Кто такой Люцифер по Библии? «Сатана», «Люцифер», «Дьявол», «Демон», «Чёрт» - не путаем понятия Вера в ограниченность пребывания Сатаны на Земле

У многих людей и исследователей демонологии возникает вопрос: чем же отличается Сатана от таких сущностей как Дьявол и Люцифер? Путаница в сознании и различии этих имен образуется по причине не точных переводов и дальнейшего неправильного их употребления. Часто все три имени синонимично используются для описания одного и того же существа – как все имена Люцифера. Такой подход имеет место быть, однако знать изначальные характеристики каждого также важно.

В чем разница между Сатаной и Дьяволом?

Дьявол и Сатана – во многих источниках это одно и тоже имя на двух разных языках. В Википедии можно найти перевод с иврита имени последнего: «противник». Он используется для обозначения нескольких существ в Ветхом Завете, хотя в некоторых случаях он относится к отдельному персонажу. Именно он искушает Иова (данный момент очень любопытен для теологов, так как искушение происходит с разрешения Бога) в одноименной книге.

«Дьявол» – это англицизация греческого diablos, что в переводе также означает противник. В Новом Завете это имя обозначает особого персонажа, который по большому счету обладает той же ролью, что и Сатана: ему поручено искушать последователей Бога и отвести их от исполнения его воли. Яркий пример выполнения им этого поручения: искушение Иисуса в пустыне.

Стремление описать именем Сатаны всех злых существ земли происходит от зороастрийского творения и синкретизации слов: Ахура Мазда Аримана / Ангра-Майнью = Шайтана / Сайтана. Это больше относится к сюжетам в шумерских, аккадских и вавилонских древних историях.

Сатана и Люцифер – это разные демоны

Люцифер, с другой стороны, является «утренней звездой». Это одно из древних названий планеты Венера. Венера впервые появляется в Исаии (на иврите обозначается как Хейлел), где это иносказательное название для человеческого царя. Разница Люцефера и Сатаны в том, что первый также появляется в Новом Завете, но не пересекается со вторым.

Дьявол от Люцифера отличается смысловой отсылкой второго на короля, чья сила уменьшилась. Это греческое слово, означающее Гилель, сияющую звезду, утреннюю и вечернюю звезду.

Отличие Дьявола от Сатаны

Имя Сатана стало смешиваться с дьяволом гораздо позже. Так, в раннем христианстве этот персонаж не имел подобной явно выраженной негативной коннотации – его иногда использовали в качестве названия для Иисуса в ранних молитвах и гимнах.

Дьявол происходит от слова Деви, которое имеет тот же корень, что и дьявол и божество. Это древняя дихотомическая традиция: Зороастрийцы называли своих добрых богов асурами, а злых существ – девами. В Ведах Ашуры были богами демонов на востоке (Ревнивые Боги), а их боги (запада) – Дэвис. Таким образом, в древних языках есть именные сходства, разные древние народы смотрели на других богов по их именам как на зло, а своих воспринимали как добро.

Чем отличается Сатана, Дьявол и Люцифер в Библии

В Библии нет ни одного стиха или отрывка, в котором явно сказано: «Люцифер – Сатана», но изучение нескольких отрывков показывает, что это два имени единого духа. Падение Люцифера, описанное в Исаии 14:12, вероятно, то же, что Иисус упоминал в Луки 10:18: «Я видел сатану, падающего, как молния с небес». Подобное падение изображено в Иезекииль 28.

Исаия 14: 12-18 описывает падение с небес человека по имени «Люцифер» в версии короля Иакова и «утреннюю звезду, сына рассвета» в NIV. Другие версии Библии называют его «Дневная звезда», «сияющая звезда» и «яркая утренняя звезда». Эти различия обусловлены разногласиями по поводу перевода ивритского словогела. Несмотря на это, описание того, о ком идет речь, показывает, что это может быть не кто иной, как Сатана. Из собственных слов Иисуса в Евангелии от Луки известно, что он пал с небес. Таким образом, когда Исаия говорит о том, что Люцифер или Хелел низвержены на землю (Исаия 14:12) – речь идет о Сатане. Причина его падения найдена в стихах 13 и 14:

Это вечное желание – быть Богом, и именно такое искушение он и использовал в Эдемском саду, чтобы заставить Еву ослушаться Бога: « Ты будешь как Бог» (Бытие 3:5).

