Кто такой тимофей из послания апостола павла. Святой апостол тимофей. Преподобномученик анастасий персянин

Русские иконы святого апостола Тимофея многие православные почитают как чудотворные. На православной иконе он изображен мужчиной средних лет, несмотря на то, что прожил долгую и богоугодную жизнь. Он одет в облачение епископа и держит в руках Святое Евангелие. Святой жил в одно время с Христом и был одним из 70-ти апостолов, учеником Павла. В 65-м году он был рукоположен апостолом в епископа Эфесского, и нес служение Богу в этом сане 15 лет, до самой своей мученической смерти. Погиб святой апостол от рук язычников, которых пытался вразумить. В тот день они устроили празднование в честь своих богов, плясали и приносили жертвы. Взбешенные вмешательством епископа, они долго издевались над ним, а потом до смерти закидали камнями. Память св Тимофея чтут не только православные всего мира, но и католики. Чудодейственные иконы апостола Тимофея напоминают нам о его подвиге и вызывают благоговение.

Молитва перед иконой святого Тимофея помогает привести неверующего ко Христу

Святой апостол с верой и самоотречением нес свой подвиг. Он проповедовал Христа, возглавлял церковь Его много лет, и заботился о пастве. Это имя многократно упоминается на страницах Нового Завета. Святой апостол Павел очень любил своего ученика и ценил за самоотречение и служение ближним. В Послании к филиппийцам он писал, что не смог найти для них лучшего пастыря, и что он будет заботиться о них так же, как заботился в свое время о нем, Павле. Перед чудотворной иконой свт Тимофея молятся о возвращении заблудших на путь истинный, об укреплении веры, о даровании сил в исполнении воли Божьей. В переводе с греческого имя Тимофей означает “почитающий Бога”. В России есть множество храмов в честь апостола-мученика. Прихожане этих храмов молятся перед иконой святого об укреплении православия, процветании церкви Божией и отражении внешних врагов. Русскую православную икону Тимофея принято дарить людям, носящим это красивое старинное имя, ведь для них святой является самым близким помощником и молитвенником.

Где купить вышитую бисером икону святого Тимофея

Мы всегда стараемся поддержать наших близких, в том числе и молитвенно Даря родным и друзьям иконы, православные верят, что святой образ защитит их и сохранит от зла. Если у Вас есть знакомый с именем Тимофей, обязательно подарите ему вышитую бисером икону святого. Такой подарок будет не только нести духовный посыл, но и просто останется памятью на всю жизнь. Если Вы не умеете вышивать, то купить икону св Тимофея можно в храме, в иконной лавке, в православном интернет-магазине, заказать в иконописной мастерской. Современные производители икон предложат Вашему вниманию широчайший выбор христианских икон – от лаконичных, помещенных в простые деревянные рамки, до эксклюзивных, украшенных эмалью, серебром, полудрагоценными камнями, растительными орнаментами.

Христианские праздники и дни в феврале

Последователей христианского учения, называемых святыми, в древние времена было очень много. Первыми из них можно назвать апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа, на долю которых выпала чрезвычайно ответственная миссия. Заключалась она в проповедовании христианства по всем городам и странам. Это были особые люди, на них снизошел Дух Святой. Один из святых апостолов носил имя Тимофей, что в переводе с греческого означает «почитающий Бога».


Детство и юность праведника Тимофея

Подвижник благочестия, о котором пойдет речь в данной статье, появился на свет в Ликаонской области Малой Азии. Его отцом стал порочный язычник, матерью – добродетельная женщина по имени Евника родом из еврейских земель. Она, а также бабушка будущего апостола Лоида, отличавшаяся не меньшей праведностью, сыграли главенствующую роль в формировании личности святого Тимофея. С раннего детства мальчик впитывал, словно губка, поучения двух благочестивых женщин, отторгая все порочное, присущее отцу. Впрочем, последний ушел из жизни, когда святой Тимофей был еще мал годами.

