О чем расскажут руны. Славянские руны Древние греческие руны

Письменность древних народов всегда хранит в себе тайну. Девять веков минуло с тех пор, как на смену рунам пришло латинское письмо – но скандинавские руны продолжают будоражить умы историков. Древнегерманский корень слова «руна» означает тайна. Большая часть рунических надписей (всего их известно около 5000) была найдена в Швеции. Рунический язык – это язык пращуров, древних славян, письмо викингов, руны использовали народы, проживавшие на территории современных Исландии и Гренландии.

Древние германцы приписывали рунам мистические свойства. Порядок рунического алфавита странен – такой не встречается ни в одной известной миру письменности. Алфавит носит название футарк и делится на три рода, аттира, в каждый из которых входит по восемь рун соответственно. Первоначальное название или значение рун не сохранилось. Современные названия были восстановлены благодаря сохранившимся и дошедшим до нас поздним руническим алфавитам. Например, руна райдо (raidu) это путь.

Написание рунического письма – слева направо, однако, встречаются и весьма любопытные варианты, в которых направление письма чередуется в зависимости от четности строк. К примеру, первая строка может писаться слева направо, но вторая – справа налево, и далее направление будет меняться в зависимости от строки. Руны при перемене направления письма писались ко всему прочему зеркально. Отдельные слова разделялись при помощи знаков препинания, точки или двоеточия, в качестве знака препинания использовалось так же изображение креста.

Скандинавские руны высекали на камнях, которые носят название рунических камней, копьях, мечах, украшениях. Считается, что одна из древнейших рунических надписей это надпись на костяном гребне, который был обнаружен в болоте на острове Фюн, в Дании. Швеция лидирует по количеству рунических надписей, такие надписи находили так же и на территории России, Германии и Австрии. Университет Уппсалы может гордиться собранием крупных рунических камней.

Происхождение рунического письма

Значение и происхождение рун до сих пор остается тайной – количество гипотез, правдоподобных и не очень, велико, но однозначного ответа, откуда взялись руны, до сих пор нет. Исаак Тейлор считал, что руны это наследники греческого алфавита, а создатели рунического письма – племена готов. Другие ученые усматривают сходство таинственных знаков с греческой скорописью.

Греко-латинская версия происхождения рун не так популярна, как следующая, северноэтрусская, согласно которой, руны произошли от одного из алфавитов, принадлежавших северным этрускам. Еще одна любопытная версия происхождения – семитская – роднит рунический алфавит с лидийским и финикийским, в которых имеются точные аналоги некоторых рун, например, руны беркана. Значение и история создания рунического алфавита – тайна за семью замками. Рунологи стремятся раскрыть ее, но до сих пор не знают, служили ли руны связными между людьми и богами, либо просто задумывались как алфавит.

Существует, однако, и мистические версии происхождений рунического письма. Профессор Сигурд Агрелл из Лундского университета утверждал, что руна феу не первая, а последняя, замыкающий рунический знак алфавита. Сам рунический алфавит представлялся неким таинственным посланием. Научный мир теорию Агрелла отверг, однако, у профессора и его версии нашлись последователи, которые опубликовали ряд монографий.

Согласно скандинавскому мифу руны открылись Одину. Бог пронзил себя копьем и девять дней и ночей провисел, пригвожденным к Мировому древу. По истечению срока, Один, отказывавший себе все это время в еде и питье, утолил жажду шаманским медом и услышал руны. Первые были начертаны богом тут же, вместо чернил Один использовал собственную кровь, вместо писчего инструмента – копье. Так руны были начертаны на Мировом древе.

Существует 24 рунических знака, их называют старшими рунами. Рунические знаки разбиты на три рода, аттира.

Первая, руна феу , которую Агрелл считал последней, означает скот или имущество . Руна феу, однако, не является сугубо материальной, она связана и с душевными ценностями. Ее трактуют как руну благополучия, не омраченного самоудовлетворением.

Силы начала и разрушения

Уруз или Сила действует на физический и тонкий миры, в событийном плане, однако, сила это всеобъемлющего, объединяющего свойства. Уруз заключает в себе и женское, и мужское начала. Она является источником энергии, необходимой для великих свершений, любви и дружбы.

Турисаз – могучий рунический знак, он обладает мощной, но тяжелой энергетикой. Турисаз наделяет энергией к размышлению, способствует медитативному настрою. Название рунического символа переводится как «шип» или «черт», так что острота, которая должна быть присуща живому, быстрому, все подмечающему уму, отличительная черта рунического знака.

Райдо или символ пути обладает силою воздействовать на событийный план. Райдо это знак гармонии и объединения. Руна райдо призвана облегчать путь идущим. Знак благоволит путешественникам, отвращая от них беды и превращая путешествие в действо захватывающее и увлекательное, ибо, как сказано, дорогу осилить идущий.

Кано, знак воплощения, в одной версии переводящийся как «факел», в другой как «язва». Символ упоминается в трех рунических поэмах, в англосаксонской – это факел, который горит бледным, ярким пламенем, отмечая место, «где сидят князья». Кано используют для привлечения талантов, ибо знак сопутствует воплощению задуманного путем сосредоточения воли.