Иезекииль 28 – это еще один отрывок, относящийся к Люциферу. Хотя всё и начинается с того, что Бог повелел Иезекиилю «поднять жалобу на царя Тира» (ст. 12), злого царя-идолопоклонника, вскоре становится ясно, что в этом отрывке также говорится о силе, стоящей за этим царем. Сила эта – Сатана. В стихе 13 говорится, что он был «в Эдеме, в саду Божьем». Очевидно, что царь Тира никогда не был в Эдеме. В стихе 14 говорится: «Вы были помазаны херувимом-хранителем, потому что я рукоположил вас». По-видимому, у Люцифера была позиция ангела-хранителя на небесах «среди огненных камней», считающихся сияющими драгоценными камнями, которые можно увидеть в других описаниях небес (Исход 24:10; Откровение 21: 18-21).

Подводя итог различий Дьявола, Сатаны и Люцифера, можем заключить, что большинство исследователей склоняются к мнению, что Люцифер и Сатана в Библии – одно и то же имя для единого существа. В других источниках и культурах – это 3 разных сущности. К какой из версий склоняться – личный выбор каждого в зависимости от убеждений и вероисповедания.

Классификацией представителей иного мира интересовались давно. Еще в VI веке было разработано своеобразное деление, отводившее свое место каждому ангелу, демону, духу, черту и элементалю. Нашлось «пристанище» в этих описаниях и вышеупомянутым персонажам.

Кто такой Люцифер

Люцифер по сути своей - это архангел, не уступающий могуществом Богу. Некогда Люцифер пришел на помощь людям, за что был покаран, изгнан с небес и вдобавок превращен в змея. Другие образы сущности - ребенок или же прекрасный зеленоглазый юноша с длинными слегка вьющимися волосами. Его часто сравнивают с древнегреческим Прометеем, который втайне от олимпийцев принес на землю огонь и затем был долгие годы прикован к скале. Но роль Люцифера важнее, ведь он дал людям знание, а значит, право выбора и возможность ослушаться божественной воли.

С точки зрения канонической церкви, подобный поступок - несомненное зло. Вот и стал Люцифер подстрекателем и искусителем, который сбивает добрых людей с истинного пути. Люцифер, как и Бог, тоже творец, но в его власти не космические материи, а земной мир. Он увел за собой вниз множество ангелов, которые естественным образом в человеческом сознании стали демонами. Хотя власть Люцифера над силами зла несомненна, она не абсолютна. У него есть множество заместителей, среди которых - Астарот и Мефистофель.

Грех Люцифера - гордыня.

Кто такой Сатана

Под именем Сатаны, или лукавого скрывается князь человеческого мира. Он несет обман и представляет собой одного из главных врагов Бога. Сатана легко меняет обличья, принимая любые образы. Лукавого нередко олицетворяют с Люцифером. Но если последний - это «светоносный», «денница», некогда любимый ангел Бога, то Сатана - «клеветник», «заговорщик», «враг».

Существует мнение, что Люцифер после падения переродился в более низкую по статусу и сознанию сущность. По классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита Сатана - подчиненный; его властелин - Люцифер. Хотя у самого лукавого под началом находится целый сонм чертей, считающихся обслуживающим персоналом ада. Можно сделать вывод о приземленной функции Сатаны, который выступает неким «завхозом» в мире зла. Не в его власти творить, зато он вполне справляется с задачей поддержания заданного порядка. Кстати, именно с Сатаной когда-нибудь придется сражаться Михаилу-архистратигу в главной битве против зла. По библейской версии лукавый будет повержен, что положит конец всему недоброму в мире.

Грех Сатаны - гнев.

Кто такой Вельзевул

Вельзевул управляет миром насекомых и попал в ад не с христианского неба, как Люцифер, а перекочевал из верований Ближнего Востока. Имя сущности традиционно переводится как «повелитель мух». Изображается Вельзевул крупным уродливым насекомым; безобразным козлом, теленком или коровой; крылатой женщиной. Демон способен свергать власть имущих, приводя на их земли иностранных тиранов. Он возбуждает добрых людей, в особенности священников и верующих, к беззаконию, разрушению, зависти, убийствам, содомии.

