Можно ли помянуть человека на день раньше. Как поминают мусульман? Как поминают евреев? Как поминают католиков? Подготовка к године смерти

Можно ли поминать позже даты смерти и годовщину отмечать с задержкой, часто интересуются близкие умершего человека. Священнослужители говорят, что можно. Оптимальным является поминание родных в точную дату, прошедшую со дня смерти. На годовщину всегда требуется поминать покойников, так как в это время бессмертная душа возрождается для жизни вечной. Бог дает жизнь, он ее и забирает.

Человек, рожденный на свет, имеет свою миссию и свое предназначение. Но жизнь не может продолжаться бесконечно. Всему когда-то приходит конец.

В православной вере много говорится про обряд погребения и поминальные устои. Во время поминовения люди отдают дань близким и родственникам, ушедшим в мир иной Царствия Небесного. С помощью Молитвы просят Бога, чтобы душа упокоилась и попала в рай.

В современном мире люди отдалились от церкви и не соблюдают обычаев, из-за этого часто возникают вопросы о правильной организации похорон и поминок.

Поминки являются обрядом, на котором следует почитать память умерших родных и близких людей.

Годовщина смерти всегда должна сопровождаться поминками. Они необходимы для облегчения страданий усопшего, отпущения грехов и облегчения пути в загробный мир. Поминовение усопших обязательно должно сопровождаться молитвой, чтобы ушедший с земной обители обрел вечный покой. Священнослужители в церкви и близкие люди дома молятся о них. Для Бога все едины, и на небе, и на земле.

Правила проведения поминальных дней

Организацию поминального дня надо продумать заранее, постараться провести его в спокойной и неторопливой атмосфере. Главная цель этой даты - вспомнить добрыми словами ушедшего человека, почтить его память, собрать людей, которых очень рад был бы видеть усопший при жизни. Вспоминать все самое хорошее, что связано с ним. Для облегчения душевных страданий разрешается посмотреть видео, фотоальбом, вспоминая счастливые и веселые моменты жизни.

В проведении поминальных дней существуют определенные правила, но люди делают это по-разному. Многие ходят на кладбище (не стоит брать с собой еду и спиртные напитки), наводят порядок на могиле, приносят цветы, зажигают свечи, устраивают поминальные обеды. Другие раздают оставшуюся от усопшего одежду, жертвуют деньги церкви, угощают знакомых конфетами и печеньем.


Для того чтобы отмечать годовщину смерти, необходимо:

  • в первой половине светлого времени суток смерти покойного посетить кладбище;
  • заказать в церкви поминальную молитву и помочь нуждающимся людям;
  • поставить свечку за упокой души;
  • собрать близких людей и помянуть усопшего за поминальным столом.

После смерти поминки организовывают несколько раз:

  1. В день, когда близкий человек покинул этот мир, или на следующий.
  2. На третьи сутки, когда душа покойного возносится в небеса. В этот период обычно хоронят.
  3. На девятые сутки со времени кончины.
  4. На сорок дней.
  5. 6 месяцев с даты смерти, а затем каждый год.

На поминках, как правило, собираются все близкие друзья и родственники усопшего. На поминки девятого дня можно приходить без приглашения. Запрещается отказывать людям, пожелавшим принять участие в поминовении. Не стоит забывать, что главное - это не накрытый стол, а молитва за усопшего. Прежде чем приступить к трапезе, надо обязательно прочитать «Отче наш».

Можно ли делать поминки раньше даты дня смерти? Священнослужители не советуют организовывать поминальный обряд заранее, особенно не рекомендуется отмечать сороковой день раньше.

Не желательно поминать умершего человека в дату рождения.

Этим родственники как бы не дают его душе покоя. Можно поминать в мыслях и молитвах, но не за трапезным столом

Что нельзя делать на поминках:

  • не разрешается на поминках заводить разговоры на отвлеченные темы;
  • употреблять крепкие спиртные напитки;
  • ни в коем случае нельзя говорить плохо о покойнике, кричать, скандалить, громко выражать свои эмоции.

Перенос поминального обряда

Все мы люди и часто бывает, что отмечать поминки в определенный день неудобно или невозможно: работа, состояние здоровья и другие причины, не позволяющие провести поминальный обряд. Поэтому напрашивается вопрос, разрешается ли переносить дату поминок? Как их правильнее делать - раньше или позже срока смерти?

Трапеза в годовщину смерти - это совсем не обязательное соблюдение традиции. Надо исходить из объективных причин и отталкиваться от сложившейся ситуации.

  • во время Святой Пасхи;
  • на Страстную неделю в период Великого поста.

В эти дни все помыслы людей должны быть направлены к великой жертве Иисуса Христа, а на Пасху все верующие должны радоваться известию о воскрешении. Разумно будет перенести поминки на Радоницу - это день поминовения всех умерших. В день Рождественского сочельника лучше отметить поминальный день восьмого числа, это будет хорошим знаком рождения в вечной жизни. Есть обычай после Пасхи оставлять на подоконнике кулич и крашеные яйца, чтобы души нашли свой дом, наелись, а в воскресенье вернулись на небеса.

В то же время нельзя не помнить, что для наших умерших родственников и близких важна молитва за них.

Для этого надо заказать литургию об упокоении души умершего. Главное в день смерти - молиться, а собрать людей за столом можно в выходной день после годовщины смерти.