Руна хагалаз это знак разрушения, стихийных бедствий, природного буйства. Хагалаз способна разомкнуть «волшебный» событийный круг, который обладает весьма неприятным свойством – засасывать попавшего туда человека подобно водовороту. Руна хагалаз означает гибель и разрушение и имеет непосредственное отношение к германской богине Скади. Руна хагалаз – первая во втором роде футарка. Написание хагалаз напоминает латинское N.

Лед и солнце

Наутиз или нужда символизирует усилие, которое после долгих попыток, вдруг увенчалось успехом. Наутиз может поддержать в трудные времена, однако, требует эмоциональной сдержанности. Удача обязательно придет, говорит десятая руна футарка, однако, чтобы добыть ее придется постараться.

Руна иса просто – прямая вертикальная черта. Иса или лед способна влиять на событийный план и процессы, протекающие в человеческом теле. Руна иса может приостановить ход событий или какой-либо болезненный процесс. Иса так же связана с духовным состоянием человека. Руна иса может свидетельствовать о духовной зиме, которая наступает вследствие охлаждения отношений. Однако, руна эта может быть предвестником весны и скрытого развития.

Йера или год, а так же урожай совершенно четко свидетельствует о завершении начатого и плодах деяний. Любопытно написание рунического знака, напоминающей две расходящиеся стрелы. Йера немного напоминает плуг, недвусмысленно указывая на связь с земледелием. Благоволит только законным делам и свершениям.

Руна перт или колодец памяти, куда окунается каждый, кто хочет возродиться в новом качестве. Любопытно, перт – знак, значение которого наверняка неизвестно. Руна перт носит названия так же Чаши судьбы и некого Жребия. Перт воплощает тайные знания, законы мироздания. Руна перт так же способна сорвать покровы тайн и загадок и открыть на истину.

Соулу или солнце – символ целостности. Может значить некий итог. Шестнадцатый рунический знак футарка, соулу подталкивает человека к самоосознанию и самовыражению. Руна соулу обладает энергетикой дневного светила. Перевернутая руна соулу не несет в себе негативных значений – руна соулу однозначно свидетельствует о звездном часе, тепле и любви, пришедшим в жизнь.

Человек и бог

Тейваз принадлежат 3 аттиру, тогда как руна соулу замыкает второй аттир. Тейваз или Тюр отождествляется с одноруким богом воинской доблести. Бог лишился руки в схватке с Мировым Волком. Тейваз – руна не только доблести и бесстрашия, она помогает в борьбе против собственных темных сил, заключенных в каждом из нас.

Беркана или береза, а то и березовая ветка – знак роста, как физического так и духовного. Беркана это движение и рост, ведущий к плодородию. Символ, способствующий возрождению и рождению нового начала.

Манназ в переводе значит человек. Руна манназ непростая, знак символизирует «собственное Я» . Манназ – руна, которая призывает к уступчивости и скромности, так же сосредоточенности и умеренности в делах.

Лагуз – руна замечательная. Лагуз или озеро прочно ассоциируется с ивою. Лагуз – вода скорее проточная, чем стоячая. Отвечает рунический знак за интуитивное восприятие мира и событийного потока. Руна эта представляет собой единицу, отраженную в зеркале.

Ингуз – двадцать вторая руна футарка, ассоциирующаяся с богом плодородия , могущественным Ингви. Перевернутая ингуз значит то же, что и прямая – знак недвусмысленно заявляет о том, что пришло время счастливых перемен. Символ счастливого завершения – ромб – призывает к избавлению от старого, чтобы освободить место новому.

Кого возлюбят боги

Отал в переводе значит род. Написание отал указывает на расходящиеся пути. Руна отал символизирует избавление от старых привычек, отношений, которые изжили себя. Отал призывает к твердости воли, которая необходима, чтобы разорвать ненужные связи. Руна отал указывает на собственность, владеть которой можно лишь расставшись с чем-то. Руна отал – знак правильного, должного выбора.

Рунический знак наследия не стоит путать с феу, первой руной футарка. Феу, посвященная богу и богине плодородия, означает не только имущество, но и пламя. Источником богатства в Северных странах служат прежде всего способности человека, самой главной из которых является способность оказывать посильную помощь окружающим.

Скандинавские народы, англосаксы и германцы твердо знали, что боги даруют удачу и везение тому, кто не только бесстрашен, смел и благороден, но и тому, кто не чуждается изнурительного труда. Помнили скандинавские народы и о бедах, которые способно принести богатство без любви и сострадания. Богатство, считали они, есть всего лишь удобство, которым делиться тот, кто оказался удачливее своих собратьев, ежели только желает он и дальше пользоваться милостью капризных богов.

Что такое рунический алфавит? В сознании современного человека это понятие тесно связано со Скандинавией. Однако рунических алфавитов несколько десятков, и на территории России тоже был собственное . Разберем все отличия и обобщающие моменты, связанные с .

История

Младший футарк использовался в бытовых целях и служил для написания писем и иных записей. Старший футарк использовали только для магических целей, в бытовой практике он никогда не использовался. Руническим рядом старшего футарка пользовались только посвященные, так как сакральное значение рун было известно только им.