Полагается, что конечная цель Вельзевула - уничтожить мир. Демона часто отождествляют с Сатаной, хотя большинство авторов называют его первым помощником лукавого. По другой распространенной версии - Вельзевул служит непосредственно Люциферу. Корону христианского Князя Тьмы на «повелителя мух» хотя и пытаются надеть, но довольно редко: по классическим версиям сущность играет роль могущественного «ассистента».

Именем Вельзевула, наряду с Сатаной и Люцифером, черные маги призывают низших демонов, тем самым подчеркивая не только его важность, но и отдельное бытие. Иногда Вельзевула изображают своеобразным «поваром» на адском пиршестве: он поджаривает душу грешника и отправляет «лакомство» к столу своего господина.

Грех Вельзевула - чревоугодие.

Демонов объединяет одно - служение злу. Каждая сущность на пути своего литературного развития обросла множеством домыслов, начиная от внешнего вида и заканчивая положением «в обществе». Люцифер, Сатана и Вельзевул - разные личности, но вместе они представляют собирательный образ дьявола как источника всего дурного в мире.

Люцифер-Сатана

Если Творец всего сущего всемогущий Яхве есть источник благости, добра и света, то откуда тогда в мире взялось зло? Поначалу древние израильтяне не задумывались над этим вопросом. Лишь постепенно они пришли к мысли, что существует некий злой демон, который сознательно старается исказить все добрые деяния Бога. Его стали называть Самаэлем (то есть «Зловредным богом»), или Сатаной (то есть «Врагом», «Противодействующим»). Откуда он взялся, в точности неизвестно, и мы напрасно будем искать ответ на этот вопрос в Библии. Сатана вообще редко появляется на её страницах, а в Пятикнижии (Торе) не упоминается ни разу. Оно и понятно - ведь тогда редакторам Священного Писания пришлось бы объяснять, почему Господь терпит его присутствие. Однако это не значит, что в народных преданиях не существовало соответствующей легенды. Лучшее свидетельство тому - 12–15 стихи в 14-й Книге пророка Исаии и 11–19 стихи в 28-й Книге пророка Иезекииля. Правда, о противнике Яхве здесь говорится полунамёком и не прямо. Но это свидетельствует лишь о том, что история была хорошо известна, и не требовалось пересказывать её полностью. Если объединить её с рассказом о творении из Книги Бытия и некоторыми другими позднейшими свидетельствами, то получится следующая картина.

Прежде всего Бог сотворил небо и землю: небо (эмпирий) - мир духовный, невидимый, и землю - мир видимый, материальный. Земля, окутанная глубоким мраком, была неустроенна и скрыта в бездне первоначальных вод. И не было на ней ничего, только Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: «Да будет свет». И возник свет (ведь любое речение Господа тотчас становится явью!) - Бог увидел, что свет хорош, и отделил свет от тьмы. Свет Он назвал днём, а тьму - ночью.

В отличие от пустынной земли, которую Бог украшал и благоустраивал ещё несколько дней, горнее небо (эмпирий) с самого своего возникновения было полно великолепия и населено мириадами Божьих слуг - ангелов (слово «ангел» - греческое и означает по-русски «вестник»). Наиболее мудрые и могущественные из них - шестикрылые серафимы находились в теснейшем единении с Богом и были причастны к Его сокровенным тайнам. Им служили стремительные херувимы , чья задача состояла в том, чтобы поддерживать Божий Престол и быть его стражами. За ними следовали другие ангельские чины: престолы, господства, силы, власти и начала . А у дальних пределов эмпирия пребывали архангелы и собственно ангелы. Они стали вестниками Господа и проводниками Его воли на земле.