В каждой религии есть свои традиции поминания

Во всех религиях народов есть специально отведенные дни для поминовения ушедших в мир иной. Когда не выходит по каким-либо причинам помянуть близких в день годовщины смерти, то это можно сделать в дни поминовения. В каждом религиозном направлении даты не совпадают:

  1. Радоница - это день поминовения для православных верующих. Отмечается он во вторник на второй неделе после Пасхи. Кроме этого дня, существует еще 5 подобных дат.
  2. День всех усопших католики отмечают 2 ноября. Третий, седьмой и тридцатый дни после смерти поминать считается не обязательным.
  3. В исламе не существует определенных дней. Важно, чтобы близкие родственники молились за умершего, вспоминая добрыми словами. Люди должны совершать в это время хорошие поступки. Одобряется забота о сиротах, помощь нуждающимся людям. Необходимо соблюдать одно правило - никто не должен знать от чьего имени делаются добрые дела.
  4. Праздник Уламбана приходится на седьмой месяц с первого по пятнадцатый день по Лунному календарю. В эти дни поминают всех умерших буддисты.

В нашей стране с давних лет почитают память умерших в Радоницу. Радоницкая неделя начинается с Красной горки в воскресенье и продолжается в понедельник и вторник. Считается, что души усопших посещают землю с Великого Четверга и до Радоницкой недели, а во вторник они возвращаются в свою постоянную обитель, поэтому вторник считается самым удачным днем для проводов ушедших в иной мир.


Все знают, что умерших надо поминать и не забывать. Существует связь между усопшими и живыми людьми, но не все одинаково ощущают ее. Почему людям, которые недавно потеряли близкого человека, часто видятся сны о нем. Иногда даже чувствуют его присутствие, могут мысленно разговаривать с ним. Обычно в таких случаях рекомендуется помянуть усопшего, побывать на могиле, сходить в церковь, помолиться, совершить добрые дела и поступки. Не всегда может получиться провести поминальную церемонию вовремя, но зато всегда можно оставить записку священнику, и он прочитает молитву за упокой души, чтобы Господь даровал усопшему Царство Небесное.

Смерть — начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней.

В России принято отмечать важные даты - при жизни это дни рождения, а после смерти - вспоминать и день ухода. Особенно важна эта дата для христиан. Ведь они верят в воскресение и последующую вечную жизнь с Богом. Поэтому существование души не имеет окончания для верующих. Как же достойно, по христиански, помянуть усопшего в годовщину смерти?


Поминальные традиции

В православии принято поминать усопших, был такой обряд и у древних славян. Совершается он в сам день похорон, затем спустя 9, 40 дней. В годовщину смерти тоже принято собираться за особой трапезой. Как помянуть усопшего, если он был христианином? Самое главное - конечно, молитва. Также необходимо воздержаться от обильных возлияний, а лучше вообще от спиртного. Ни в коем случае торжественные поминки не должны превратиться в буйное веселье. Это весьма далеко от христианских традиций.

Помимо частной молитвы, на годовщину смерти в церкви заказывают:

  • особое поминание во время Литургии - утреннее богослужение, во время которого из освященного хлеба вынимают частички за усопших. Принято заказывать так называемый «сорокоуст» - поминать будут на сорока службах;
  • панихиду - служится обычно по субботам, но можно договориться со священником на другой день. Можно приходить на панихиду еженедельно, но годовщина - особо важный день;
  • лития - еще один вид заупокойной службы, она несколько короче панихиды. Служится в любое время, для ее совершения можно привезти священника на кладбище.

Обязательно на любом этом поминовении должны молиться сами члены семьи, друзья покойного. Ведь батюшка не может вложить те чувства и эмоции, которые испытывают близкие. Он выступает как исполнитель обряда. Конечно, его молитва имеет силу, но нельзя вся передоверять другим. Ведь речь идет о посмертной участи родного человека.

Но и это не все, что заказывают в церкви. На годовщину смерти уместна Псалтырь. Обычно ее заказывают в монастырях, делается это на длительный срок. В зависимости от пожертвования на месяц, на полгода или на целый год. Опять же - обязательно самим вспоминать умершего каждый день. Для этого в утреннем правиле есть особые краткие молитвы.

В церковных лавках продаются специальные книжечки, куда можно вписать всех, кого необходимо поминать. Эту книжку можно брать в храм, чтобы при подаче записок никого не забыть. Когда дьякон или священник будут читать записки, обязательно самим молиться.


Другие дни поминовения

Существуют как частные поминки, так и специальные церковные праздники, когда принято ехать на кладбища. Это так называемый «родительский день», отмечается он несколько раз. В эти дни тоже надо поминать умерших, независимо от того, когда они отошли в мир иной.

  • 2-й вторник после Пасхи - переходящий день. В некоторых российских регионах есть традиция посещать могилы прямо в день Христова Воскресения, хотя официально это не одобряется - настолько Пасха светлый день, считается, что в этот день мертвых нет.

Пусть даже это не годовщина смерти, радостные слова «Христос Воскресе!» должны услышать все усопшие. Название у памятного дня соответствующее - Радоница. Для всех есть надежда на вечность с Богом, поэтому день этот предназначен для совместной радости - в небесах и на земле. На могилках принято совершать трапезу, приносить крашеные яйца, блины, остатки трапезы раздавать бедным.

Поминают всех усопших также в другие дни:

  • Троицкая суббота - субботний день перед Пятидесятницей;
  • Мясопустная суббота - перед началом Великого Поста;
  • Субботы во время Великого Поста - 2-я, 3-я, 4-я.