Так же известен готский рунический ряд, которым пользовались в Восточной Европе. Англосаксонский алфавит рун появился вследствие перемещения германских племен в Британию. Так же существовала и смесь скандинавского и англосаксонского рунического ряда — маркоманнические руны.

С течением времени алфавит рун претерпевал фонетические и графические изменения, некоторые знаки были добавлены, а некоторые символы устранены.

Шифрованные руны

Эти надписи носили магический характер и назывались вязью. Руническая вязь — это соединение нескольких рунических знаков в одно целое. В результате получается графический рисунок, наделенный магическим смыслом. Вязаные руны — это написание знаков на общей вертикальной черте.

Ветвистые руны — это тоже метод тайнописи. Его отличает изображение не самой руны, а ее порядкового номера в атте и номера самого атта. Рисунок выглядел так: на вертикальной черте рисовали горизонтально направленные линии, обозначающие порядковый номер (три линии — номер три и т.д.). Линии слева обозначают порядковый номер атта, справа — порядковый номер символа в футарке.

Арманический футарк

Это рунный алфавит для предсказаний судьбы. В нем несколько изменены знаки и добавлены два новых. Алфавит для предсказаний на рунах ввел современный исследователь Гвидо фон Лист.

Использование рун

В современном мире алфавит рун используют только для магических целей. В эзотерических магазинах можно найти рунные наборы для предсказаний, рунические талисманы и обереги. Наборы делают из определенных пород дерева, кости или камня. В домашних условиях можно сделать набор из соленого теста.

Рунологи изобрели дополнительную двадцать пятую руну, обозначающую чистую судьбу. Ее назвали — руна Одина. В магических целях составляют специальные заклинания для рунических ставов — висы. В висах рунолог выражает свое намерение, с помощью которого рунические потоки должны направиться для изменения обстоятельств.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Данный раздел содержит описание рун, а также различные рунические практики (составление рунескриптов и рунеграмм и т.п.).

Что такое Руны многим известно из массовой культуры. Там Рунами знаки и символы обладающие волшебной силой. На самом деле рунами же назывались вырезанные письменные символы. Как правило их вырезали на камнях и помимо оккультной/магической функции их использовали при письме. Существует множество рунных рядов, самый известный из них Старший футарк, хотя для писма разными народами использовались не только руны старшего футарка. Очень часто к рунам пытаются отнести различные , но это неправильно, в них иной смысл.

Вот несколько наиболее распространенных рядов.

Шведско-норвежские руны («коротковетвистые»)

Арманический Футарк (придуманный Гвидо фон Листом)

Кроме этих существовали еще огаммические руны, которые использовали кельты, также существует тюрская руническая письменность.

Славянские руны

Вопрос были ли руны у славян вызывает жесточайшие дискуссии. Из более ли менее доказанных являются моменты когда западные славяне пользовались германскими рунами как транслитом для записи. В частности имена богов в языческом храме г. Ретра были подписаны таким образом на каждом из идолов.

Вэнд-руны (руны северных венедов)

Южные же славяне могие годы использовали глаголицу, в современной Хорватии и ныне используют глаголицу в богослужении. Считается что глаголица является эволюцией тюркских рун, которые принесли в европу Булгары, которые осели на территории современной Болгарии и Румынии и ассимилировались с местным славянским населением. Язык остался славянским, может быть с незначительными изменениями, а вот такой тип письма прижился и распространился среди южных славян.

Что касается Руси, то из всех свидетельств остался только ряд договоров, например, договор Святослава с Византией, где на старорусском писали простыми греческими буквами, эдаким транслитом. Судя по всему такая манера письма была широко распространена на руси.

Миф о происхождении Рун

Поскольку сайт магический нас прежде всего то как можно использовать Руны в магии. По легенде руны открыл Один после того как сам принес себя в жертву на мировом древе Игдрассиле, и весел на нем 9 ночей пронзенный собственным копьем. Процитирую фрагмент из «старшей эдды».

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.

Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял -
и с древа рухнул.

(Речи Высокого)

Что же из себя представляет Иггдрасиль. Само слово переводится как означает «скакун Игга», Игг — один из эпитетов Одина. На ветвях словно грозди винограда расположились миры. На мировом древе различают 9 основных зон.

1. Асгард — миры богов. Вот только несколько из Речи Гримнера: Идалир, Валаскьяльв, Сёкквабекк, Гладсхейм, Трюмхейм, Брейдаблик, Химинбьёрг, Фолькванг, Глитнир, Ноатун, Андхримнир.

2. Альфахейм — миры светлых альвов. Вместе с карликами и людьми Альвы были созданы богами.и

3. Муспельхейм — миры огненных великанов. Мир в котором существует только одна стихия — огонь. Считается что первыми двумя мирами были мир огненных великанов и мир ледяных великанов. С победы над Имиром, началась история мирового древа. Из тела этого великана были созданы остальные миры.

4. Ванахейм — миры Ванов — богов плодородия. В северной традиции считается что восходящий поток идет именно от них.

5. Мидгард — срединные миры. Тут живем и мы.