Хотя Всемогущий Бог сотворил ангелов своими слугами, Он даровал им полную свободу воли. Каждый из них мог сделать выбор - оставаться ему в дальнейшем с Господом или жить по собственному усмотрению. Казалось, что соблазнительного могли найти они в пустынном мире, в стороне от путей, уготованных Премудрым Богом? Но, тем не менее, среди ангелов нашлось немалое число отступившихся. И первым подал пример непокорства херувим Люцифер . Осенённый великой славой, сияющий красотой и светом, он был сотворён ближайшим из слуг Господа, но не пожелал находиться в подчинении у своего Создателя. Нет, Люцифер сам захотел уподобиться Творцу и возвести свой престол наподобие престола Всевышнего. (Некоторые еврейские авторы считали, что он замышлял сотворить другой мир.) Однако горделивым мечтам Люцифера не суждено было осуществиться. Ведь всякий ангел, отвращающийся от Бога, делается нечистым духом, носителем зла. Отказавшись от причастия к Вечному Свету, Люцифер и его приспешники были низвергнуты из эмпирия и поглощены адской тьмой. Отныне местом их обитания стала мрачная пропасть преисподней - шеол (или аваддон ) - царство вечного испепеляющего огня и нестерпимого холода. Здесь Люцифер обрёл новое имя - Сатана. Мятежный подданный Бога, он так и не смог создать ничего нового. Затаившись на задворках мира, Сатана тщится обратить против Всевышнего полученное от Него же могущество. Но разве под силу кому-либо поколебать красоту создаваемой Богом вселенной? Совершая свои проделки, дух зла, сам не желая того, продолжает служить Богу и содействует исполнению Его сокровенного замысла. (Некоторые апокрифы утверждают, что Сатана вообще не был Божьим творением; в этих книгах он выступает изначальным воплощением тьмы, которая якобы существовала задолго до творения и не просто как отсутствие Света, но как некая сущность.)

Надо сказать, что отношение к Сатане менялось у иудеев с течением времени. Первоначально он вовсе не был в их глазах тем отъявленным злодеем и безжалостным чудовищем, каким стал в дальнейшем. Скорее, он выступал как наушник и провокатор, злоупотребляющий терпением мудрого и всезнающего Яхве. Впервые Сатана появляется в Книге Иова, где представлен в виде зловредного ангела, во всём зависимого от Бога и творящего свои проделки только с Его позволения. Однако в последующие века образ Сатаны приобретает более масштабные, космические черты. Он превращается в извечного врага и искусителя человека. В библейской Книге Премудрости Соломона прямо говорится, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его» (Прем. Сол. 2: 23–24). К Сатане начинают возводить всё моральное зло в мире. Его представляют как повелителя сонма враждебных Богу и человеку духов. Зло перестаёт считаться только изъяном, оно обнаруживает свою страшную активность, направленную против Творца и Его воли. В эпоху Иисуса Христа, говоря о дьяволе, имели в виду уже не ангела-искусителя Книги Иова, а космического врага всего творения.

О том, что злой дух есть истинный князь мира сего, не раз упоминает в Своих проповедях Иисус, но это положение остаётся у Него неразъяснённым. Апостол Павел, развивая его, связал власть Сатаны над человеком с первородным грехом. Именно тогда человек, сотворённый по образу и подобию Божьему, оказался в порабощении у князя тьмы. Понадобилась неслыханная жертва, чтобы спасти его от окончательной погибели - Сын Божий должен был вочеловечиться, сойти в мир и принять мученическую смерть на кресте. После этого, подобно всем умершим людям, Он оказался в аду, но поскольку не имел в Себе никакого греха, Сатана не смог Его удержать. Покидая преисподнюю, Христос увёл с Собой души ветхозаветных праведников. (Евангелия ничего не говорят о сошествии Христа в ад, но отдельные указания на это есть в других новозаветных книгах: 1 Петр. 3: 18–20; Деян. 2: 23–28; Рим. 10: 7; Еф. 4: 8–10.)

