Вампиры: история происхождения, легенды. Существуют ли вампиры на самом деле? Страшные истории про вампиров. Вампиры: история происхождения В каком веке жили вампиры

Самым первым вампиром в истории была женщина по имени Лилит – по крайней мере так гласит древняя легенда, и это подтверждают древнееврейские тексты, утверждающие, что именно Лилит была до Евы первой женой Адама. Именно Лилит, превратившись в змею уговорила Еву отведать запретный плод."Лайил", переводится с древнееврейского как "ночь", наверно поэтому Лилит стали называть духом ночи или Вампиром.

Она может быть ангелом, ведающим секреты рождения, повелительницей демонов, нападающих на спящих или одиноких путников. Эта высокая молчаливая женщин с черными распущенными волосами она являлась злым духом и королевой суккубов. Ее имя произошло от трех имен шумерских демонов: Лилиту, Лилу и Ардат Лили.

Она может изводить младенцев, наводит на них порчу и часто подменивает или похищает новорожденных, выпивая их кровь и высасывая мозг из костей. Согласно Талмуда она отказалась от помощи ангелов и поклялась вершить злейшее из всех зол, за что была наказана ежедневной смертью ста ее детей-демонов.

Пять теорий

Вообще существует пять теорий, повествующих о самом первом вампире, они называют разные времена и различные исторические фигуры: Лилит, Каин-ученик Лилит,священник Валек, королева Кемета или восемь французских рыцарей. Кто же на самом деле был первым вампиром в истории, остается только гадать. А вот существование вампиризма уже доказано.

По-крайней мере в настоящее время родственница или прародительница симптомов вампиризма – самая загадочная болезнь в истории – порфирия почти под угрозой исчезновения.

Эта редкая форма генной патологии, от которой страдает один человек из 200 тысяч. При этой болезни организм не в состоянии производить красные тельца и страдает от дефицита кислорода и железа в крови. В тканях его организма и крови нарушается пигментный обмен, от воздействия солнечных лучей (ультрафиолетового излучения) происходит распад гемоглобина.

Реальные события и судьбы людей

Часть гемоглобина становится токсичным веществом, разъедающим подкожные ткани. Поэтому с кожей происходят необратимые последствия, она приобретает коричневый оттенок, источается и лопается под воздействием солнечного света потом покрываясь язвами и шрамами. Эти воспаления деформируют хрящи - носа и ушей и также сухожилия, скручивает пальцы. Кожа, обрамляющая губы, и дёсна высыхают и стягиваются, обнажая резцы до десен, и в результате создается эффект оскала.

Порфирия сказывается и на зубах, которые становится красными или красно-коричневыми. У пациентов бледнеет кожа, они обессилены днем, и ощущают прилив энергии ночью. Эта болезнь считалась неизлечимой до конца XX века, она разрушала человека не только физически, но и губительно сказывалась на его психике, проявляя различные расстройства от истерии до бреда.

В основе историй о вампирах – реальные события и судьбы людей, страдавших порфириновой болезнью в тяжелых формах, возникающей чаще всего из-за кровесмешения близких родственников. В 25% случаев болезнь передается по наследству. Сделать вампира нормальным человеком возможно, применяя химиотерапию и постоянные переливания крови.

Вампиры и вурдалаки– одни из самых жутких и живучих тварей, созданных человеческим воображением. Но предпосылки их появления все же были: «подспорьем» для буйства фантазии стали болезни, терзавшие наших предков.

До возникновения медицинской науки практически любые болезни приводили в ужас: внезапная эпидемия чумы могла скосить всю округу, став причиной невыносимых страданий и смерти. Когда предки сталкивались с чем-то непонятным и жутким, они обращались к сверхъестественному миру, чтобы прояснить причинно-следственные связи.

Светобоязнь, клыки и кровь

Осмысление людьми ряда болезней создало одного из самых распространенных мифических монстров – вампира. Без сложных медицинских знаний приходилось обвинять в человеческих недугах клыкастых убийц. Например, графа Дракулу.

Вампир – нежить, которая каждую ночь поднимается из неспокойной могилы и лакомится кровью живых – появился еще во времена древних греков. Нам представляется, будто древнегреческие мудрецы-философы жили лет до 70, но на самом деле средняя продолжительность жизни в Древней Греции составляла 28 лет: это были темные века без санитарии, холодильного оборудования и антибиотиков, поэтому даже обычные болезни в наш продвинутый век запросто сводили в могилу тысячи людей.

Но без микроскопа виновниками этих смертей признавались вовсе не бактерии, а нечистая сила. Например, порфирия, заболевание, связанное с нарушением синтеза небелковой части гемоглобина – гема.

Больные страдают зудом, сыпью и волдырями при малейшем контакте с солнечным светом. В самом худшем и, к счастью, редком, случае десны обнажают зубы, делая их гораздо заметнее. Моча страдающих порфирией приобретает буроватый оттенок непереваренной крови. Поражения кожи из-за светочувствительности могут быть настолько серьезными, что больные лишаются ушей и носов – чем не портрет Носферату.