Умерший человек все равно остается членом вселенской церкви, поэтому заказывать поминальные службы можно постоянно.


Как провести печальную годовщину

Достойная кончина - это венец жизни верующего. В ежедневных молитвах есть прошения, чтобы Бог сподобил непостыдной смерти. Православные стремятся исповедоваться и причаститься перед встречей с Создателем. Существуют особые обряды, которые совершаются над умирающим. После смерти они уже не повторяются.

Чтобы годовщина смерти была отмечена достойно, начать поминовение необходимо в храме. Это может быть присутствие на Литургии, затем на панихиде, либо просто заранее заказанная лития. После этого проехать на кладбище, там совершить гражданскую панихиду, либо прочесть 17 кафизму. После этого совершить трапезу, вспомнить покойного, совершить уборку на могиле. Пить водку, тем более лить ее на могилу - не православный обычай, который ничем не поможет умершему!

На могилы лучше приносить живые цветы, это соответствует христианским традициям. В храмах никогда не бывает искусственной зелени, ведь у Бога нет мертвых. Одно время церковь даже пыталась запретить традицию украшать гробы венками с надписями, но победить ее оказалось непросто. Такой обычай вызван не столько жадностью или язычеством, сколько направлен против вандализма, который, к сожалению, часто встречается на российских кладбищах.

А вот воздержаться от выпивки можно и нужно. Боль от потери велика, но надо найти другие способы справиться с ней. Вряд ли усопшего обрадует подобное поведение. Лучше деньги не тратить на горячительное, а раздать их нищим на помин души.

Как поминать усопшего на год после смерти дома

Поминать в годовщину смерти можно и дома. Бывает, что выехать на кладбище невозможно в силу разных обстоятельств. Тогда необходимо пригласить всех, кто захочет участвовать, подготовить особую трапезу. Обычаи ставить прибор для покойника, занавешивать зеркала не являются православными.

Перед тем, как сесть за стол, необходимо помолиться. Один из родственников должен прочесть 17 кафизму, либо чин панихиды. Во время молитвы возжигаются свечи. Затем можно приступать к трапезе. Она должна пройти достойно, разговоры должны быть приличными, шутки и смех неуместны.

Языческие трапезы по покойным проводились с большой помпой. Считалось, что чем дороже и пышней будет поминальный пир, тем лучше будет за гробом новопреставленному. Тризны сопровождались не только обильными возлияниями, но и танцами, песнями, соревнованиями. Смысл христианских похорон и поминок совсем иной. Они должны поддерживать молитвенную память о человеке, который даже не считается мертвым, а перешедшим в иной мир.

К столу подаются особые блюда. Обязательно в их число входит кутья. Это пшеничная каша, которую иногда заменяют рисовой. Но главная ее особенность - она готовится сладкой, заправляется изюмом, другими сухофруктами, медом. Желательно эту пищу освятить во время службы. Сладость символизирует радость, которая ждет праведников на небесах.

  • Также традиционным поминальным кушаньем являются блины, которые принято запивать киселем.
  • Сервировка стола должна быть обычной. Можно поставить на стол свежие еловые ветви, края скатерти украсить черными кружевами.
  • Каждая смена блюд должна сопровождаться молитвой: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя)». Помолиться следует и после трапезы. А вот благодарить хозяев за поминальную трапезу не принято.

Когда прочитаны все необходимые молитвы, кто-то может прочесть и стихи на годовщину смерти. Никаких церковных запретов на этот счет нет. Стихи должны напоминать о достоинствах усопшего, о его духовных качествах. Конечно, у всех есть недостатки, но христиане уповают на милость Божию, стараются не вспоминать о них, а молиться о том, чтобы грехи были прощены.

Год со дня смерти принято отмечать не только в Росси. Поминают усопших также в азиатских странах. В Японии, Вьетнаме, Корее и Китае существуют собственные традиции. Последователи иудаизма поминают умерших родителей, братьев, детей. Правда, дата годовщины у них не совпадает с общепринятым календарем. Во время поминок принято поститься, мясо и вино под запретом.

Как почтить покойного самостоятельно

Какие молитвы в годовщину смерти читаются дома, чтобы поминать покойного? Лучше всего подходит Псалтирь, устав чтения указан в каждом православном издании. Между псалмами идут в таком случае особые молитвы, где упоминаются имена усопших. Это самый лучший вариант. Можно читать и акафисты, но Псалмы написаны намного раньше. Также все христианские церкви признают их богодухновенность.

Существуют случаи, когда Церковный устав запрещает поминать покойных за Литургией, заказывать за них панихиды, проводить отпевание. Это распространяется на тех, кто был крещен, но не ходил регулярно в храм, то есть не был воцерковлен. Воцерковленным считается человек, который принимает участие в исповеди и Причастии, все остальные считаются «захожанами».

Правда, на практике часто от этого правила делаются отступления. Тут все зависит от правящего архиерея. В любом случае, необходимо уточнить этот вопрос у духовенства.

Также однозначно запрещено от лица Церкви поминать тех, кто свел счеты с жизнью добровольно. Если человек погиб на войне, защищая других, это не считается самоубийством. Вообще смерть на войне - одна из самых почетных. А вот смерть от передозировки наркотиков - это вид самоубийства.

Однако святые отцы учат надеяться на милость Божию. За таких людей разрешается молиться келейно, даже существует особый акафист за самоубийц, составленный в прошлом столетии. Также можно добавить что-то от себя, но слишком усердствовать тоже не стоит. Нам неведомы все духовные законы, подобные молитвы могут окончиться расстройством психики для того, кто хочет сделать доброе дело.