Христос вернул потомкам Адама милости Бога, дабы они сделались его детьми и наследниками Его Царства. С тех пор Бог не позволяет Сатане властвовать над душами Своих верных (в Послании ефесянам Павел говорит: «И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, Бог по Своей великой любви оживотворил со Христом»), но оставляет ему злых и неверующих. Хотя князь тьмы и претерпел от Христа поражение, борьба за людские сердца ещё далека от своего завершения. Павел остро чувствовал духовную битву, идущую в мире, и писал своим последователям: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы нам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Рождение Дьявола случилось после того, как Бог создал человека по своему образу и подобию. Но надо честно признаться, что у Создателя не получилось многое из того, что он задумывал. Звучит кощунственно, но сами посудите: человек вовсе не является духовно-совершенной личностью. В нём присутствует множество отрицательных черт характера. То есть Господь хотел одно, а получил совсем другое. Поэтому в его душу закрались досада и разочарование. А результат был самым плачевным. Первые люди были без сожаления изгнаны из рая, и отправились влачить существование на земную твердь.

На ней люди обжились, обустроились, но их мысли были далеки от совершенства. Преобладали в них порок, алчность, зависть. Они тяжким бременем давили на психику и пробуждали к действию всё грязное и нехорошее. Отсюда начали происходить убийства, воровство, предательство и другие низменные поступки. Они превратили человека в примитивное животное с убогими целями и идеалами.

Однако не стоит сгущать краски. В любом человеке сосуществуют 2 взаимоисключающих начала. Это добро и зло. Вот только концентрация добра и зла у каждой личности разная. У одних людей внутренний мир состоит из более светлых тонов, у других из более тёмных. Человека же, сияющего нравственной чистотой или погрузившегося в полный и беспросветный душевный мрак, найти на грешной земле практически невозможно.

Конечно, попадаются люди необыкновенные, безмерно светлые и праведные. Но количество их ничтожно, а имена у всех на слуху, потому как таких церковь сразу выявляет, а после смерти причисляет к лику святых. Встречаются и конченные негодяи, полностью потерявшие человеческий образ. Их тоже немного, они тоже всем известны, благодаря судебной хронике и научным трактатам, посвящённым изучению столь необычного явления.

Нам же остаётся только искренне сочувствовать Создателю и сожалеть, что не получилось у него совершенное творение. Мечтал он об одном, а на божий свет явилось совсем другое. Однако так уж устроен мир, что не у каждой творческой личности получается то, о чём она мечтает. Примеров таких в истории тысячи. Так что Господь наш не одинок в своём разочаровании.

В раю же, где вначале и жил человек, остались одни безгрешные ангелы, которые не имели плоти, но зато обладали чистыми и непорочными душами. Пели они красивыми голосами, сидя под райскими яблонями, и, казалось, не желали ничего большего. Со временем выяснилось, что это не так.

Был среди тех, кто окружал Творца, преданный ему архангел (старший ангел) Люцифер. Имя его означало - «несущий свет» или «сын зари», и любил он Господа безмерно, стараясь во всём на него походить. Особый трепет в душе архангела вызывала мудрость Создателя. Искренне Люцифер восхищался ей, но видимо, со временем, что-то случилось, и впорхнуло в почитателя тёмное облачко.

Обуяла Люцифера гордыня

Обуяла Люцифера гордыня. Стал он смотреть на Господа не с восторгом и преданностью, а с затаённой завистью. И в один прекрасный момент, когда Творец отсутствовал, архангел объявил себя владыкой и велел ангелам преклоняться перед ним. Не все послушались Люцифера. Большинство непорочных душ отринулось от него, но нашлись такие, которые склонили головы перед самозванцем.

Правил восставший архангел недолго. Создатель вернулся и быстро навёл порядок. Тяжело ему было наказывать своего любимца, но тот совершил великий грех - впал в гордыню, а потому, без справедливого возмездия никак было нельзя. Создал Бог ад глубоко под землёй и отправил туда Люцифера и всех тех ангелов, которые присягнули ему на верность. Но до рождения Дьявола было ещё далека.

Оказался несостоявшийся владыка в преисподней не у дел. Не было у него там никакого занятия, а Господь сразу и определиться не смог, что же Люциферу такое поручить, чтобы он не лодырничал, а добросовестно выполнял свои обязанности.

Падший ангел, свергнутый с небес

От вынужденного безделья всякое нехорошее может произойти. Бог это прекрасно понимал, а потому послал в ад архангела Михаила. Тот заковал Люцифера в кандалы до того времени, пока Создатель не решит, чем же провинившегося подданного занять.