Большинство страдающих порфирией демонстрируют гораздо менее ужасающие симптомы. Дезире Лион Хау из Американского фонда больных порфирией говорит, что в любой момент времени во всем мире, вероятно, было и есть не больше нескольких сотен таких тяжелых случаев. Но их частота могла быть больше в отдаленных общинах в среднее века, так как они имели меньше контактов с внешним миром и редко разбавляли генофонд. Сельские хутора и деревни Трансильвании, ныне являющейся частью Румынии, как нельзя лучше подходят под это описание. И именно восточно-европейские регионы стали «рассадником» мифов о графе Дракуле.

Роджер Лакхерст, редактор классического оксфордского издания романа «Дракула» Брэма Стокера, исследовал условия, при которых распространилась вера в вампиров. Он говорит, что рассвет этого мифа пришелся на начало 18-го века:

Первые упоминания слова «вампир» на английском языке встречаются в газетных статьях 1730-х годов, в новостях с европейских окраин.

Там упоминалось о располневших мертвецах из разрытых могил со следами свежей крови у рта. Авторы статей пишут весьма убедительно и сообщают, что источниками этих историй были крестьяне.

Когда в сельские районы приходила чума, бедствия, смерти и массовый падеж скота, многие жаждали найти виновного. Как вариант, мертвеца, пьющего соки живых. Поэтому часто первое, что предпринимали крестьяне – вырывали последнего, кто умер в деревне. Но так как медицинская наука была далека от современной, смерть могли констатировать и у весьма живого человека в состоянии комы. Если похороненный заживо просыпался в гробу, то от страха и голода он мог кусать себя. Это одно из возможных объяснений следов свежей крови на эксгумированных трупах.

Водобоязнь, агрессия, безумие

Большинство людей в сельских общинах держали животных и сами деревни строились, как правило, рядом с лесами, где водились дикие звери. Это сейчас бешенство практически не встречается даже в дикой природе Европы, а пока не изобрели вакцину, оно было рядовым событием. После начала проявления симптомов: отвращения к свету и воде, агрессии, буйства, расстройства сознания, – смерть, как правило, неизбежна. Лечения бешенства нет.

Очевидно, бешенство «подарило» нам оборотня. После контакта с животным, человек дичал, страдал и умирал

В этом есть даже в какой-то степени народная мудрость: «не погружайтесь в свою природность слишком глубоко, помните о человечности», – говорит Лакхерст.

Изоляция многих из этих общин, так далеких от цивилизованных проспектов Парижа и Лондона, сыграла и другую роль.

Обитатели труднодоступных мест и горных районов не могли похвастаться разнообразием рациона. Из-за этого они часто страдали от дефицита йода, вызывающего зоб, – утверждает Лакхерст.

Недостаток питательных веществ не только сделал людей более восприимчивыми к болезням, но и в ряде случаев спровоцировал развитие болезненных состояний, запрятанных глубоко в их генах.

Роджер Лакхерст уверен, что Истории о вампирах были популярны у жителей Лондона и Парижа 18-го века: ведь так приятно осознавать себя цивилизованными и продвинутыми, читая о суевериях католических крестьян на задворках Европы.

Однако вампиров и оборотней нельзя назвать исключительно европейским изобретением. Во многих культурах на всех континентах встречались подобные кровососущие персонажи. На Филиппинах есть мананангал; в Чили –пьюкен; в Шотландии – Баа-ван Ши; а у одного из коренных австралийских племен – яра-ма-я-ху.

По сути, миф о вампирах основан не только на болезнях, утверждает Лакхерст.

Вампир всегда приходит издалека, из места, находящегося за пределами уютных теплых обителей: не важно, идет речь о сельских трансильванских коттеджах, английском помещичьем доме или древнегреческом жилье.

Они всегда пришельцы; в Древней Греции каннибалами и кровососами считались заграничные варвары, якобы знакомые со всеми видами черной магии. В других местах, это были языческие племена, – резюмирует Роджер Лакхерст.

Даже инки Южной Америки, по его словам, верили, что вампирские существа происходили из глуши за пределами их городов. Так что вампир – это не только удачное объяснение симптомов сложных заболеваний, но и прекрасная метафора для всех незнакомых, странных, непривычных местностей и людей, пришедших оттуда.

Вампирами, в науке, вообще-то называют особую разновидность летучих мышей из семейства «Desmodontidae»(Десмодонтиды), водящихся только в тропиках, в Южной Америке. В ночной тьме мягко и неслышно вампир подлетает к спящему человеку или животному, зависает над ним, усыпляюще нагоняя крыльями теплый воздух. Прямо на лету, острыми, как бритва зубами он легонько срезает тонюсенький слой кожи и нежно-нежно, абсолютно безболезненно слизывает кровь, которая и не думает сворачиваться в слюне есть антикоагулянты.

Лишь под утро по кровавым потекам на шеях лошадей или на собственных конечностях незадачливые путешественники обнаруживают присутствие вампиров.

Мы, однако, поведем речь о вампирах-людях, во всяком случае, о тех, кому приписывали роль беспощадных ночных кровопийц(не путать с людоедами!), и не кинематографических, с невероятной долей мистики и глупостей, а самых настоящих.