Воспитание и обучение грамоте юного отрока происходило в городе Листре. Это место прославилось впоследствии тем, что попало в число районов, где осуществляли свои проповеди святые апостолы, а также в качестве родины самого подвижника благочестия Тимофея, ставшего одним из учеников Иисуса. По преданию на истинный путь юный праведник вступил благодаря пришедшему в Листру Первоверховному апостолу Павлу. Тот прибыл на родину Тимофея вместе с другим учеником Христа – Варнавою. Об этом событии сказано в священной книге «Деяния Апостольские» от лица Божественного Луки: «они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их» (Деян. 14:6). Приход святых апостолов ознаменовался чудом, совершенным самим подвижником благочестия Павлом. Первоверховный апостол одним только словом исцелил от рождения хромого человека. Жители города пребывали в изумлении после произошедшего и склонны были думать, будто под видом людей, владеющих удивительным даром, на землю спустились боги. А осознав свое заблуждение и познав истину, увидев, что Павел и Варнава – посланники Божьи, проповедники, многие отвергли язычество и обратились в христианство.

Мать будущего святого, к тому времени вдова, с особой радостью восприняла появление апостолов в городе. Она приютила проповедника Павла, окружила его заботой, уютом, и, в конце концов, доверила праведнику обучение собственного сына. Первоверховный апостол принял Тимофея, увидев в юноше зерно добра и кротости. Но ему нужно было продолжать свою миссию, взять же с собой еще очень молодого и слабого телом праведника не представлялось возможным. Посему святой Павел оставил отрока на попечение искусных учителей, в обязанность которым вменил ознакомление юного Тимофея со Священным Писанием, дабы тот уяснил суть христианского вероучения. Самого же апостола схватили иудеи, избили за проповеди, и святой спешно покинул город Листру.

Духовный рост подвижника Тимофея

Прошло несколько лет. Святой апостол Павел, покинув Антиохию, возжелал увидеть вновь области, где оставалась братия для осуществления проповедей Слова Божия. В числе мест, запланированных для посещения, была и Листра – место проживания Тимофея. Святой Павел обнаружил по прибытии, что его подопечный успешно выучился премудрости Христовой, ведет добродетельный образ жизни, совершает проповеди и пользуется уважением многочисленных новообращенных христиан. Первоверховный апостол сделал Тимофея своим верным спутником и возложил на него долг апостольского служения. Он совершил над учеником обряд обрезания, чтобы обезопасить подвижника от нападок иудеев, знавших о языческом происхождении молодого человека.

Святой Павел подавал достойный пример Тимофею. И юноша благодарно следовал за своим земным учителем, подражал ему многочисленными добродетелями и подвигами служения Богу. Святой Тимофей не заботился о материальном. У него не было никакого имущества, да юноша и не старался приобрести богатство. Его главной целью являлось возвещение народу Евангелия. Апостол Павел, созерцая рвение молодого человека, поставил того сначала диаконом, после – пресвитером, а затем – епископом. И все это несмотря на юный возраст!

Святой Тимофей ни в чем не отставал от других апостолов. В служении Богу он показывал величие духа. Апостол же Павел, надо сказать, с теплотой относился к юноше. Это прослеживается в послании к коринфянам, где он называет Тимофея то «моим возлюбленным и верным в Господе сыном», то «братом». Вместе с апостолом Павлом юноша ходил по всему белу свету: он был и в Ефесе, и в Македонии, и в Испании. Тимофей обнаруживал способность оратора, толкователя Святого Писания, пастора, философа.

Кроме Первоверховного апостола Павла юноша учился и у другого ученика Христова – св. Иоанна. Тот в свое время оказался в ссылке на о. Патмос по воле императора Доминиана. Заменил его на епископской должности в г. Ефесе не кто иной, как Тимофей. Но, к сожалению, это благое дело обернулось для святого трагедией…

Гибель апостола Тимофея

Как-то раз в Ефесе праздновалось традиционное языческое торжество «катагогиум». В ходе данного мероприятия идолопоклонники расхаживали в странных масках с песнями и плясками по городским улицам, держа в руках изображения своих божков. Иные бросались на окружающих, подобно разбойникам. Святой Тимофей не мог спокойно смотреть на порочные деяния противников христианского учения. Поэтому он явился к мерзким язычникам и стал проповедовать им Слово Божие. Святой апостол обличал пороки инициаторов и участников зрелища, указывал им на их заблуждения. Идолопоклонники не вняли истинным речам праведника. Напротив, они напали на беззащитного подвижника, стали попирать его ногами и дреколиями, замучив до смерти. Впоследствии христиане обнаружили своего пастыря пребывающим, что называется, на последнем издыхании. Вскоре умершего святого Тимофея они похоронили в греческом Пионе.