Ждать пришлось очень долго - тысячу лет. Наконец работа для Люцифера нашлась. Повелел ему Всевышний заниматься учётом грехов, которые на земле совершали люди. Работа такая - чистая канцелярия: фиксируй только нарушения заповедей, да отправляй данные по инстанции. Ни здесь тебе полёта мысли, ни творчества, ни фантазии - одна скучная рутина, но зато кандалы сняли и позволили передвигаться свободно.

За такую деятельность взялся Люцифер добросовестно, ответственно - надо же было перед Господом грехи замаливать. Побежали годы, потянулись столетья. Всё вроде утряслось, вошло в колею, но каждый понимает - хоть каким старательным не будь, хоть как не усердствуй в порученном деле, если оно не по душе, если скучно и неинтересно, то со временем начнёт расти внутренний протест, появятся недовольство и метания, возникнет желание изменить ситуацию.

То же самое случилось и с падшим ангелом Люцифером. Понимал он, что достоин большего, но не смел противиться воле Всевышнего. Тому же с райских высот всё было видно, обо всём Создатель знал, ничто от него не было сокрыто. Увидел он метания своего проштрафившегося подданного, понял, что не смирил тот гордыню, не пошло ему во благо пребывание в аду в качестве смиренного статиста и послушного исполнителя.

К тому времени люди расселились по всей Земле. Стало их огромное количество на всех материках и континентах. Жили они, кто как умел, кто как мог. Грешили конечно, как же без этого. Были среди них и шибко праведные, которые стремились к свету, а всё постыдное и грязное отметали.

Все эти жизненные коллизии были неорганизованны, пущены на самотёк. Злостные нарушители заповедей после смерти должного наказания не несли, так как ада с раскалёнными сковородами и глумливыми чертями не было. Души же людей, честно и достойно отбывших свой земной срок, попадали в рай, но такая награда чрезвычайно их над грешниками не возвышала, так как те жили совсем неплохо и чувствовали себя очень даже комфортно в местах хоть и не райских, но для существования вполне пригодных.

Взвесив всё, оценив ситуацию, Господь решил послать смертным более серьёзные испытания, дабы провести пропасть между праведной жизнью и грешной, а после смерти вознести души непорочные к свету и блаженству, а падшие и растлённые подвергнуть вечному и страшному наказанию.

В то же время Всевышний не хотел быть предвзятым, а стремился к объективности и справедливости. Тут дело в том, что при рождении все люди получали разные черты характера. Одни уже рождались честными, а потому могли таковыми беспроблемно и прожить все годы земной жизни и автоматически оказаться в раю. Другие же появлялись на божий свет порочными, и им уже судьбой было определено оказаться в аду после смерти.

Чтобы уравнять всех в правах, Господь определился подвергать каждого человека при жизни искушениям. Тут уж неизвестно: какой будет финал человеческого пути. Честный да праведный может соблазниться и пасть, а грешный и порочный наоборот - подняться над грехом и заслужить прощение, испугавшись адских мук и бессрочного наказания.

Соблазнение души, введение её во всё греховное и было поручено Люциферу. Тот уж совсем зачах за нелюбимой работой, но после решения Господа ожил и гордо поднял голову. Получил он статус князя Тьмы, сам же назвал себя Дьяволом от индийского слова «деви», что означает Бог. Всевышний на такую дерзость никак не прореагировал, так как его мудрость не знает границ: понимал он, что название сути не отражает, а служит только для утехи гордыни и самолюбия.

Так произошло рождение Дьявола . И вот уже много тысяч лет он подвергает людей искушениям , пытается ввести в грех. Немало таких, которые поддаются соблазну, а после смерти оказываются в адовом пекле.

Сатана (Самаэль, Азазель, Дьявол, Мефистофель, Люцифер, Чёрт, Шайтан) - согласно религиозным представлениям христианства и ислама, главный противник Бога и всех верных ему сил на небесах и на земле. Согласно представлениям иудаизма, Сатана не является силой, независимой от Бога. Сатана, Люцифер, Дьявол и Веельзевул — это совершенно разные сущности, имеющие свою историю. Сатана ивр. ???????, сатан - «препятствие», «противник» . В ряде книг Ветхого Завета Сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника. В Евангелиях указывается, что Сатана пал с неба. Апостол Павел утверждает, что Сатана способен преображаться (transfigurat) в ангела света (in angelum lucis). В Апокалипсисе Сатана выступает как Дракон и Дьявол - предводитель темных ангелов в битве с архангелом Михаилом.