Совсем недавно, в 1989 году в газетах мелькнуло сообщение, что в Париже крестили мальчугана из рода знаменитого князя Дракулы, считавшегося — вампиром! Кое-кто всерьез опасался, не повредит ли младенцу «святая» вода. Нет, не повредила. К тому же и сам Влад Дракула при жизни своей вампиром не был, с «нечистой силой» не знался, хотя и был кровав не в меру. Но — на войне.

К слову сказать, американцы, от которых и пошел кино-Дракула(сняты несколько десятков фильмов), узнали о нем необычайно поздно и искаженно. Придумал его писатель и театральный импресарио из Ирландии, Абрам Стокер(1847-1912гг), в романе «Дракула»(1897г). Зато на Руси, как ни странно, Дракулу знали издревле! Ее можно прочесть в хрестоматиях, о ней можно узнать в учебниках(напр. История русской литературы XI -XVII веков. М.: Просвещение, 1985).

Русская «Повесть о Дракуле» была составлена в 80-х годах XV века, членом русского посольства, ездившим в эти годы в Молдавию и Венгрию. Полагают, что автором ее был известный тогда деятель, глава посольства Федор Курицын. В повести описывались деяния князя Влада Цепеша, славившегося своей жестокостью и получившего за то прозвище «Дракуля» — сын дракона(фактически, «сын дьявола»). В повести этой он — вовсе не вампир-кровосос, а просто безмерно жестокий человек, сжигающий, например нищих(по просьбе «избавить» от нищеты); прибивающий гвоздями шапки к головам турецких послов(за то, что не сняли их); сотнями сажающий на колья(«цепеш» — кол)вдоль дорог своих неприятелей(для военачальников — с позолоченной верхушкой).

Но и в старинных этих описаниях было немало чисто сказочного, литературного. Исторически же, когда Византия под ударами крестоносцев потеряла свое былое могущество, ее начали добивать турки, которые к 1451 году захватили почти всю Грецию и территорию нынешней Болгарии, а к 1481 году — участки современных Румынии и Югославии.

В этот-то период и появился на сцене защитник Румынии, Влад Дракула(сын «Драку», дракона). В большие сражения он не вступал, но, истребляя авангарды турецких войск, он приводил врага ужас бесконечными вереницами кольев с насажанными на них еще живыми турецкими воинами.

Впрочем, Дракула случай особой, единичный, а как же вообще возникла легенда о вампирах(по другому — упырях, вурдалаках) встающих по ночам из гроба и нападающих на живых людей?

Ряд легенд явно пошел от простого: людей в лесу, подчас обескровливали до капли кровососы членистоногие, тучи комаров, мошки, прочего гнуса(в тропиках — сухопутные пиявки). Но, все же иногда сталкивались и с вампиром-человеком.

Античный писатель Марселл Сидетский (Древний Рим, II век) уже тогда полагал, что речь идет о психическом заболевании «ликанотропии», когда человек воображал, будто он — дикий зверь, что он навсегда околдован и т.п. По другой версии виноваты были наркотические вещества, например, спорынья в хлебной муке или некие травяные отвары, практикуемые «ведьмами». Есть и предположение и о другом заболевании, связанной с нехваткой пигмента, когда человек совершенно не выносит яркого дневного света. И — так далее.

Но такие версии, увы, не объясняют некоторых исторических эпизодов. Не менее доказательным кажется предположение о людях, по той или иной причине, впавших в летаргический сон, оказавшихся в состоянии клинической смерти и — заживо погребенных.

Представьте себе(хотя это, пожалуй, жутко даже представить), что вас, как, скажем, в кинофильме «Побег»(США) заживо закопали в могилу. А так хочется жить! Жить! И человек судорожно пытается выбраться. Часто ничего не получается, наступает смерть от удушья, от голода, от ужаса. Но иногда погребенному удается свершить невозможное — выбраться!

Жуткие примеры на подобную тему охотно «коллекционировал» признанный отец литературы «ужасов» американский писатель Эдгар Аллан По(1809-1849 гг). Представим, однако, психическое состояние человека, который, полуобезумев в могиле, все-таки оказался на свободе.

Не так много людей в те годы были свободны от религиозных и мистических суеверий. Общество учило, что тот, кто выбирается из могил — становится вампиром. Выбравшийся человек фактически уверовал, что он — мертвец. Но, волей неволей, желал встретиться с родными и близкими, понять, услышат от них — дух он или не дух? Жив или впрямь — мертв?!

Придти днем? В те годы это было равносильно самоубийству. Придти ночью? Но тут его и подлинно никто не понимал — все в страхе запирались или бросались прочь. Так, поняв, что он совсем один, считая себя «мертвецом» человек начинал подыгрывать чужому страху и своим предрассудкам: начинал, как подлинный «зомби», выполнять «программу», заложенную с детства верой и суевериями — он становился вампиром, поскольку его учили, что мертвец на свободе, это всегда вампир.

Насколько реальна подобная печальная версия?