Мощи апостола спустя долгие годы были перенесены в Константинополь. Там их поместили в церкви святых апостолов с останками Андрея Первозванного и Луки.

Праздник подвижника Тимофея в традициях народа

С днем памяти ученика святого Павла славяне издревле связывали множество различных примет. Начать хотя бы с того, что дату 4 февраля называли не иначе, как «Тимофей-полузимник». Говорили так: «Тимофей-полузимник разрубает студеную зиму пополам. Не диво, что Афанасий Ломонос морозит нос (31 января), подожди тимофеевских морозов». Последние считались наиболее трескучими, даже сильнее суровых крещенских. Их именовали «позимами». Продолжительность данного периода небольшая – всего несколько дней. После жди легких, чисто символических морозов.

На Тимофея нередки были метели. Существовала соответствующая поговорка: «Вьюги да метели на февраль налетели». Если в этот день в 12.00 солнце стояло над горизонтом, весну следовало ожидать раньше обычного. Потепление сулила влага на оконных косяках и морозные узоры, клонящиеся к низу.

Святой Тимофей родился в городе Листры в малоазийской провинции Ликаония. Его отец был язычником, а мать - принявшей Христа еврейкой по имени Евника. Мать и бабка святого Тимофея, которую звали Лоида, воспитали его в благочестии и любви к Священному Писанию . Обеих женщин обратил святой апостол Павел во время своего первого пребыва ния в Листрах (45).

Придя вновь в этот город несколькими годами позже, апостол увидел, что юный Тимофей исполнен божественного рвения и восхищения теми подвигами и страданиями, которые апостолу пришлось претерпеть за имя Христово. По совету христиан из Листр и из Икония, святой Павел крестил Тимофея, возложил на него руки и сделал своим любимым уче ником и помощникомв трудах. Апостол называет его в о з л юбл е н н ы м сыном (см.: 2 Тим 2) и свидетельствует о нем перед Церковью, говоря: Он, как сын отцу, служил мне в бл агове ствован ии (Флп 2, 22). Хотя ветхозаветное предписание было отменено благодатью, святой Павел обрезал юного ученика, чтобы он мог проповедовать и евреямв синагогах, и язычникам на агоре.

Кроткий и сдержанный, святой Тимофей был примером послушания и смирения.При этомон являл неустанное усердиев проповеди, как добрый воин Иисуса Христа (2Тим 2,3). Он был посланником святого Павла и действенным орудием благодатив управлении Божиими Церквами, в исправлениинравови хранении доброго з а лога (2 Тим 1,14).

Из Икония святой Тимофей прошел вместе c апостолом Павлом через Фригию и Галатию, помогая ему на всяком месте в проповеди и молитве. Затем, после того как апостолу было Небесное видение, они отправились в Македонию и проповедовали в Фессалоникеи Верии. Святой Тимофей остался там со святым Силой (Силуаном), а апостол Павел пошел в Афины. Вскоре святой Тимофей присоединился к нему, принеся пе чальное известие о неистовом сопротивлении фессалоникийских иудеев. Затем святой Тимофей вернулся в Фессалонику, чтобы утешить христиан и утвердить в вере (ср.: 1 Фес 3, 1-5). Исполнив это поручение, он поспешил вернуться к апостолу Павлув Коринф, чтобы помогать в обращении жителей го рода.

Полтора года святой Тимофей пробыл в Ефесе, малоа зийс кой митрополии, затем снова был послан в Коринф, чтобы напомнить его жителям принципы евангельской жизни. Коринфяне продолжали противодействовать увещеваниям святого Тимофея. Тогда апостол Павел отослал Тита, а сам вместе со святым Тимофеем снова пошел в Македонию, составил c его помощью Второе послание к коринфянам и затем вместе c ним пришел туда сам направлять и наставлять христиан.