6. Йотунхейм — миры йотунов, инеистых великанов.

7. Хельхейм — миры мертвых или нижние миры. Когда душа человека не может воплощаться в мирах мидгарда становится слишком слабой чтобы преодолевать обрушившиеся невзгоды, то она попадает сюда. В нижние миры.

8. Свартальфхейм — миры карликов. Считается что сюда же переселились темные альвы после раскола альвов на светлых и темных.

9. Нифль хейм — мир льда. Про этот мир мало данных, но эта зона обладает уникальными свойствами. Говорят что здесь человек может погружаться в глубины собственного Я, внешнее воздейсвтие других сил будет очень малым. Но остаться на едине с своим Я требует большой смелости. От одиночества люди сходят с ума.

У мирового древа есть 3 корня. Они расположены в Хельхейме, Йотунхейме, Мидгарде.

Тремя корнями
тот ясень-древо
на три страны пророс:
Хель - под первым,
хримтурсам - второй,
под третьим - род человеков.

(Речи Гримнира)

Но есть и другая версия насчет корней. В Младшей Эдде, написанной Снорри Стурлусоном в 1222-1225 годах, один из корней уходит к асам в Асгард, второй - к инеистым великанам в Ётунхейм, третий - в Нифльхейм.

Каждому корню соответствует источник. На этом сейчас не будет останавливаться и рассмотрим взаимосвязь Рун и древа мира.

Система Рун

Считается что 9 необратимх рун символизируют 9 миров иггдрасиля.

Руна Соулу (Совелу) символизирующая волю соответсвует миру богов.

Руна Йера символизирующая цикличность процессов соответсвует Альфахейму.

Руна Дагаз символизирующая единение противоположностей и накал страсти между противоположными полюсами соотвествует Муспельхейму.

Руна Ингуз соответствует Ванахейму.

Руна Гебо символизирующая соединения/дар/обмен сиоответствует Мидгарду. Кстати астрологический символ земли — крест в круге. Почти во всех культурах земля (та что под ногами) обозначается символом в основе которого прослеживается крест (или можно сказать руна Гебо)

Руна Наутиз символизирующая жесткие ограничения соответствует Йотунхейму.

Руна Хагалаз символизирующая разрушение/очищение соответствует Хельхейму

Руна Эйваз, она же часто символизирует само древо мира, соответсвует Свартальфхейму

Руна Иса соответвует Нифльхейму.

Считается что Руны они как бы символизируют мировые потоки которые текут между мирами. Однако руны Старшего футарка оперируют лишь потоками вблизи Мидгарда т.е. нашего мира. Для других миров будет другой рунный набор.

Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги
и Один их вырезал,

Один у асов,
а Даин у альвов,
Двалин у карликов,
у ётунов Асвид,
и сам я их резал.

(Речи Высокого)

Для того чтобы работать с Рунами нужно уметь настраиваться на рунический поток. Без такого умения толку от рун не будет никакого (ну или почти никакого). А дальше можно работать в совершенно разных техниках. Они подразделяются на Гальдр и Сейд. В гальдре мы работаем с руническими потоками привязывая их и направляя. В сейде же мы становимся сами проводником этих потоков и можем направлять их уже из себя самого. Считается что Сейд — женская техника, а Гальдр — мужская. Только один Один среди богов знает и практикует их обе.

Продолжение следует…

Если нанести просто так Руны на предмет или же сделать руническую надпись то, по идее Руны не будут работать вообще или будут просто усиливать определенные моменты беспорядочно. То есть их полезное действие будет минимальным, даже если их нанести правильно. Дело в том что Руны нужно применять в зависимости от контекста. Например Тейваз, если обобщить, это защита: самопожертвование, доблесть, смелость и

Руны — это совокупность знаков, предназначенных не только для передачи информации, но и для магических ритуалов. По большому счету руны можно сравнить со слогами в письменности, но не совсем, в магических целях иногда используются специальные магические алфавиты однако не один из них не обладает такой силой и много тысячелетней историей. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун.

Биндруны — это несколько рун, соединенные в один знак («составные», «связанные» или, в рус. пер. книги Медоуза, «связующие»), монограмма. Изготавливаются они точно так же, хотя могут быть выкованы, отлиты или связаны как таковые, в виде украшения. Принципы составления биндрун те же, что и у рунескриптов — это может быть слово, имя или комплекс сущностей. Руны при этом могут менять ориентацию в пространстве (выворачиваться зеркально,

Рунограмма — простейший рунескрипт представляющий собой надпись, которая может как складываться в какое-либо слово, имя или заклинание, так и представлять одни сущности букв-рун, не приобретая "словарного" смысла. В последнем случае мы имеем дело с чистыми сущностями, для которых руна — лишь обозначение, символ.