Библейские тексты полностью отказываются от каких-либо наглядных образов Сатаны. Напротив, средневековая фантазия изощрялась в детализации таких образов. Наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д.

Пасть Сатаны часто отождествлялась с входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им. В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) Сатана, наполовину вмёрз в лёд (символ холода, нелюбви), являет уродливую пародию на образы небес: у него три лица (насмешка над Троицей), причём одно из них красное (гнев, как противоположное Божьей любви), другое - бледно-жёлтое (символ бессилия или лености как, противоположность Божьему всемогуществу), третье - чёрное (невежество, как противоположность Божьему всеведению). Шесть крыльев нетопыря - соответствует 6 крыльям серафима. Зубы его терзают Иуду Искариота - предателя Иисуса Христа, и Брута с Кассием - крамольников, посягнувших на высший государственный авторитет.

Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном рае» придаёт образу Сатаны мрачную величавость, делающего его пригодным для роли эпического героя.

В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своем тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Бога на пользу самому Богу.

Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ Сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» М. Расписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера. Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что Сатана - идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа - дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа».

В современном искусстве Изображение Сатаны, идеи и образы, символика сатанизма в настоящее время активно используются при продвижении музыкальных групп - прежде всего с целью привлечения внимания к себе (эпатаж, пиар).

Аналоги Сатаны в литературе * У Даниила Андреева - Гагтунгр, Люцифер и в некоторой степени Уицраор. * У Булгакова Воланд и вся его свита. * Мефистофель - дьявол у Гёте («Фауст»), Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Т. Манна («Доктор Фаустус»).

В фэнтези В фэнтези разных авторов появляются персонажи, по статусу аналогичные Сатане, то есть олицетворяющие и/или возглавляющие злые силы. Примеры: * У Толкина - Мелькор. * У Роберта Джордана Тёмный является абсолютным злом, повелевает огромной армией троллоков, мурдраалов, преспещниками Тёмного, Тёмными Айями и Отрёкшимися.

Люцифер (лат. Lucifer) - мужское имя, в переводе с латинского языка - «светоносный». Римское личное имя (praenomen) времён поздней империи (домината). * В Вульгате (латинском переводе Библии) св. Иеронима: o Люцифер - одно из имён падшего ангела (Сатаны) o Метафорическое имя Христа в латинском переводе Библии

1:19 et habemus firmiorem propheticum sermonem cui bene facitis adtendentes quasi lucernae lucenti in caliginoso loco donec dies inlucescat et lucifer oriatur in cordibus vestris - 2-е послание Петра 1:19

* Святой Люцифер - церковный деятель IV в. н. э. епископ Кальяри (Сардиния), противник арианства.

* Люцифер в мифологии Розы мира - великий демон, богорожденная монада , поднявшая бунт против замысла Бога, ставший причиной отпадения множества меньших монад - демонов.

* Люцифер в Книге Урантии - падший и низложенный Сын в иерархии вселенской власти. Он пал в объятия греха, поддавшись эгоистическим побуждениям и софистике ложной личной свободы, - отрицанию вселенской преданности, неуважению к братским обязанностям, забвению космических взаимоотношений.

* Лучафэр.

Вельзевул (Бааль-Звув, ивр. ??? ?????) - в Септуагинте название ассиро-финикийского божества Баалзевув, одного из олицетворений Ваала. Переводится как «повелитель мух» . Один из демонов иудаизма. В Новом Завете - «князь бесовский», или сатана (Евангелие от Матфея, 12:24).

Вельзевул (Веельзевул, Вельзебуб, Вельзевуб, Веельзебут, Баал-Зебуб) - великий демон, столь высокопоставленный и могущественный, что его нередко принимают за верховного вождя Адских сил вместо Сатаны. В действительности Вельзевул - вторая фигура в Аду, ближайший соратник и соправитель Сатаны-Люцифера.