Когда апостол Павел в последний раз отправился в Иерусалим, чтобы принести плоды своих трудов, собранные во всех Церквах, и отдать их в помощь христианам святого града (см.: Деян 20), святой Тимофей также был его спутником. Он присутствовал при взятии апостола под стражу (см.: Деян 22 и далее) и последовал за ним в Кесарию и в Рим, где апостол был в первый раз заключен в тюрьму. Оттуда святой Павел отослал его в Филиппы (см.: Флп2, 19-24).

После освобождения апостол присоединился к святому Тимофею на Востоке и затем поставилего во главе Ефесской Церкви, заповедав устроить богослужения и жизнь христиан, бороться c ложнымиучениями, разумно избирать членов церковной иерархии и вовсякое время вести паству Христовув мире, согласии и истине (см.: 1 Тим).

Второе послание к Тимофею апостол Павел отправил из Рима, ожидая смерти в тюрьме. Он призывал верного ученика прийти к нему и присутствовать при последних минут ах его жизни (2 Тим 4, 8). Тогда святой Тимофей был задержан, но вскоре отпущен на свободу (Евр 13, 23). После кончины апос тола Тимофей вернулся в свою епархию.

Известно, что в Ефесе святой встретился c апостолом Иоанном Богословом и получил от него умножение благо дати и духовное просвещение. Когда возлюбленный ученик Христов был сослан на Патмос, святой Тимофей управлял Еф есской Церковью, соединяя в себе и дух святого Иоанна, и дух святого Павл а.

Однажды, в правление Домициана (или Нервы, ок. 97-98), ефесские язычники готовились к одному из техне че сти вых празднеств в честь Диониса, которые всегда окан чива лис ь оргиями и преступлениями. Святой Тимофей попытался вмешаться и вразумить их. Тогда эти люди, уподобившись разъяренным зверям, набросились на него и осыпали ударам и. Ученики едва успели вывести святого из толпы и по луживого перенесли на одну из окрестных гор, где он вскоре отошел ко Госпо ду.

Тело святого Тимофея было погребено недалеко от могилы апостола Иоанна. Много лет спустя, в 356 г., его святые мощи был и торжественно перенесены в Константинополь святым Артемием (20 октября), как и мощи святых апостолов Андрея и Луки.Все они были положены в храме Святых Апостолов. Там отних произошли многочисленные чудеса. Во время ра згра бления города латинскими рыцарями-крестоносцами в 1204 г. мощи были похищены и перенесены в итальянский город Термоли.


В Евангелиарии Par.gr.282 (IX в.) под 19 августа поминается мать св. Тимофея Евника и его бабка Лоида (см.: 2 Тим 1,5).

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году († ок. 67; память 29 июня). Когда апостолы Павел и посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида ( ; ).

Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: "Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях..." (). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание ().

Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

Иконописный подлинник

Афон. 1546.

Ап. Тимофей. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Византия. 1040.

Ап. Тимофей. Миниатюра Минология (фрагмент). Византия. 1040 г. Балтимор. США.

Дечани. Ок. 1350.

Ап. Тимофей. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.

Святой апостол Тимофей, имя которого переводится на русский язык как «любящий Бога», любимейший из учеников первоверховного апостола Павла , апостол из числа семидесяти происходил из семьи, смешанной по религиозным убеждениям – отец, эллин, исповедовал язычество, а мать Евника и бабка Лоида были благочестивыми иудеянками. Появился он на свет примерно около 17 года от Р.Х. в малоазийской провинции Ликоании, в большом и знаменитом тогда городе Листры, теперь эта территория принадлежит Турции, область Конья.

Добрые плоды воспитания и духовного образования, данного матерью и бабкой будущему апостолу, позже святой апостол Павел отмечал особо, вспоминая об этом во Втором Послании к Тимофею (2 Тим. 1; 5).

Впрочем, отец, имя которого первоисточники не сохранили, не мешал жене и теще в исповедании иудаизма, к тому же Евника рано овдовела, и юный Тимофей был с малых лет беспрепятственно наставляем в Законе Божием. Ему были привиты многие нравственные добродетели, и не просто как некие знания: как пишет о нем святитель Димитрий Ростовский, юный Тимофей «превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью». Таким образом, милостью Божией его дух был изначально приготовлен, чтобы принять веру Христову как истинную и служить Господу горячо и преданно, как и его наставник – святой апостол Павел, который называл его не иначе как «истинным сыном в вере» (1 Тим. 1, 2), «возлюбленным сыном» (Кор. 4, 17, 2 Тим. 1, 2) в своих посланиях к нему.