Зачем поминать усопших

Когда человек окончил земной путь, ему не нужны ни пышные похороны, ни дорогой гроб или мраморный памятник. Молитва - вот главная помощь, которую мы можем оказать своим усопшим близким. Это не просто дань традиции, а спасительная нить, которая может довести человека до Царства Божия. Особенно важно молиться в первые дни, когда душа проходит мытарства. Но и после того, как прошел год или два, делать это необходимо.

Инструкция

Главное поминовение усопших совершается в церкви на божественной литургии и в заказных заупокойных молениях, а именно на панихидах и литиях. Поминовение заказывается в любом храме, например, на сорок – сорокоуст, на год – годовое поминовение. Церковное поминовение разрешено совершать только по крещенному усопшему.

Видео по теме

Совет 3: Какое событие вспоминает православная Церковь в страстную среду

Почти каждые среды и пятницы года для православного христианина являются постными днями. Однако во время последней недели перед Пасхой (на страстной седмице) этим дням предается еще большее значение. Они не только символичны, но отображают воспоминания Церкви о великих библейских событиях.

Поминки – это часть погребальной церемонии у православных христиан. Считается, что посредством поминальных обедов ныне здравствующие люди отдают дань памяти умершему человеку.

Что такое поминки?

Поминки – это трапеза в честь усопшего человека. Другими словами, поминовение усопших – ритуал, совершаемый во имя их памяти. Основу поминок составляет коллективная трапеза, устраиваемая родственниками покойного в его доме или на кладбище, или в специально отведенном месте (например, в столовой).

Согласно православной традиции, поминать умершего человека следует непосредственно в его похорон, через 9 дней и на 40-й день. По желанию можно приготовить поминальный обед в честь усопшего и на его день рождения, и на его , а также через 1 год и через 3 года после смерти.

Поминки на третий день

Поскольку обычно хоронят умершего на третий день, то первые поминки принято проводить непосредственно в день его похорон, т.е. на третьи сутки после смерти. Связано это с трехдневным воскресением Иисуса Христа и происходит во образ Пресвятой Троицы.

Первые поминки должны быть обязательными у всех православных христиан. В России в день похорон на стол подается поминальная кутья, каши, мед, клюквенный кисель. В северных российских широтах на поминальный стол принято подавать рыбные пироги, блины. В этот день принято раздавать носовые платки и полотенца всем участникам поминальной трапезы.

Поминки на девятый день

Поминки на девятый день – это девятины. В этот день умершего человека поминают в честь девяти чинов ангельских. Считается, что именно они, как слуги Господни, ходатайствуют перед ним о помиловании покойного. В этот день в честь усопшего служится панихида. На девять дней принято приглашать только близких друзей и родственников умершего человека.

Поминки на сороковой день

Поминки на сороковой день – это сороковины. Согласно обряду, совершать поминовение усопшего в этот день, значит, помочь его душе взойти на святую гору небесного Синая. Там она удостоится лицезрения Господа, достигнет обетованного блаженства. В этот день очень важны все молитвы – они призваны загладить имеющиеся грехи умершего. На сороковой день могут прийти все, кто желает отдать дань памяти ушедшему из жизни.

Поминки в другие дни

По желанию родственники умершего человека могут поминать его через полгода после смерти, затем через год. Иногда поминовение проводится в день ангела усопшего, в день его рождения и по особенным церковным праздникам, а также через 3 года. В эти дни также проводится поминальная трапеза.

Источники:

  • Радоница в 2013 году

Понедельник

В понедельник (день, следующий сразу после "недели"- так именуется в христианской практике воскресенье) Церковь вспоминает небесные бесплотные силы. Это неслучайно, ведь по распространенной точке зрения ангелы были сотворены раньше человека. Именно поэтому первый день недели посвящен небесному ангельскому воинству.

Вторник

Во вторник в Церкви вспоминаются святые пророки. Олицетворением пророческого служения на стыке Ветхого и Нового Заветов стал пророческий и проповеднический подвиг Иоанна Предтечи. Этот святой именуется также Крестителем Господним, ведь именно он совершил ветхозаветное крещение Иисуса Христа. В православных молитвословах под вторником находится канон или же акафист святому пророку Иоанну.

Среда

Среда является днем предательства Иисуса Христа. Этот день в христианской практике постный (за исключением времени , когда пост в среду и пятницу отменяется). В церковных богослужебных книгах на среду положены каноны Животворящему Кресту, а также Пресвятой Богородице.

Четверг

В четверг Церковь вспоминает людей, особо потрудившихся в деле проповеди христианской веры. Таковыми были святые апостолы. Именно поэтому четверг - день святых апостолов. Кроме того, в этот день совершается память святителя Николая Чудотворца - великого подвижника благочестия, являющегося преемником святых апостолов в деле проповеди христианской веры.

Пятница

В пятницу вспоминаются трагические события распятия Христа. Это день постный. В пятницу ум христианина обращается ко спасительному подвигу Господа, ведь именно через крестную смерть Спасителя человеку было даровано спасение.

Суббота

В субботу православная Церковь совершает молитвенную память всех святых. Поминается Церковь небесная. Кроме обращения к святым, в субботу принято родственников. Неслучайно главные дни поминовения усопших приходятся на субботы (мясопустная суббота, Троицкая родительская суббота и др.). Кроме таких особых родительских дней каждая суббота отдельно посвящена памяти усопших.