Классический ФУТАРК делится на три Восьмерицы или три Атта (Эттир, Aettir, др.-норв. «восемь»), каждая из которых посвящена тому божеству, чья первая буква имени открывает Восьмерицу: Восьмерица Фрейра Восьмерица Хаг Восьмерица Тира

Оккультисты XX века во главе с Алистером Кроули давно нашли оптимальный вариант соответствия между германо-скандинавским Древом Иггдрасиль и каббалистическим Древом Жизни, то есть между рунами и Старшими Арканами Таро. Конечно, число рун и арканов не сходится (24 и 22), значение тоже, да и буквы одного алфавита не совпадают с буквами другого. Однако в этом сопоставлении есть смысл,

Одна из самых священных рун Футарка. Руна связана с Одином, а также с его оборотной стороной - с Локи, коварным асом. Это руна поэзии и магии, вдохновения, откровений и неожиданных открытий и встреч. Также это руна Знания. Кроме того, руна Ансуз связана с путешествиями между мирами и образом Мирового Древа, ясеня Иггдрасиль.

Руна пути, руна Дороги - во всех смыслах этого слова. Работа с этой прекрасной руной чрезвычайно эффективна для людей, чувствующих стоящую за ней красоту, живущих по принципу «Via est vita» (лат. «дорога - это жизнь»). Этим людям руна Райдо сама по себе может служить прекрасным талисманом. Нередко руна Райдо ассоциируется с Колесом мирового порядка (санскр. rita). Кроме

Руна воплощения и раскрытия. Ральф Блюм характеризует руну Кано как «руну обновленной ясности». Очень мощная руна; связана не только с формированием и ориентацией деятельности человека (на любом уровне) в нужном направлении, но и с приданием ей необходимой силы. Второй аспект этой руны - раскрытие. Очевидно, что оба аспекта взаимосвязаны - невозможно воплотить замысел, не раскрыв себя миру.

Руна единства противоположностей, руна партнерства и руна дара, в том числе - дара божественного. Вместе с некоторыми другими рунами (например, Ансуз), руна Гебо входит в число наиболее сложно осваиваемых знаков Футарка. Чтобы понять ее, необходимо четко ощущать мировой закон единства и борьбы противоположностей, в качестве которых в данном случае выступают, например, свобода и партнерство. Искренний и плодотворный

Вуньо — светлая, радостная руна. Основное ее значение прямо определяется названием - это руна радости. Кроме того, ассоциируется с благополучием, процветанием, красотой, удачей.

Руна разрушения. Связана с природными силами деструкции, разрушения, расторжения, разрыва, с энергиями стихий. При массовых бедствиях, как и при наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов, происходят резкие и значительные всплески энергии, аналогичной энергии этой руны. Следует, однако, помнить, что и разрушение может быть элементом прогресса.

Руна принуждения, нужды, скованности и ограничений. Связана с нордическими понятиями Судьбы и Рока. Довольно сложная руна, поскольку для человека непросто видеть возможность развития в препятствиях и ограничениях, накладываемых Судьбой, равно как и смиряться с этими ограничениями. Между тем на Севере говорили, что над Судьбой не властны даже боги. Руна связана с норнами, нордическими богинями, ткущими нити судеб

Руна льда в прямом и переносном смысле этого слова. Основное значение руны - замораживание, сковывание, застой. Однако следует помнить, что в нордической Традиции лед - это, наряду с огнем, одна из творческих стихий, единение и противостояние которых рождает к существованию весь Мир.

Руна плодотворного завершения, получения результатов, циклического круговорота. Имена руны, очевидно, взаимосвязаны - и этимологически, и по своему смыслу: именно смена времен года, в том числе и периода урожая, делает возможным само существование термина «год». С другой стороны, понятие года символизирует здесь полный цикл развития, завершающийся его «урожаем».

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и преодоления препятствий. Вместе с тем, руна Эйваз может связываться и со смертью или общением с Нижним Миром.

Руна магического посвящения как прохождения через состояние смерти для возрождения в новом качестве. Символ внутреннего содержания этой руны - Феникс, т.е. огненное возрождение из пепла. Может также означать нечто скрытое, тайну или врата в сокровенное или в новое. Руна имеет отчетливо женский характер и связана с Фригг - скандинавской богиней судьбы, знания и могущества, супругой Одина.

Руна победы, руна могущества и руна целостности. Некоторые авторы склонны определять руну Солнца как руну итога, и в определенном плане это имеет смысл - действительно, целостность, синтез противоположностей - это итог любого движения. Означает также творческую энергию, волю к победе и победоносное завершение любого начинания.

Руна Воина. Посвящена Тюру (Тиву) - богу войны. Предания рассказывают об одном деянии этого аса, замечательно характеризующем и его самого, и его руну. Однажды богам удалось поймать Фенрира, Мирового Волка - причину грядущего Рагнарока (Конца мира). Дабы сдержать разрушающую силу Волка, необходимо было наложить на него специально для того сделанные крепчайшие путы. Но Волк, разумеется, не давался,

Руна роста. Сохранившееся имя, являющееся реликтом древнего германо-славянского праязыка, прекрасно характеризует руну на ассоциативном уровне. Рост, символизируемый ею, может быть и чисто физическим, и духовным. Это руна плодородного движения, выводящего к расцвету и созреванию. Руна ассоциируется одновременно со старшими и младшими богинями нордической Традиции. Некоторыми авторами руна Беркана связывается также с реинкарнациями (перерождениями) человека.