Когда святой апостол Павел пришел с апостолом и учеником его Варнавой с проповедью о Христе в Листры, то им во славу Божию было совершено чудо исцеления хромого от рождения (Деян. 14, 6–18). Жители города, преимущественно язычники, сочли апостолов за Зевса и Ермия – языческих божеств, сошедших с неба в человеческом облике. Но апостолы горячей проповедью убедили всех, что они не боги, а обычные люди и что чудо исцеления было совершено не магической силой волшебства, а по воле Господа Иисуса Христа, Бога Живого, к которому призвали обратиться. Чудо, убежденность проповеди тронули многих, пробудив в них стремление больше знать о Христе и, узнав, последовать за Ним. Среди них была и овдовевшая Евника, которая приняла апостолов в своем доме и заботилась о них все время их пребывания, а затем с радостью отдала Тимофея в обучение святому Павлу.

Однако апостол видел, что мальчик был еще слишком мал, чтобы перенести тяготы и лишения миссионерских путешествий. Он решил, что Тимофею лучше пока остаться с матерью, а чтобы за время взросления он возрастал и в вере, то назначил ему попечителей, знающих Евангелие и могущих наставить в вере.

О проповеди апостола Павла узнали иудеи из Антиохии и Иконии. Разгневанные такой смелостью, они явились в Листры и, призвав на свою сторону тех, чье сердце не было тронуто апостольской проповедью, побили святого Павла камнями так сильно, что даже сочли его за умершего и бросили бездыханным за городом. Встревоженные ученики нашли его, апостол пришел в себя, вернулся в город, и затем они с Варнавой оставили Листры.

Святой апостол Павел вернулся в Листры во втором миссионерском путешествии и нашел святого Тимофея повзрослевшим душою, окрепшим телесно и просвещенным в вере настолько, что еще совсем молодой человек, он пользовался великим уважением у местных христиан. Теперь же святой взял его с собою, и так Тимофей вышел на путь проповедования слова Христова вместе с его учителем, о чем сказано святым Павлом: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» (2 Тим. 3, 10–11). Однако прежде чем пуститься в путь, по настоянию святого апостола Павла святой Тимофей принял обрезание. Это было важно для того, чтобы, как пишет святой Иоанн Златоуст в его «Творениях», «…слушатели имели более доверия к Тимофею, и он пришел к ним обрезанный, чтобы уничтожить обрезание», и во время проповеди среди иудеев они не усомнились в нем, так как было известно многим, что отец его был язычником.

Святой апостол Тимофей сопровождал святого Павла, разделяя с ним все – и радости, и страдания. Называя апостола Тимофея своим сыном, святой наставник доверял ему самостоятельные проповеди, давая такие рекомендации: «Ибо я не имею никого такого усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу, а его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп. 2, 20–22). Вместе с тем, уже не раз испытав на себе тягчайшие гонения, избиения и заключения в темницу, зная, что путь апостольский – радостный путь во славу Бога, но путь страдания – от людей, святой апостол обращается в Посланиии к Римлянам к христианам Рима: «Если придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто пусть не пренебрегает им, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мнe; ибо я жду его с братьями» (Римл. 16, 10–11).