Воскресенье

Воскресный день самый торжественный в недельном круге богослужения. Это время вспоминания события преславного Христова Воскресения. Само именование этого дня указывает на историческую память того великого события, которое перевернуло ход человеческой истории.

Для Русской Православной Церкви обряды погребения и поминовения умершего очень важны. Христиане верят, что после смерти душа человека расстается с телом, но не умирает, а отправляется в Царствие Божие. Поэтому Православная Церковь указывает на большую значимость помин. Таким образом люди отдают дань усопшему - брату, другу, мужу, папе, матери, молятся об упокоении его души, о прощении грехов.

Когда поминают усопших

После смерти человека его останки предаются земле. Там тело покоится до тех пор, пока не настанет всеобщее воскресение - второе пришествие Иисуса Христа, который свершит суд над человечеством. Но и после похорон церковь не прекратит заботиться о душе умершего. Она молится за упокоение души и приносит Бескровную Жертву.

Русские традиции включают особые поминальные дни - третий, девятый и сороковой. Их считать положено со дня кончины человека - день смерти будет первым. Поминание в эти дни выступает древним церковным обычаем.

В первые два дня человеческая душа остается на земле. В этот период времени с Ангелом она проходит по тем местам, которые манят ее к земным воспоминаниям: радости, горя, добрых или злых дел.

Всё это время грешная душа, которая не может отвыкнуть от тела, скитается возле своей земной обители. Она, словно птица, ищет себе гнездо. Если душа добродетельная, она видит те места, где происходили хорошие дела, что приносит покой. На третий день она возносится в Царствие Божие и поклоняется Господу.

9 дней

На девятый день душа вместе с Ангелом достигает райских ворот и наслаждается несказанной красотой окружающего мира. В этом состоянии она остается 6 дней. За данный период душа забывает о скорби, которую она испытывала в теле и 2 дня после его оставления.

Если она грешна, то скорбь не исчезнет. Душа укоряет себя, что, будучи в человеческом обличии, провела жизнь неправильно и не служила Господу. На 9 день Бог снова позовёт её на преклонение. Перед Всевышним она испытывает страх и трепет.

После этого Ангелы показывают душе ад. Там она созерцает муки и страдания грешников.

40 дней

На сороковой день душа снова отправляется на преклонение Богу. На данном этапе решается её участь, в зависимости от дел, вершившихся на земле.

Поэтому важно в эти дни проводить поминки и беспрерывно читать молитвы, чтобы навсегда упокоить душу новопреставленного.

Годовщина

Церковь совершает молитвы в годину смерти (годовщина, 1 год со дня кончины). Священники утверждают, что достаточно отметить эту дату сердечным поминовением. Это означает, что совершать посиделки с родственниками необязательно.

Церковью установлены еще дни, в какие поминают усопшего человека - родительские субботы, вселенские панихиды:

  • Мясопустная Суббота. В этот день поминают всех членов семьи, особенно, если они умерли внезапно.
  • Троицкая Суббота . Молятся о прощении грехов живых и усопших. Святой Василий Великий акцентирует, что Господь принимает молитвы и об умерших, находящихся в аду.
  • 2, 3, 4 субботы святой Четыредесятницы - дни Великого поста. Церковь призывает быть тесными в любви с живыми и умершими.
  • Радоница . Молиться за усопшего родственника следует во вторник по прошествии Фоминой недели. В этот день родные усопшего приходят к нему на могилу, чтобы рассказать о Воскрешении Иисуса Христа.

Ходить на кладбище разрешается Церковью в первый день Пасхи. В остальные дни это светлого праздника поминки не проводят.

О том, делают или нет поминки на полгода со дня смерти, стоит сказать, что необязательно, однако во многих семьях это практикуется. С утра читается 17 кафизма перед иконой, зажженной свечой и фотографией усопшего. Затем нужно сходить в храм, заказать Бескровную Жертву, поминание на проскомидии, положить пожертвование. Далее отстоять панихиду, поставить свечку за упокой и приобрести ещё одну.

Затем отправляются на могилку усопшего, зажигают купленную в церкви свечу и читают молитву об упокоении души умершего. По желанию, организовывают поминальный стол.

Что касается 20 дней со дня смерти, то специально поминки в это время не устраивают, хотя предки считали по-другому. Оказывается, люди на 20 день отправлялись на кладбище на могилку умершего, чтобы позвать его на собрание. Совершался обряд до заката. Покойник приглашался за общий стол специальными молитвами и заговорами.

Накануне готовились различные блюда: пироги, кисель. Родственники умершего за стол не садились. Еда готовилась только для усопшего. В процессе приготовления пелись молитвы, произносились поминальные стихи. Затем вечером покойника провожали из дома, читая молитвы и говоря прощальные слова.

Можно ли отмечать раньше или позже

Часто дата поминок выпадает на религиозный или другой праздник, на будний день, когда подготовка является практически невозможной (работа, неотложные дела и так далее). Отсюда возникает вопрос о том, можно ли переносить дату поминок, делать их заранее или позже.

Священники считают, что устраивать поминальную трапезу именно в годовщину смерти нельзя, если это:

  • неделя Пасхи;
  • Страстная неделя;
  • сочельник - 7 января, дату поминок лучше перенести на день позже - на 8 января, это выступает хорошим знаком.