Руническая магия .
В последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых "разгадывают" тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии – ее заветность и сокровенность, сакральность и невозможность посвящения в тайное искусство широкого круга "любителей". Чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе – ясене Иггдрасиль – девять ночей, пронзенный собственным копьем. Вот как об этом говорится в одной из песен "Старшей Эдды" – "Речах Высокого":

Девять ночей я качался, на дереве,
Под ветром повешен а ветвях,
Ранен копьем, в жертву Одина отдан -
Себе же – я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней.

Никто не давал мне питья и питания,
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я
Долу упал я тогда.

Стал я расти и познания, множить,
Здоровье и силы обрел,
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.

Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
С силой великой,
С силой целебной.
Высший скальд их окрасил, и боги их создали,
И резал те руны властитель богов, -
Один у асов, и Дваин у альфов,
Двалин у карлов, у йотунов Альсвинн;
Многие резал и я.

Знаешь ли, как надо резать?
Знаешь ли ты, – как разгадывать?
Знаешь ли, как надо красить?
Знаешь, как вопрошать?
Знаешь ли ты, как молиться?
Как приносить надо жертвы?
Знаешь ли ты, как закласть?
Знаешь ли, как сожигатъ?

Лучше совсем не молиться, чем жертвовать слишком усердно.
Награждены за жертву все ждут.
Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры.

Не случайно до нас – даже в памятниках средневековой литературы – не дошли более подробные толкования рун и рунических заклинаний, хотя некоторые ученые – например, С. Свириденко и Г. фон Лист – считают, что в той же песне "Речи Высокого" дается иносказательное описание восемнадцати рун магического ряда и символического их толкования:

Заклинания я знаю, что людям неведомы, -
Даже знатным и женам князей.
Имя первому: помощь – пометь оно может
От обид, и скорбей, и забот.

И второе я знаю, тем людям полезное,
Что причастны искусству врачей.

Знаю третье я также, которым возможно
Врага волшебством оковать:
Иступиться заставлю оружье противника,
Не сможет разить его меч.

Мне известно четвертое – если мне свяжут
Гибкие члены враги:
Прошепчу я заклятье и буду свободен -
Узы снимутся с рук
И веревки с ног.

Знаю пятое я против стрел легкоперых,
Что недруг направит на рать;
Как бы живо не мчались – стрелу задержу я,
Едва лить увижу ее.

Шестое известно мне – против кореньев,
Которыми вздумает враг мне вредить:
Мой недруг лихой, мою ненависть вызвавший,
Пострадает сам раньше, чем я.

Мне известно седьмое – пожар им уйму я,
Если вспыхнет чертог, еще полный гостей.
Как ни силен огонь, я смогу загасить его,
Слово мощное против пожара скажу.

Мне восьмое известно – немалую пользу
Принесло бы всем людям оно:
Если распря меж храбрыми вдруг разгорится -
Можно им мир водворить.

Мне известно девятое: в море шумящем
Мой корабль сохранит мне оно.
Усмирю ворожбою я бешенство бури,
И вернется волнам тишина.

Мне известно десятое – ведьмам на гибель,
Что по воздуху мчатся в ночи.
Околдую их так, что потом не вернутся
Им в жилища свои
И в обличья свои.

Я знаю одиннадцатое – для боя:
Я с ним провожаю в сраженья, друзей.
Я в щит прокричу пред началом сраженья -
И здравыми храбрые прянут на брань,
Воротятся здравыми с бранных полей,
Все безбедно прибудут домой.

Я знаю двенадцатое – чтобы снялся
Повешенный с ветки мертвец:
Я чертить буду руны, их резать и красить -
И с дерева мертвый сойдет,
И со мною начнет говорить.

Я знаю тринадцатое,- оно нужно,
Когда освящают младенца водой:
Заворожу я от смерти в сраженьях -
Сколько бы в бой ни ходил он, в бою не падет.

Я владею четырнадцатым: перечту.
Всех небесных свободно, чтобы людям их знать.
Имена назову я всех асов и альвов -
Это может лишь мудрый иметь.

Я владею пятнадцатым; в доме у Деллингра
Пел его Тиодрэрир, карло искусный;
Асам мощь придавал он и карлам отвагу,
Мудрость вещую богу богов.

Я владею шестнадцатым; им я склоняю
Равнодушную деву к любви;
Околдую я чарами душу красавицы,
Изменю ее помыслы все.

Я владею семнадцатым: им охраняю я
От измены красавицы милой себя.

Все семнадцать заклятий, что назвал я, Лоддфафнир,
Будут век неизвестны тебе.
Хоть на благо себе ты услышал бы их и на пользу запомнил,
На счастье себе научился бы им.

Восемнадцатое заклятие я знаю,
Ни мужам я, ни женам о нем не скажу.
Всех ценнее то знанье, что знаешь один ты:
Я этим заветы свои заключу.
Той лишь разве откроюсь, с кем ложе делю, -
Или той, кто сестра мне родная.

Именно Гвидо фон Лист (1848-1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого "Рунического Возрождения" XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества. Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из "Старшей Эдды" является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун.

Руны в своем изначальном – восемнадцатизнаковом – виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп. Система фон Листа, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма – расистскими теориями нацистской Германии.