Святой апостол Тимофей сопровождал апостола Павла во втором его путешествии после разлуки с апостолом Варнавой – о том подробно говорится в «Деяниях святых апостолов», в главах 16 – 17. После того как святой апостол Павел попал в гонение в Фессалониках (Солуни), он ушел в Пергию, где затем святой Тимофей был оставлен им вместе с апостолом Силой для наставления новообращенных, а апостол Павел последовал в Афины. Находясь в Афинах, апостол Павел послал святого Тимофея в Фессалоники с его 1-м Посланием к Фессалоникянам. Святой Тимофей проповедовал вместе с учителем в Коринфе, Ефесе, и во многих Посланиях святого апостола Павла имя его любимого ученика, духовного сына упоминается с призывом следовать во всем ему. Вновь святой Тимофей увиделся с наставником в Ефесе, где был оставлен им, очевидно, для подготовки к рукоположению в епископство, однако перед тем уже стал пресвитером местной христианской общины. В этот период святой Тимофей по направлению святого апостола Павла совершил еще одно относительно недолгое путешествие из Ефеса – надо было собрать пособие для нуждающегося народа Палестины. По возвращении его он вновь сопровождал апостола Павла, теперь уже в Рим, где апостол был взят под стражу. По предположениям историков Церкви, апостол Тимофей в то время тоже был в Риме. Что они были там оба, также можно полагать, исходя из первых глав Посланий к Филиппийцам, Колоссянам, Филимону. По эпистолярной традиции той эпохи все письменные послания начинались с имен отправителей, одного или нескольких, и указывались все, например: «Павел, волею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат…» (Кол. 1, 1), а время этих посланий как раз приходилось на начало 60-х годов от Р.Х.

После освобождения из темницы в Риме святой апостол Павел прибыл в Милет, потом в Ефес, и, очевидно, там произошло рукоположение молодого пресвитера Тимофея в епископский сан, после того как, согласно свидетельству святителя Димитрия Ростовского, святой апостол Иоанн, первый проповедник Евангелия в Ефесе по выпавшему ему жребию, был взят под стражу в Ефесе и выслан на Патмос.

Унаследовать епископскую кафедру после проповеди тут любимого ученика Иисуса – великая честь и ответственность. И потому Первое послание святого апостола Павла содержит завещание апостолу Тимофею, в котором подробно изложены правила богослужебных собраний. Здесь же апостол рассказывает молодому епископу, какими личными качествами должен обладать священник, чтобы достойно исполнять его нелегкую и ответственную миссию, дает необходимые наставления, разъясняет пастырские обязанности.

В посланиях к народам, которые посещал святой апостол Павел с благовествованиями и затем поддерживал в них веру письменными наставлениями, он неоднократно превозносил его замечательные качества, однако, как говорит о святом апостоле Павле святитель Димитрий Ростовский в его жизнеописании, «святой апостол Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его». Святой апостол Павел даже советовал любимому ученику пить не только воду, но малое, как лекарство, количество вина, чтобы поддерживать силы и избегать недугов.

«…Святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, – в проповеди слова Божия – искусный оратор, в изложении Божественных писаний – увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры – достойнейший пастырь», – эта замечательная характеристика святителя Димитрия Ростовского созвучна похвалам апостола-наставника. Его, находясь во вторичном и последнем для него римском заключении, призывал святой апостол Павел, который уже знал в духе, что его срок подошел. Строки с 9-й по 22-ю четвертой главы 2-го Послания апостола Павла к Тимофею после его признания возлюбленному духовному чаду в предчувствии конца звучат как эпитафия самому себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 7–8). Известно, что к концу его служения среди апостолов и их последователей начались брожения, стали появляться лжеучения, уводившие некоторых последователей христианства в сторону от Истинного Слова. Один Лука оставался с ним в последние его дни, и потому святой апостол просил: «Постарайся прийти ко мне скоро» (2 Тим. 4, 9) и потом еще раз ниже: «Постарайся прийти до зимы» (2 Тим. 4, 21), и еще – чтобы привел апостола Марка, нужного ему для служения. Вся последняя глава послания (2 Тим. 4, 10–22) звучит так лично, так как-то по-семейному, что становится ясно – святой апостол Тимофей для святого апостола Павла был очень близким человеком, оба были связаны узами родства не по крови, но по духу, которое превосходит кровные узы.

Епископом Ефеса святой апостол Тимофей был в течение 15 лет, научая в вере новообращенных, помогая укреплению ее в тех, кто уже принял Крещение, совершая многие деяния во славу Божию и спасения паствы. Кончина его случилась там же, в Ефесе, в царствие императора Домициана. Ефесские язычники совершали свой ежегодный праздник «катагогиум», посвященный богине охоты Диане, во время которого они надевали чудовищные личины то ли животных, то ли чудовищ, брали своих идолов, дреколья и с неприличными плясками и варварскими нестройными песнопениями обходили дома. Причем одними плясками и песнями дело не обходилось: разгоряченные, почти полубезумные, они бросались на прохожих, тех, кто осмеливался им препятствовать, могли забить до смерти, и все эти безобразия были в обычае как особо торжественное проявление местного идолопоклонства.