Переносить поминовение по собственной инициативе нельзя. Для этого существуют специально отведенные дни. А вот сходить в храм и помолиться за усопшего в церкви, поставить свечу за упокой можно в любой день.

Если траурная дата выпадает на воскресенье или понедельник, это не выступает преградой для поминок. Церковь говорит, что можно молиться об усопших в любой день недели, лишь бы он не выпадал на большие христианские праздники.

А вот на вопрос о том, как отмечается день рождения умершего, присутствует другое мнение. Считается, что поминая душу человека в день его земного рождения, родные притягивают ее обратно в прежнее существование, не давая приобрести покой. Поэтому этот день не отмечают. Вспоминать усопшего следует только в ту дату, когда его душа отошла в мир иной, то есть в третий день его рождения.

Подготовка к године смерти

Подготовка к годовщине очень важна. Приглашать нужно только тех людей, которых приснопоминаемый точно желал видеть за столом.

Не стоит делать акцент на украшении помещения. Достаточно порядка, тишины и фотографии усопшего на видном месте, перетянутой чёрной лентой. Рядом зажигаются свечи и расставляются иконы.

Родственникам умершего следует запастись сладостями. Угощать нужно всех, кого хорошо знал усопший. При передаче просят помянуть умершего добрым словом и пожелать ему Царствия Божьего.

В годовщину смерти раздают вещи усопшего нищим и нуждающимся людям.

Как правильно одеться

Одежда имеет немаловажное значение. Женщинам нужно не забыть прихватить с собой платок на голову. Стиль в одежде также важен. Никаких ярких тонов - только чёрные, серые и коричневые цвета. Никаких шорт, юбок выше колен, глубоких декольте, платьев с открытыми плечами также быть не должно. В одежде и обуви приветствуются строгость, закрытость.

Молитва

На годовщину смерти говорят слова кафизмы № 17, что читается только в дни поминовения усопших. Называется она «поминальной». Особенно важно произносить кафизму в третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. Состоит она из тропаря и 118 псалма.

Чтение не доверяют другому человеку за отдельную плату или иное вознаграждение. Молитва будет сильнее, мощнее, чище и искреннее, если произносит её родной и близкий человек - это равносильно тому, что сам умерший просит помилования у Господа.

Кафизма № 17 отображает блаженство праведных христиан, которые старались жить по законам Божьим. В псалме № 118 говорится, что жизнь на земле - это путешествие, странствие, которые совершаются человеком для достижения Отечества и вечного местопребывания.

Скорее, в последних словах речь идет не о земной жизни, а загробной. Поэтому из этой фразы можно сделать вывод: существование человека на земле - это некая подготовка к загробной жизни рядом с Господом, к которой приводит только праведный путь, соблюдение заповедей Божьих. И если им следовать безукоснительно, то душа после расставания с телом никогда не заблудится и достигнет рая.

Молиться родные усопшего должны ежедневно 40 дней после смерти и за 40 дней до годовщины. Читается только Псалтырь об усопших.

Сколько по времени произносить молитвенные слова решает сам человек. Если времени не хватает, можно обойтись одной кафизмой в день.

Что заказывают в церкви

Поминать умершего человека в церкви следует как можно чаще и необязательно только в установленные дни. Среди служб, какие нужно отстоять, выделяют мольбу об упокоении усопших, которую в храме совершают на Божественной литургии. Для этого приносится Бескровная жертва Иисусу Христу.

Чтобы совершить обряд, следует заблаговременно (рано утром до начала литургии, либо накануне вечером) подать в церковь записку с именем усопшего - вписывать туда можно только крещеного в Православной Церкви.

На проскомидии (первая часть литургии, подготовка к евхаристии) от хлебов (просфоров) отламываются кусочки. Затем они окунаются в чашу с красным вином: омываются Кровью Сына Божьего. Обряд обладает мощной силой и это максимум, что родные могут совершить для усопшего человека.

Когда заказывают Бескровную Жертву, вверху записки должен находиться православный крест с восемью концами. Далее указывается, для каких целей проводится обряд («об упокоении»). Имя усопшего пишется крупными буквами, разборчиво и обязательно в родительном падеже (если это ребёнок, то рядом указывается слово «младенец»). Имена указываются только в церковной интерпретации: Артём - Артемий, Люба - Любовь, Алексей - Алексий и так далее. При подаче записки родные вносят пожертвование на нужды храма.

Молитва об усопших будет действеннее, если читающие ее слова сами причастятся и исповедаются.

После окончания литургии нужно отслужить панихиду. Совершается она перед кануном - столиком, на котором изображено распятие и расположен ряд подсвечников.

Очень важно после того, как близкий умер и в годовщину смерти заказать в церкви сорокоуст. Это беспрерывное поминовение в течение сорока дней после литургии. По окончании его можно заказать вновь. Есть и продолжительные сроки поминания - 6 месяцев, 1 год, 3 года, 5, 10 лет, а также вечное поминовение (пока стоит храм). Заказывать сорокоусты можно в нескольких Православных Храмах.

Посещение кладбища

В первую половину дня нужно сходить на кладбище. Лучше это делать после посещения храма. На могилу можно пригласить священника. Он совершит чин литии и зачитает акафист. Проведённый обряд - важная часть поминания, при котором усопшему прощаются все грехи.

Родственники, пришедшие на могилу, должны произносить добрые слова, мысленно извиняться за плохие поступки и дела.