Вот несколько рассказов, взятых из старинной книги медика и переводчика Поликарпа Пузины(1834) о предрассудках. Согласно одному, в конце XVI века в Богемии, в окрестностях Кадама, в одной деревне «показывался» умерший пастух. Он появлялся ночью и выкликал по именам некоторых своих знакомых. И, то ли от повального ужаса, то ли просто от общей заразной болезни, столь частых тогда, умерло еще несколько человек.

Перепуганные крестьяне сочли, что дело в первом мертвеце, отправились на кладбище, чтобы, как водились в подобных случаях, использовать последнее средство против нечистой силы крепкий осиновый кол.

«Разрыли могилу его и тело большим колом пригвоздили к земле. На следующую ночь он опять появился, устрашая многих добрых старушек, и нескольких людей задушил. Тогда труп его отдали на сожжение. Мертвый мычал с бешенством, бился руками и ногами, как живой(каким и был, вероятно — А.А.), а когда начали жечь его, он ужасно кричал, излил множество крови, весьма красной и более не показывался». Разумеется, можно ожидать про вампиров сказок, но некоторые из таких страшилок рядом деталей и своим документализмом показывают, что речь идет о «быличках», случаях реально с кем-то случившихся. П. Пузина приводит случай, описанный в Сербии, когда умер один старик, который, однако, через три дня после смерти явился ночью к своему сыну и попросил поесть.

«Тот предложил ему сытный стол. Старик покушал с хорошим аппетитом и ушел, не сказав ни единого слова».

Когда же это открылось, то в деревне, то ли от страха, то ли по случайному совпадению обстоятельств, умерло еще пять крестьян.

«Правительство, узнав о происшедшем сем, послало двух знающих людей исследовать дело. Открыли могилы всех умерших за шесть недель и нашли, что старик сей имел глаза открытые, цвет лица красный, дыхание натуральное, но, впрочем, был недвижим, как мертвый…»

Тут бы, как говорится, надо срочно звонить «ноль-три» и вызывать врача-реаниматора, но, увы, понятия и порядки раньше были совсем другие. Осиновый кол — вот было единственное «средство излечения» общества от колдунов и «нечистой силы».

Пузина приводит и другие случаи. И — с тем же фатальным исходом. Например, в Венгрии, во время работы крестьянин по имени Арнольд был случайно придавлен возом. Его посчитали мертвым, по всем правилам схоронили, но, затем, после событий, аналогичных двум вышеописанным случаям, посчитали, что умерший таит зло на людей и сделался вампиром. Дальше началось привычное убийство: «Арнольд был открыт и показал все признаки вампиризма. Тело его было свежо, волосы, ногти и борода отращены, а жилы наполнены жидкой кровью, которая из всего тела стекала в могилу(порезы для проверки — А.А.).

Местный судья, при котором производили вскрытие тела, человек сметливый, приказал, по обычаю, вонзить острый кол в сердце Арнольда, который ужасно закричал(крик мог вырваться и у мертвого, за счет резкого сдавливания грудной клетки А.А.). Потом отрезали ему голову и сожгли. После этого он больше не являлся…»

Обратим внимание на слово «показывался», «казался», «являлся», то есть, фактически… «мерещился», «млился», «привиделся». Так было ли все это наяву или речь шла о некоей массовой галлюцинации, вызванной страхами? И не выдуманы ли эти случаи о которых рассказывает П. Пузина? В статьях современных мистиков упомянутые рассказы встречались неоднократно, как абсолютно доказанное, но, как всегда, без дат, мест и конкретных имен. Однако, если «поискать»(а мистики это делать не любят, ибо часто приходят к разоблачению), то в литературе можно, все же, найти и более точные датировки всех этих, на первый взгляд, совершенно безымянных событий.

Один из источников, газета-дайджест «Курьер для вас»(4.1991), по журналу «История»(Франция): «В 1725 году воевода Градански был вынужден послать отряд солдат, чтобы освободить словацкую деревушку Кислово от… нашествия вампиров.

В послании, которое он направил в Белград, убийства 9 жителей деревни приписывались Петру Плогожовиу, который скончался задолго до этих трагических событий, в возрасте 62 лет. Все 9 жертв были соседями Плолгожовича. Воевода в своем послании утверждал, что Плогожович восставал по ночам из мертвых, впивался очередной жертве в горло и высасывал всю кровь до последней капли.

Убийцу искали неделю и никого не нашли. По приказу воеводы решили вскрыть могилу Петра Плогожовича. Тем временем было совершено очередное убийство. Власти заторопились и могилу вскрыли немедля, на утро следующего дня. Гроб подняли на поверхность и сняли крышку. Ужаснувшись, солдаты увидели труп Плогожовича, забрызганный кровью с ног до головы.

Труп набух и сочился кровью. Струйки крови стекали у трупа изо рта. Глаза у мертвеца светились, как у живого. И все же присутствующий при вскрытии могилы врач заявил, что Плогожович мертв: покойный оказался «живым мертвецом». Когда, по старому поверью, в сердце трупа вогнали осиновый кол, из раны хлынула кровь. Труп Плогожовича был сожжен, и для большей уверенности, прах его был развеян по ветру»

А вот и второй случай:

«В 1732 году военный хирург и два старших офицера подали рапорт. Речь шла об Арнольде Пасле, недавно похороненном в окрестностях Белграда.