Гвидо фон Листом было также основано некое "Общество Туле", распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S – символ власти и силы.

Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих Мэрби (1882-1966), основатель "Лиги исследователей рун", который был уверен, что руны – это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана двенадцать тысяч лет тому назад. Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого, а потому вернемся обратно к "Старшей Эдде", а вернее, к еще одной ее песне – "Речам Сигрдривы", в которой также содержатся сведения о рунах:

Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
наполный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

Руны победы,
коль к пей ты стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!

Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд – на ногте.

Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Повивальные руны познай,
если хочешь быть
в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы, -
невредимым причалишь.

Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!

Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить провосудье.

Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.

Стоял на горе,
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,

Что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

Лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья,
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

Стекло и золото,
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,

Грудь коня Грани,
ноготь парны
и клюв совиный.

Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.

То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, -
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся, знаньем
до смерти богов!

В приведенных выше песнях говорится об основах рунической магии – в каждом конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить. Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого "неосторожного" употребления рун мы находим в древнеисландской "Саге об Эгиле", в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне.
В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней "неправильными" рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые – "правильные" – знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.

Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это прежде всего футарк – старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II – VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов. Название свое – "футарк" – старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек.

Футарк – не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на три "семейства". Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра. Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее – магическое – значение:

f fenu
u urur
th thurisar турс (великан)
a ansur асы (боги)
r raidu путешествие
k kauna рана
g gebu дар
w wunju радость, счастье
h hagalar град
n naudir нужда
i isar лед
j jara урожай
i iwar (возможно, защита)
p perthu (возможно, то, что скрыто)
r algir (различные значения)
s sowilu солнце
t tiwar Тюр (один из асов)
b berkana береза
e ehwar лошадь
m mannar человек
l lagur вода
ng ingwar Инг (бог-прародитель)
d dagar день
o othala эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству

Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей. Вообще, руны, фигурирующие в "Эдде", по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.

Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве "путеводной" звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами – на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него, не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом.
Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство. В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия, содержащегося в их имени. Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года):

Lina laukar f
лен, лук, богатство

В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом – laukar – и довольно часто встречающееся в рунических надписях.

Помимо этого слова, означающего "лук", то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же "охранительными" считались слова auja – счастье и lathu – приглашение.

Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна. Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число – порядковый номер, при этом руна f – как символ завершения – должна стоять в руническом ряду последней – двадцать четвертой.
При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации – 3 + 20 + 1 = 24, то есть, число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее.


Руна Магическое число

Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге "Сила рун" (1996) Кеннет Медоуз.


Рунический ряд Сигурда Агрелля Утарк

Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом – благодаря числовой магии и "мобилизации магических сил" (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино. На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали.

Известны изображения первых шести рун – собственно самого ФУТАРКА, – но повторенные двенадцать раз. Общее количество рун на этих изображениях равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное три раза. Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун – f, u, th – первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число 3 – одно из самых сильных магических чисел, – но трудно поддающиеся толкованию.

Довольно "темна" и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель – Tistel, Mistel, Kistel – и которая звучит похоже на некое детское заклятие, тем не менее известно это заклинание с девятого века и повторяется на камнях не единожды. Оберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный рядом с надписью. Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелирного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на камне из Стенквисты.

Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива – тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки. Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит:

Ekhlewagastir
holtijar
horna
tawido
Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.

До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото. Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской "Саге об Эгиле".

Эгиль Скаллагримссон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из его людей – дружинника Барда, который пошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился.
Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток. Бард осенил его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить. Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:

Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я.
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?

По преданию "рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому".

Руны, окрашенные кровью, фигурируют в саге о Гретте Асмундссоне. Одна женщина по имени Турид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинания. Именно от этих рун Гретте вскоре и скончался.

В качестве охранительных – магических – знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами – руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга, и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны. Таково, например, слово "Процветание", руническая лигатура которого выглядит следующим образом.

Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, совсем и неудивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения. "Особенно очевидно это в тех случаях, – писал крупнейший скандивист-медиевист профессор М.И. Стеблин-Каменский, – когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз. Именно так была зарыта плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия).

В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена... На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилы".
Тут https://nn.ressyshop.ru/ ведущий Российский производитель конвекторов в Нижнем Новгороде

Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы. В законе "Гулатинга" говорится даже: "Есть три выражения, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира. Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка. Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины. Третья, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животного". В уже упоминавшейся "Саге об Эгеле", говорится о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим заклятием. Перед нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. Во всех этих магических обрядах несомненно влияние тотемизма (культовое расчленение тотема).

Особое место в рунической магии занимают вырезанные на предметах имена как владельца этого предмета, так и резчика. По всей вероятности, происходит это из-за того, что само имя служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой.(Вспомним хотя бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозволительным называть черта его же собственным именем – особенно в определенные дни, – чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не услышал и не явился на зов.)