Обязательно приносят живые цветы. Никакой еды, спиртных напитков, крошек, сигарет. Это признак язычества. Лучше принести свечи, лампады. Православной церковью запрещается кушать на могилке и употреблять алкогольные напитки. Это тоже языческий обряд.

В годовщину смерти убраться на могилке усопшего, посадить деревья - берёзу, тую, хвою или калину.

Поминальный обед

Как поминать усопшего за столом решают родственники. Приготовить нужно больше блюд, чем на заявленное количество гостей. Это важно, если на поминки придет незваный коллега или забытый родственниками старый друг усопшего.

Что касается поминального стола, то этот момент также очень важен. В некоторых семьях поминки превращаются в лишний повод встретиться с родственниками, обсудить насущные проблемы, поесть и так далее. Однако христиане за столом молятся об упокоении усопшего и только.

Перед принятием пищи проводят литию - краткую панихиду. Если на это нет времени, следует хотя бы прочесть псалом № 90 и «Отче наш».

Первое и основное блюдо на поминках - кутья (оно является и обязательным). Зерна, присутствующие в этом блюде, символизируют воскресение души, а мёд и изюм - наслаждение праведников в загробном мире.

Кутья должна обязательно освятиться особым чином. Если такая возможность отсутствует, окропить блюдо священной водой.

Нельзя ставить на стол спиртные напитки, в том числе вино. Последнее олицетворяет земную радость, поэтому на поминках его пить не разрешается. Не должно являться исключением даже пристрастие умершего к алкоголю.

Не нужно готовить слишком пестрые блюда. Это указывает на желание хозяйки выделиться, продемонстрировать кулинарные качества. А поминки - это постоянные мысли и воспоминания об усопшем, добрых делах, поступках родного человека. Поэтому лучше, помимо кутьи, приготовить:

  • блины;
  • пироги;
  • кисель;
  • борщ;
  • лапшу;
  • соленья;
  • мясную нарезку.

В некоторых семьях приветствуется обычай, когда на стол ставится кусок чёрного хлеба поверх стакана, наполненного водкой. Ничего общего с православием этот обряд не имеет.

Поминки проводятся в первой половине дня.

Почему нельзя вспоминать умерших на ночь, обусловлено тем, что думая о них перед сном, человек притягивает их душу обратно на землю. Кроме того, покойный может появиться во сне, что станет причиной кошмаров.

Слова в память об умершем человеке

Речь в память об умершем человеке произносится за поминальным столом и наедине с родственниками. Разрешается вручить пожелание семье усопшего, написанное в открытке.

Вариант 1

Речь может быть такой: «Соболезную вам и вашей семье от чистого сердца. Ваша мама (отец, брат и т. д.) была хорошим человеком. Нам будет её не хватать. От души желаю вам найти мир и утешение. Мы будем молиться за вас и вашу семью».

Вариант 2

В прозе: «Друзья, сегодня мы собрались, чтобы почтить память дорогого нам человека. Было время, когда мы вместе с усопшим сидели за одним столом, радовались, обсуждали последние новости. Сегодня мы скорбим совместно с вами и провожаем его в последний путь. Мы навсегда сохраним память о нашем друге в сердцах. Давайте помянем его добрым словом».

Вариант 3

«Дорогие (имена), мы глубоко сожалеем о смерти вашего дедушки. Он был замечательным человеком, примером для подражания, помощником в тяжелых делах. Это самый чистый, добродушный и открытый человек из тех, кого мы когда-либо знали. Мы скорбим вместе с вами. Желаем, чтобы вы быстрее оправились после потери. Если вам нужна помощь, мы всегда готовы оказать поддержку».

Вариант 4

Поминальные слова в стихах.

Когда родители от нас уходят,

То меркнет свет в окне,

Пустеет отчий дом

И, может, чаще снится мне.

Вариант 5

Мы знаем, тебя невозможно вернуть,

Твоим делам - вечная память,

И только душа твоя чистая с нами,

И ты озаряешь наш жизненный путь.

Вариант 6

Спасибо, родной, что ты жил на этом свете,

Спасибо, что сердцем ты меня любил,

Спасибо за годы, что мы были вместе,

Хочу, чтобы меня ты не забыл.

Родственники могут заказать некролог в газету - сообщение о смерти человека с краткой биографией и эпитафии на памятник.

Как подавать милостыню

Как говорил Товит при наставлении сына: «Подавай для упокоения души праведников, а не грешников». Но христианская любовь безгранична и уничтожает установленные праведником рамки. Церковь советует давать милостыню даже за тех, кто покончил жизнь самоубийством. И чем тяжелее грехи усопшего, тем больше подаяний совершают родственники.

Полезно, если в день годовщины смерти давать милостыню нищим с просьбой помолиться об умершем человеке. Обычно несут одежду, пищу, сладости. Исключение - мясо, алкогольные напитки (помимо красного церковного вина).

Есть и другой вид милостыни - духовная. Сейчас про неё мало кто вспоминает. Это доброе слово, совет, напутствие, сострадание, соболезнование. Если материальную помощь оказать невозможно, можно просто помолиться за человека. Это духовная милостыня. При этом необязательно в молитве произносить конкретную просьбу, Бог знает, кто в чём нуждается. Нужно попросить смилостивиться и отпустить грехи нуждающемуся.

П очему люди умирают?

- «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в ре­зультате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а не­правда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).

Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо разли­чать смерть духовную и телесную. Смерть духовная - это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть - самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.

Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».

Что происходит с душой после смерти?