Незадолго до смерти Пасле жаловался своей невесте, что во время службы в Греции его укусил вампир. С тех самых пор Арнольд опасался, что его кровь окажется зараженной слюной вампира(бешенство? — А.А.). Через некоторое время Арнольд Пасле трагически погиб. Почти сразу после его похорон несколько жителей в округе стали жертвами вампира.

Могилу Пасле вскрыли и обнаружили труп без всяких признаков разложения(не началось — А.А.). Люди дивились цветущему виду мертвеца. Две тонкие струйки крови стекали по углам рта(возможно, пытался выбраться из могилы, от напряжения — А.А.) трупа — следы шабаша минувшей ночи. Когда в его сердце воткнули кол из боярышника, покойный издал леденящий душу вопль».

Впоследствии, сообщает та же публикация, волна подобных же слухов прокатилась по Силезии, Украине, Белоруссии, вплоть до периода 1650-1750 гг.

Можно ли предположить, что некоторые из упомянутых выше случаев — доказательство погружения в литургический сон? Вполне как вариант. Светящиеся глаза и попытки питаться кровью – явный признак бешенства, вместе с воплями и пульсирующими жилами. Есть предположение, что настоящие вампиры живут и ныне. К примеру, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему им приписывают бледный вид, полупрозрачную кожу?

Именно подобным образом описывали знать большинства европейских стран в период XII-XVI веков. В те времена тонкая кожа, как ее еще называли фарфоровая, считалась настоящим показателем принадлежности к королевскому роду. С другой стороны нередко ее обладатели были очень слабы и часто теряли сознание. Кто-то приписывал это к действию на них дневного света, ведь не мудрено, что для таких представителей человечества солнечные ванны приравниваются к пыткам. Утверждали, что кожа у подобных людей-вампиров буквально отслаивается и сгорает на солнце.

Можно ли это объяснить с научной точки зрения? Оказалось что да! На сегодняшний день известен редкий недуг под названием «буллезный эпидермолиз», более распространенное название «болезнь бабочки». Кожа у обладателей данного заболевания настолько хрупкая, что при малейшем касании или воздействии солнца образуется глубокая рана.

Сложно встретить человека, который бы не слышал хоть что-то о вампирах. Но мало кто знает, какие они, настоящие «дети ночи», что их отличает, откуда происходят. Из мифологии понятны сведения о том, что вампиров не относят к живым людям, это труп ушедшего в мир иной, с подселенным внутрь него демоном. Пить кровь он вынужден, чтоб поддерживать свое бессмертие, нанося постоянно вред людям. У вампира отсутствует душа, потому он никого не щадит и не испытывает ни к кому жалости, при этом абсолютно не отличается ничем внешне от живых людей.

Есть предположение, что вампиризм появился, как наказание за деяния Каина, и должен был передаваться его потомкам. Но то, что это явления истоками уходит в дохристианские времена — факт. В мифах и легендах от поколения к поколению передавались секреты, как отличить вампира среди людей и как от них защититься. До сегодняшних дней дошли знания о том, что вампир не имеет отражения в зеркале, не выносит солнечный свет, панически боится христианских символов. А чеснок, освященный крест и крестное знамение, святая вода, осиновый или любой деревянный кол, соль (лучше освященная) преградят ему путь и даже могут уничтожить эти существа. Известны обряды, совершив которые, вампира уничтожить достаточно легко, но потребуются крепкие нервы и умелые действия.

Слово «вампир» пришло из венгерского языка, а большинство преданий о них родилось в Восточной Европе. Ирландец Брэм Стоукер, написавший знаменитого «Дракулу», позаимствовал этот сюжет из легенд о Владе IV (его родовое звание и имя — граф Дракул) — трансильванском дворянине, который жил в XV веке и сражался против турецкого ига. Влад также был известен своими садистскими наклонностями — он наслаждался истязаниями пленных узников. Легенда гласит, что граф любил устраивать пирушки среди огромного, количества заостренных деревянных кольев, на которые были насажены тела турок, плененных в бою, поэтому он вошел в историю под прозвищем Тепеш («Сажающий на кол»).

Но не меньше ужаса навевал Тепеш и на своих соотечественников. В окрестностях его замка исчезали люди. За высокими каменными стенами свершались ужасные и богомерзкие дела. В одной из историй об этом замке графа назвали «вампиром». Его пристрастие к крови разделяли и другие карпатские дворяне. В 1610 г. по указу венгерского короля была казнена графиня Элизабет Батори.