Общеизвестно, что имена различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла. В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. В Древней Руси великие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы. Память народная связала определенные черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. Реестр таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:

Постоянная дама Baрвapa
Великое ябедство Елена
Толста да проста Афросина
Хороший голос Домна
Взглянет утешит Арина
Обещает не солгать Софья
С поволокой глаза Василиса
Наглая спесь Маримьяна
Песни спеть Дарья
Худое соврать Агафья
Промолвит накормит Марина
Черные глаза Ульяна.

Конечно, кто-то может возразить, что имена русские не имеют ни малейшего отношения к именам руническим – и будет совершенно не прав, ибо любое имя в любом языке, а уж тем более в столь давние времена, когда люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, было олицетворенным и несло в себе определенную информацию, служило оберегом. На многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта – "Я, такой-то, эриль (рунический колдун?), многомудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надпись".

Само слово "эриль" вызывает бурные споры среди ученых. Некоторые связывают его с племенем херулов – heruler, основываясь на древних источниках. Многие исследователи переводят его как "рунический колдун". Существует даже версия, по которой слово "ярл" является поздней "модификацией" "эриля". Как бы там ни было, одно остается несомненным – эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельзя назвать теми, "кто рун не должен резать".

Особенной силой обладала и руна "туре". Как рассказывается в одной из песен "Старшей Эдды", когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

Я вырежу Туре и три тайные знака -
Похотъ, скорбь и безумье в удел тебе дам.

А в исландской "Черной книге" пятнадцатого века содержится такое заклятие:

Я вырежу асов восемь,
и девять нужд,
и тринадцать турсов.

А в другой исландской рунической надписи говорится:

Fe – это ненависть друга,
Огонь реки
И змея тропа.

Ur – это плач туч,
И льда бессилие,
И ненависть пастыря.

Турс – это женщин тоска,
Горных вершин обитатель,
И муж рунической вехи.

На рунических камнях часто вырезали формулы заклятия: "Тот, кто повредит этот камень, умрет или пострадает". Верховный бог Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (то есть за знание тайн скальдического искусства) – этому посвящен рассказ Браги в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона.

Мы уже не раз обращались к "Саге об Эгиле", посвященной великому скальду Эгилю Скаллагримссону, который владел и руническим колдовством. Изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену.

"Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, – писал М.И. Стеблин-Каменский, - Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, то есть три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусством".

Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами заклятием носила имя "нид", которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей невероятной силой. В одной из саг рассказывается, что при прочтении одного нида в палатах ярла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам ярл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора. Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей. В младшем руническом ряду знаков всего 16. Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны.

Каждая "младшая" руна так же, как и "старшая" имеет свое собственное имя:

f fe богатство, добро (собственность), скот
u ur мелкий дождик или железный лом
th thurs турс (великан)
a oss асы (боги)
r reid путешествие
k kaun рана
h hagl град
n naud нужда
h hagalar град
n naudir нужда
i iss лед
a ar урожай
s sol солнце
t tyr Тюр (один из асов)
b bajrka береза
m madr человек
l logr вода
r yr тростник

В Скандинавии существовали также и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткостволые, бесстволые, дальские, ветвистые. Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами.

"На протяжении всего XI века шведские рунические надписи – это не только тексты, - писал М.И. Стеблин-Каменский, – но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью."

Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной. В исландской "Книге о заселении страны" рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: "Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страны". Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью.

В Англии существовали свои собственные руны – англосаксонские. Их было 33. В средние века рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит. Вот как это выглядело.

Около начала XIII века – предположительно в одном монастыре в Сконе – рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus. Вот как выглядит его страница.

В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д. Существовали специальные дневные руны – их было семь, – обозначавшие дни недели.

И 19 лунных рун – по числу годов в метоновом цикле.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить – руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно, а исполниться к древней культуре уважения. И помните:

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.

У этого термина существуют и другие значения, см. Алфавит (значения). В Викисловаре есть статья «алфавит» Алфави … Википедия

Руны Тип: консонантно вокалическое Языки: древнегерманский, древнескандинавский, англосаксонский, древнеисландский, шведский Место возникновения: Северная и Западная Европа Терр … Википедия

- (чуваш. чӑваш алфавичӗ) общее название алфавитов, буквы которых использовались для передачи элементов звуковой речи в письменности древнечувашского и современного чувашского языка. В чувашской письменности использовались только алфавитные… … Википедия

Кириллица Тип: консонантно вокалическое Языки: старославянский, церковнославянский, русский, сербский, болгарский, македонский, украинский и многие другие Место возникновения: Юго Восточная Европа … Википедия

- (неофициально яналиф) Тип: консонантно вокалическое письмо Языки … Википедия

Финикийское письмо Тип: консонантное Языки: финикийский Период: 1050 год до н.э., постепенно эволюционировало в другие системы письма Происхождение: Версия 1: библское письмо Версия 2 … Википедия

Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия

Оскская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: оскский Место возникновения: Южная италия Территория: Кампания, Самний, Лукания … Википедия

Книги

  • Огам. Набор ирландских рун , Ирландские руны, иначе называемые "Огам", не заработали такого большого распространения, как, например, скандинавские. Однако они имеют не менее насыщенную и глубокую историю. Этот рунический… Серия: Издатель: