии СКР наркомвоенмор Уборевич утвердил на СКР новое оперативно-тактическое задание. Охрану соединений кораблей от атак подводных лодок и торпедных катеров Уборевич из списка задач вычеркнул, за неимением (по его мнению) таковых соединений в составе ВМС РККА. К задачам добавилось ПВО конвоев. Теперь СКР предназначались для охраны конвоев от атак самолетов, подводных лодок и торпедных катеров, а также несения дозорной службы.

Этим простым решением недобор скорости полного хода из животрепещущей проблемы, требовавшей незамедлительного решения, превращался в вопрос третьестепенной важности. Вопрос этот, к слову, в дальнейшем так и не был решен. Более серьезным был признан вопрос о посредственной мореходности и ненадежного рулевого устройства.

В проведенных летом 1932 году маневрах выявилось, что 45-мм орудие, которое располагалось между 102-мм орудием и боевой рубкой так неудобно, что глушило расчет 102-мм орудия и пулеметчиков, выводило из строя приборы, установленные на мостике, рвало обвесы.
Выявился и другой, еще более печальный факт: конусы, буксируемые на летних 1932 года учениях ПВО, пробоин от огня зенитные 45мм полуавтоматических орудий СКР не получили. Зенитный огонь в связи с его низкой скорострельностью оказывал на противника только психологический (хотя и достаточно значительный) эффект. Стране требовались автоматические зенитные пушки, но промышленность их пока предоставить не могла.

Изменение ОТЗ, разумеется, повлекло за собой и изменения в сам проект второй серии строительства СКР типа «Ураган». Заложенные в 1933 году 8 СКР строились по проекту, который отразил выявленные в процессе затянувшейся постройки и сдачи ошибки первой серии. Надежность ГТЗА с высокооборотными турбинами повысилась, как за счет модификации проектной документации на отдельные узлы и детали, так и за счет повышения культуры производства. Изменили конструкцию винтов. Внесли изменения в конструкцию рулевой машины. Днищевую топливную цистерну разделили на три, и установили синхронный забор топлива из цистерн, что несколько улучшило мореходность за счет исключения вышеупомянутого эффекта «качели».

Вооружение СКР в сравнении с первой серией также изменили. Эффективно противостоять современным эсминцам, а тем более крупным кораблям, в бою 26-узловой сторожевой корабль все равно не мог, и в таком случае ему предписывался маневр уклонения. С учетом того, что противником сторожевиков на море были определены самолеты, подводные лодки и маломерные суда, 102мм артустановки были признаны избыточными по калибру и недостаточными с точки зрения универсальности. Взамен 102мм пушки Заводу № 8 было предписано срочно спроектировать и поставить ВМС универсальную 76мм пушку, на основе 76мм полуавтоматической зенитной пушки, которая в свою очередь была разработана в 1931-1932 годах на указанном заводе № 8 по образцу 7,5-см зенитной пушки немецкой фирмы «Рейнметалл». Отличие пушки от зенитной состояло в основном в применяемых материалах, и принятие универсальной 76мм морской пушки на вооружение состоялось уже в 1933 году.

Вооружение СКР «Ураган», лишившегося в связи с изменением ОТЗ торпедного аппарата, таким образом, составило три 76мм универсальные пушки и три 45мм зенитные полуавтоматические пушки:

Всего было заложено в 1933 году 8 кораблей, которые были спущены на воду в 1934 году и вступили в строй в 1935 году.
Однако, прошедшие в 1934 и 1935 учения Краснознаменного Балтийского и Черноморского Флотов по противолодочной обороне конвоев выявили совершенно недостаточный боекомплект основного оружия СКР – глубинных бомб. Наблюдатели на подлодках ударов учебных глубинных бомб не зафиксировали. Было необходимо увеличить число бомб в серии, общее число бомб и интенсифицировать боевую учебу. Необходимым было признано и наличие на борту шумопеленгатора.

СКР типа Ураган третьей серии
Меры, предпринятые для повышения мореходности второй серии СКР, были признаны недостаточными. Корабли получились пригодными исключительно для Черного и Балтийского моря. Для Тихоокеанского и Северного флотов мореходность в 6 баллов была признана недостаточной.
Проект СКР для третьей серии был переработан более существенно. Осадка увеличилась с 2,1 до 3,2 метров, длину нарастили на 3 метра и на 1 метр увеличили ширину. Нормальное водоизмещение выросло с 470 тонн до 800 тонн. Скорость упала до 21 узла.
Универсальные 76мм пушки были заменены на универсальные 85мм, что в немалой степени облегчалось тем, что лафет у орудий был идентичный – менялась только качающаяся часть орудия. Орудия получили корабельные щиты толщиной 8мм. Среднее орудие заменили на существенно увеличенный запас глубинных бомб, который располагался на палубе в средней части корабля.
Появилась закрытая рубка.
Кормовая надстройка получила аэрогнездо, которое предполагалось вооружить двумя одноствольными 37мм артавтоматами. Еще два артавтомата были размещены на пилонах рубки над полубаком. Однако к 1936 году 37мм артавтоматы промышленность не освоила, и этот вид вооружения пришлось закупить в Швеции. Таким образом, вместо 4 единиц 45мм полуавтоматических зенитных пушек на СКР появились четыре одноствольных 40мм артавтомата Бофорс, а также были установлены пять 20мм швейцарских автоматических пушки Эрликон, взамен пулеметов.
Малокалиберная зенитная артиллерия СКР вызвала такой восторг советских моряков, что у Бофорса и Эрликона купили лицензию, и в дальнейшем два этих вида оружия производили на советских заводах.

Всего в 1935 году было заложено 16 кораблей третьей серии, которые были спущены на воду в 1936 году и вступили в строй в 1937 -1938 годах.

Еще 16 кораблей третьей серии заложили в 1936, сразу после спуска на воду первой группы кораблей третьей серии, спустили в 1937..1938 и ввели в строй в период 1938..1939.

В 1940 году все СКР третьей серии были дополнительно укомплектованы бомбометами БМБ-1.

Итоговое число СКР на 1941 год составило 48 единиц. ТОФ и СФ были укомплектованы по 12 СКР третьей серии, а ЧФ и КБФ – по 8 СКР второй серии и по 4 СКР третьей серии.

Приложения

Освободившиеся в 1936 году после завершения производственной программы строительства СКР стапельные мощности были использованы для строительства тральщиков и десантных кораблей.