Она, неплохо разбиравшаяся в оккультизме, узнала, что может продлить молодость и красоту, если будет купаться в крови молодых девушек. Многие ничего не подозревавшие девушки были завлечены в ее замок, а затем обескровлены и похоронены там. Но одной из них удалось бежать, она и поведала эту ужасную историю. В наказание за совершенные злодеяния «кровавую» графиню заживо замуровали в ее собственной спальне. Из таких мрачных историй рождались легенды о вампирах. В 1897 г. Стоукер в своем романе создал, опираясь на исторические факты и частично домысливая историю, образ самого графа Дракулы. Вот как описано первое явление графа Джонатану Харкеру в романе БрэмаСтоукера:

«Внутри стоял высокий старик, чисто выбритый, с длинными седыми усами, одетый с головы до пят во все черное, без единого цветного пятнышка. Он продвигался вперед рывками. Сжимая мою руку с такой силой, что я сморщился от боли, несмотря на то, что его собственная рука была холодна, как лед, и больше подошла бы покойнику, чем живому человеку… Лицо его было властным — очень энергичным — с тонким орлиным изогнутым носом и особенно раздувающимися ноздрями, с величественным высоким лбом. На висках волосы были жидкими, но зато в остальных местах сильно разросшимися. Густые брови его почти что срастались на переносице… Рот застыл в зловещей улыбке, открывая чрезвычайно острые зубы, которые даже выступали за губы, чей ярко-красный цвет свидетельствовал об изумительном здоровье старика, несмотря на его возраст. И наконец, бледные уши его по краям были необычно заострены, а подбородок широк и массивен, щеки же казались напряженными и тонкими. Первое, что бросалось в глаза, была его мертвенная бледность…

Нельзя было не заметить, что они [его руки] были довольно крепкими, крупными, с короткими толстыми пальцами. Самое странное, что на ладонях его росли волосы. Длинные тонкие ногти на концах были заострены. Когда граф наклонился и прикоснулся ко мне, я не смог подавить дрожь. Во всех его чертах и в голосе было спокойствие, но когда я слушал его, то откуда-то издалека, снизу, с улицы до меня донесся волчий вой. Глаза графа заблестели, и он произнес: «Слушайте их — детей ночи. Какая чудесная музыка!»

Наиболее популярной является теория о том, что «заразиться бессмертием» можно только через укус вампира. Однако, эта версия требует объяснения откуда и по какой причине появился первый в мире кровосос.

Приверженцы теории о передаче бессмертной жизни посредством укуса объясняют наличие вампиров на планете Земля проделками могущественной ведьмы, жившей в период III-V века до н.э. Считается, что на ее семью напали кочевники, в попытках спасти детей от гибели, он придумала заклинание и даровала им бессмертие. К сожалению, к тому времени как она окропила тела своей семьи волшебным снадобьем, их души уже вырвались за пределы физической оболочки. Однако заклятие было настолько мощным, что повернуло время вспять и заставило сердце мертвецов вновь биться.

Дети ведьмы остались «живы», но из-за бледного цвета кожи, которая пугала всех вокруг они решили контактировать с людьми только ночью. А необходимость пить человеческую кровь для поддержания жизни «мертвых» тел объясняется тем, что ведьма, с целью усилить чары, добавила в снадобье собственную кровь. Сама она очень ослабела от ритуала и вскоре умерла. Но так как кровь была одним из условий поддержания жизни ее детей, перед смертью она даровала им острые клыки и возможность быстро передвигаться, чтобы выслеживать своих жертв.

Современные литература и кинематография буквально кишат леденящими кровь историями про вампиров. Книги о Дракуле и чупакабре стали классикой жанра. Было снято огромное количество фильмов об оживших мертвецах, питающихся кровью. Эти ленты тут же становятся кассовыми - настолько велик интерес человечества к вампирам.

Однако стоит задуматься: существуют ли в реальности эти монстры или же они плод художественного воображения писателей? За то, что упыри и вурдалаки действительно есть среди нас, говорит тот факт, что в фольклоре почти всех народов (от Африки до Северной Европы) имеются рассказы об этих существах. Да что там легенды! Подробное описание жертв, умерших от вампиров, находится и в таких достойных доверия документах, как полицейские протоколы.

Но если упыри существуют, почему мы знаем о них только из книг и фильмов? Кто из вас в реальной жизни сталкивался со случаями вампиризма? В данной статье мы изложим подробнейшую информацию об этих мистических существах. Где они водятся, их повадки и обычаи будут описаны ниже. Мы также прольем свет на то, как становятся вампиром.

Вампиры: история появления мифа

Страх перед мертвецами есть и в животном мире. Поэтому неудивительно, что на самой заре человеческой цивилизации появились мифы об оживших трупах. Для древних людей жизнь ассоциировалась с горячей кровью. В их представлении мертвецы, чтобы продолжать свое существование, должны были иметь подпитку из этой субстанции.

Уже в мифологии древних шумеров мы находим рассказы об акшарах - кровососущих демонессах, убивающих в темноте беременных и новорожденных. В Вавилоне верили в существование Лилу, а в древней Армении - в Даханавара, в Индии - в Веталу, на Филиппинах - в Мананангала. Вся эта нечисть, несмотря на различия в описании внешности, имела одну общую черту - питалась кровью своих жертв.

Особняком стоит демонология китайцев. Хромающий труп в ней питается не кровью, а ци жертвы, ее жизненной энергией. В Древнем Риме уже различали лемуров, эмпузов и ламий. Кроме человекоподобных вампиров, была еще и кровососущая птица Стрикс. Ее название послужило для обозначения вурдалаков у румын (стригой) и албанцев (штрига). Легенды о вампирах весьма распространены у всех славянских народов.

Повадки и быт

Все истории об упырях дают совершенно разное описание внешности героев нашей статьи. Некоторые народы верили, что у вампира вид полусгнившего трупа. Другие считали, что у этих существ бледная и слишком сухая кожа, темные мешки под глазами и анемичное телосложение. Но были также верования, например, в Прикарпатье, которые наделяли вурдалака румяным цветом лица и пышущим здоровьем. Также были расхождения относительно того, где живут вампиры. В Индии это места кремации покойников, у других народов - глухие места и горные ущелья. Большинство мифов указывают, что упыри предпочитают жить уединенно: в подвалах, на кладбищах, своих собственных гробах и могилах. Но есть и исключения.

Демонология прикарпатских народов считает, что вампиры живут в селах, как и обычные крестьяне, возделывают поле и держат скот. Для бессмертия им нужна кровь, но она не является их единственной пищей - это, скорее, эликсир долголетия. В чем сходятся все описания вурдалаков, так это в способе добывания жизненной энергии. Жертве прокусывают шею и высасывают кровь. Но и тут есть исключения. В некоторых традициях жертва слабеет и умирает без видимых травм.

Современный миф

Те страшные истории про вампиров, которые мы черпаем сегодня из книг и фильмов, являются порождениями славянского и румынского фольклоров. Давайте суммируем сведения о современных упырях.

  1. Это мертвецы, то есть существа, уже однажды умершие. У них есть труп, который днем прячется в гробу или земле.
  2. Вампиры боятся солнечного света. Он их сжигает или наносит увечья, как серная кислота.
  3. Для продолжения существования вампирам нужна кровь живого человека. Они добывают ее путем прокусывания сонной артерии или удушения жертвы.
  4. От упыря спасает чеснок, зерна или другие мелкие предметы, которые нужно рассыпать. Вампир настолько аккуратен, что не сможет проигнорировать их, он должен будет всё собрать и пересчитать.
  5. Если укушенная жертва вырвется и останется жива, она сама станет упырем.
  6. Убить вампира можно путем вбивания в тело осинового кола, обезглавливания или сожжения трупа, а также с помощью серебряной пули.

Упыри

Этимология слова «вампир» имеет славянское происхождение. На Украине это упир, в России - упырь, в Польше - вонпеж. Предположительно от староболгарского «впиръ» - это слово в восемнадцатом веке проникло в Западную Европу и Венгрию, где до этого главным персонажем, загрызающим людей, считался вервольф - человек-оборотень.

Но славянская мифология также знает несколько видов вампиров. Первый - это заложный покойник. Он днем отлеживается в могиле, а ночью встает из гроба, ходит по селу и наносит вред людям, скотине, хозяйству. Второй вид - это особая раса людей, которые мимикрируют под обычных крестьян. Но их выдает особо цветущий вид, налитые кровью глаза и красное лицо.

Еще в 30-е годы девятнадцатого века на территории Предкарпатья (бывшие земли Австро-Венгрии, современная Украина) случались самосуды, когда крестьяне сжигали своих соседей, заподозрив, что те вампиры. История, задокументированная в полицейских протоколах, касается двух случаев, датируемых 1725 и 1734 гг. Оба произошли на территории монархии Габсбургов.

Петар Благоевич умер и был похоронен, но вскоре явился к сыну, прося у него пищи. После чего отказавший отцу сын был найден мертвым. Случаи внезапных и загадочных смертей затронули и соседей. Похожий случай произошел и с Арнольдом Паоле. Это вызвало волну подозрений, выразившихся в раскапывании могил. Мария Терезия, императрица, велела расследовать случаи своего личного доктора, который и описал сохранность трупов, но в то же время постановил, что никаких вампиров нет.

Румынская мифология

Валахи окружены славянскими народами, поэтому их упыри немного похожи, но все же есть и различия. Само румынское слово «стригои» имеет латинское происхождение от «стрикса» - кричащей совы-неясыти. Но в народе также верили в кровососущих приколичей и мороев. Румынские вампиры умеют превращаться в различных животных: собаку, волка, свинью, паука или летучую мышь. Они не стареют, но их жизнь могут прервать осиновый кол, вбитый в тело, или обезглавливание. Особую активность эти вурдалаки развивали в дни святого Георгия (6 мая) и святого Андрея (11 декабря).

В народе верили, что вампирами обречены стать после смерти колдуны и ведьмы, родившиеся в рубашке младенцы, недоношенные, некоторые внебрачные дети, а также люди с особыми признаками: хвостом, шерстью на теле, шестипалые и т. п. У румын бытует представление о том, что эта нечисть связана мистическими узами со своим трупом и землей, в которой тот похоронен. Эта вера породила не только детальный рассказ о Владе Цепеше (Дракуле), но и другие мистические истории. Вампир настолько привязан к своему гробу, в котором он спасается от солнечных лучей днем, что возит его повсюду с собой в путешествия по миру.

Цыганская мифология

Брэм Стокер в своей книге «Дракула» описал народ, обслуживающий упырей. Но цыгане - это последняя волна переселенцев из полуострова Индостан. Этот народ обогатил верования славян, венгров и румын многочисленными подробностями о быте оживших и жаждущих крови покойников.