По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пре­бывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер ни­щий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужден­ных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде под­робно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправ­даны: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины челове­ка? Что необходимо делать в эти дни?

Святое Предание благовествует нам со слов святых подвиж­ников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на зем­ле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые при­тягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. В этот день благовремен­но церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обите­ли и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пре­бывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Мило­сердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В со­роковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Бо­жию. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что соро­кадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Боже­ственного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и по­лучить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пу­стыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоля­ла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божествен­ные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все де­лать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).

Какое надо иметь понятие о рае?

Рай - это не столько место, сколько состояние души; как ад яв­ляется страданием, происходящим от невозможности любить и непри­частности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проис­текающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «черто­гами»; все описания рая - лишь попытки выразить человеческим язы­ком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.

В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блажен­ство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «но­вым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и преж­няя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Ие­русалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говоря­щий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам да­ром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не име­ет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его-Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его…И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая

Читая описания рая, встречающиеся в богословской литерату­ре, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих оби­телях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, - говорит святи­тель Василий Великий, - потому что «звезда от звезды разнится в сла­ве» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упо­коит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства - в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

Какое надо иметь понятие об аде?

Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непри­частного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они со­знают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение - есть раскаяние».

По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет пре­подобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, по­тому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу име­ют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в ми­ровой литературе - огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. - являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.

Для православного христианина мысль об аде и вечных муче­ниях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богос­лужении Страстной седмицы и Пасхи, - тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Цер­ковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Хри­стос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огор­чился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.

Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша… и от ада вся свобождша» (от ада всех освободив­шего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.

Как выдержать горе при смерти близкого человека?

Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь мо­литвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть - начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был пре­гражден и человек стал смертным и тленным.

Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь… С упокоением умерше­го успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).

Что делать, если после смерти близкого человека муча­ет совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

Обличающий за вину голос совести затихает и прекращает­ся после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно пом­нить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, по­давать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоу­годно, чтобы Бог явил милость Свою о них.

Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благо­творить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлет­ворение и радость.

Что делать, если снится умерший человек?

На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забы­вать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить до­брых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких - долг каждого православ­ного христианина.

Сколько дней носят траур по усопшему?

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет нахо­диться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сороко­вого дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредо­точенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

Новопреставленным в церковной традиции именуется усоп­ший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до по­луночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда проро­чески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении со­рока дней по кончине. Присно-памятный - слово «присно» означает - всегда. А приснопамятный - всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщи­на со дня кончины усопшего(ей).

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

Прощальное целование умершего происходит после его от­певания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

Как помочь усопшему?

Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

Для чего совершается поминовение усопших?

Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь веч­ную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Цер­ковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддве­рии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество при­меров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников - вплоть до их полного оправдания.

Можно ли кремировать усопших?

Кремация - это чуждый Православию обычай, заимство­ванный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать крема­ции, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положитель­ные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел - это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существо­вания и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью - верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому - покойным) до вос­кресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет хри­стианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полага­ется совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но по­следовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней - до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и по­том каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговремен­ное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай - заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Что такое канун?

Канун (или канунник) - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поста­вить свечи и положить продукты для поминовения усопших.

Зачем надо приносить в храм продукты?

Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приноше­ния служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В преж­ние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью - помянуть усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Какое поминовение усопших является самым важ­ным?

Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь мо­лится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коле­нопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содер­жит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упо­коил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.

Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминае­мых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Что такое родительская суббота?

В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии помина­ются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

Когда бывают родительские субботы?

Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопуст­ная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские суб­боты бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая роди­тельская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение люб­ви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангель­ская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть - не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенно­стями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.

Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмо­выми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, по­давать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших помина­ются в алтаре.

Какие еще есть дни поминовений усопших?

Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскре­сения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отече­ственной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

Главными днями памяти усопшего являются годовщины кон­чины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день пере­хода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует при­йти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для по­миновения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших - родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Что делать при посещении кладбища?

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочи­тать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могиль­ный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду - лучше отдать ее нищему или голодному.

Что положено употреблять в пищу на «поминках»?

По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и мо­литвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения прине­сенной из храма кутии. Кутия или коливо - это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добры­ми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.

Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?

Кладбище - это особое место, где покоятся тела тех, кто пере­шел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгроб­ный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, при­няв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к вос­поминаниям, чем к молитве.

С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение право­славных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памят­ники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появ­ляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохрани­лась от прошлых советских десятилетий.

Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пас­хи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет со­знательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над те­лом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по при­чине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребен­ному усопшему?

Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.

Если стало известно, что погребенный не был отпет по право­славному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отли­чие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.

Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.

Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокое­нии дома и в храме?

В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоя­тельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.

Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близ­ких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священ­нику за утешением в постигшем их горе.

Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и боль­ше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он ка­толик?

Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усоп­шем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псал­мы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадле­жал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?

Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литур­гии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Ис­тинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.

Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви - не были ее членами, не были возрож­дены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, кото­рые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Свя­того Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мучени­ку У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родствен­ников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были языч­никами.

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался - тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кон­чины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедо­вался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверж­дать, что он наследовал Царствие Небесное?

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петро­вым постом, это что-либо означает?

Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каж­дого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.

«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не при­влекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не преда­вайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значи­тельным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники по­чившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаяв­шись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, про­стят ему все обиды и сами испросят прощение.

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, ча­стично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, не­которые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ни­чего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела ми­лосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.