В демонологии Индии очень много таких персонажей. Достаточно вспомнить хотя бы прету или бхуту. Поскольку в Индии верят в переселение душ, там считают, что люди, ведущие беспутную и греховную жизнь, после смерти становятся вампирами. Истории о таких существах стали частью цыганских мифов. Вампиры в них не боятся солнечного света. Мулло пьют кровь и жизненную энергию своих врагов, часто тех, кто виновен в их смерти. Женщины-вампиры могут выходить замуж, но их супруг гибнет в результате передачи сексуальной энергии жене. Если убить такого монстра, его душа переселится в тело обычного младенца, а после смерти последнего достигнет успокоения.

Внешность вампиров

Относительно того, как выглядит эта нечисть, у народов бытуют разные мифы. Однако в современной массовой культуре все больше приобретает популярность идея о том, что настоящий вампир должен быть непременно худощавым, с аристократическими чертами лица, бледной кожей и выступающими над верхней губой клыками. Также все больше распространяется мнение, что упыри не переносят солнечного света. Но это, повторимся, лишь современный миф, который возник благодаря стараниям писателей и кинематографистов. Если мы изучим традиционные верования, то увидим, что они наделяют упырей самой разной внешностью: от чахоточной до пышущей здоровьем.

Можно ли стать вампиром по своему желанию?

Современная беллетристика окутала этих мифических персонажей романтическим флёром. Поэтому так много юных подростков (в основном девушек) задумываются над тем, как становятся вампиром. Им кажется, что таким образом они могут отомстить не обращающему на них внимания предмету тайной влюбленности или вампирские качества выделят ничем не примечательную девицу из ряда подруг.

Также хотят стать упырями юноши, которым наскучила серая рутина повседневной жизни. Миф о том, что вампиры обладают сверхчеловеческой силой, порождает надежду на то, что и они станут бэтменами. Однако традиционные верования не оставляют надежд юным лузерам. Для того чтобы стать вампиром, им нужно родиться или быть укушенным настоящим упырем. И во втором случае еще неизвестно, превратиться ли жертва в демона или же станет обычным донором.

Мы здесь вынуждены разочаровать романтиков. Мифы о демонах, высасывающих жизнь из своих жертв, есть у многих народов. Но коренятся они в древнейшем страхе человечества перед миром мертвых. Древнегреческий миф о Гадесе, где души покойников влачат унылое существование и готовы растерзать живого, чтобы насытиться хотя бы капелькой его горячей крови, преобразовался в верованиях европейских народов в многочисленные легенды о вампирах.

Как наука объясняет существование таких созданий

Но позвольте, а как же запротоколированные сведения о жертвах, которые зафиксировала полиция в восемнадцатом столетии в Австро-Венгрии? Случаям неожиданных и необъяснимых смертей родственников и соседей якобы вампира можно дать разумное объяснение. И оно очень простое. Скорее всего, виновником слухов об упырях являлась скоротечная чахотка. Это заболевание косит родственников одного человека, может перекинуться на близких соседей. Хворь протекает очень быстро. Больной погибает через несколько дней. Красную пену на губах от туберкулеза очевидцы принимали за кровь жертв вампира.

Порфирия

Есть еще одна болезнь, когда человека, страдающего ею, принимают за упыря. Это порфирия - редкая болезнь крови. Посещает она закрытые сообщества, где довольно часты браки между близкими родственниками. Возможно, деревни Моравии и горные села Трансильвании и были такими местами, где порфирия находила своих жертв.

В крови больного критически не хватает гема. Это приводит к дефициту железа и кислорода в венах. В коже нарушается пигментный обмен, что под действием ультрафиолета вызывает распад гемоглобина. Эпидермис больного становится тонким и изъязвленным. Страдают также хрящи (нос и уши), а губы разъедает так, что становятся видны передние зубы, которые посторонние могут принять за клыки. Но настоящий вампир, если верить мифу, обладает недюжинной силой. А больные порфирией - это слабые существа, которым требуется посторонняя помощь и уход.

Синдром Ренфилда

Какое, однако, влияние имеет на умы массовая культура! С семидесятых годов ХХ века психиатрия обогатилась случаями, когда пациенты с ментальными расстройствами всерьез полагали, что они вампиры. История Западной Европы помнит серийного убийцу Петера Кюртена из Дюссельдорфа, Ричарда Трентона Чейза из штата Калифорния, Вальтера Локка, супругов Дэниэла и Мануэлу Рудов, которые убивали своих жертв и высасывали их них кровь. Одни из упомянутых лиц считали, что такой ритуал дает им бессмертие, другие верили, что это жертва Сатане.

Упыри в биологии

И все-таки мы склонны дать положительный ответ на вопрос, существуют ли вампиры на самом деле. Но это вовсе не томные аристократы и не роковые женщины, ради поцелуя которых мужчины готовы пожертвовать своей жизнью. Нет, термин «вампиризм» широко применяется в биологии по отношению к видам, представители которых питаются телесной жидкостью других организмов. Это комары, пиявки, некоторые летучие мыши, пауки. Даже в растительном мире есть вампиры, например, росянки.