Святой Тимофей, епископ Ефесский, не мог безразлично смотреть на бесчинства, творимые в городе. Он стал против беснующейся толпы и начал проповедовать слово Божие и призывать услышать его во славу Бога Истинного. Но язычники, распаленные многими нападениями на других горожан и уже совершенными ими насилиями, не только не вняли словам святого апостола, а, наоборот, впали в еще большее умопомрачение – они начали бить его дрекольями, мучили и забили до смерти. Когда едва дышавшего пастыря нашли христиане, он уже отходил к Богу. Святой апостол Тимофей мученически отошел к Богу примерно в период между 89 и 91 годами от Р.Х. и поначалу был упокоен в месте, которое называли Пион, что в переводе с греческого означает «тучное». После него епископство принял святой апостол Иоанн, вернувшийся из ссылки на остров Патмос.

Через почти три века, в 361 году от Р.Х., сын святого равноапостольного царя Константина Великого Констанций повелел перенести святые останки святого апостола Тимофея в Константинополь и положить в церкви святых Апостолов вместе с останками апостола-евангелиста Луки и апостола Андрея Первозванного, согласно сохранившимся фрагментам «Церковной истории», составленной Федором Чтецом-Анагностом, жившим в конце V– начале VI века.

Однако в XIII веке мощи апостола оказались в Италии, в городе Термоли – очевидно, были перенесены из Константинополя во избежание поругания: за последующие века многие хранившиеся там святыни покинули его, будучи вывезены в Европу, поскольку город неоднократно оказывался во власти то варваров, то мусульман.

Честные мощи святого апостола Тимофея, помещенные в ящик, были обретены в 1945 году в Термоли. О том, что это именно останки первого епископа Ефесского, свидетельствовала надпись на ящике: «Во имя Иисуса Христа. Аминь. Год 1239 по Рождестве Христове. Здесь покоится тело блаженного Тимофея, ученика апостола Павла, сокрытого здесь преосвященнейшим Стефаном, епископом Термоли». Останки святого апостола хранятся в бронзовой урне в крипте собора Божией Матери. Крипта, часовня под храмом, перевод названия с греческого – «скрытая», подземное сводчатое помещение, в западном церковном зодчестве обычно располагается под алтарной и хоральной частями здания и устроена для погребения мощей святых. Сюда верующие приходят поклониться им и почтить память их и их подвига во славу Божию.

Значение иконы

Если Вы принимаете как данность утверждение: икона – окно в мир горний, то непременно чувствуете на молитве, как между Вами и иконописным образом образуется особое, священное пространство, в котором Вы пребываете одновременно с первообразом того, чей лик смотрит на Вас с иконы. Ведь произнося слова молитвы, Вы обращаетесь не в никуда, не в пустоту, Вы говорите с личностью святого в едином пространстве Святого Духа, исходящего от его иконы, просите, спрашиваете, благодарите. И если вдруг Вас одолели сомнения, колебания в вере, то, прибегая к помощи святого апостола Тимофея перед иконой его, Вы заручаетесь помощью и поддержкой самого любимого духовного чада святого апостола Павла, прекрасного проповедника, мудрого наставника, который на своем земном пути испытал много тягот, лишений. Но в трудностях, чем они жестче, тем больше, всегда скрыто немалое искушение все бросить, в одночасье отказаться от тягот, чтобы здесь и сейчас жить легче. А потом… Ну, кто на самом деле знает, что будет – потом? Вот тут начинаются сомнения и колебания: а стоит ли это все терпеть, ради чего? И лишь имя Господне возвращает нас и подкрепляет на прямом пути веры, и житие святого апостола Тимофея, неразрывно связанное с житием святого апостола Павла, чьи судьбы теснейшим образом по воле Божией переплелись, тому прекрасный и уникальный пример.

Великолепна икона Юрия Кузнецова «Святой апостол Тимофей». Тона ее весьма сдержанны по сравнению со многими другими иконами кузнецовского письма. Она не сверкает открыто, но посверкивает красками, как драгоценными каменьями, которые в правильной огранке сияют отражением не внешних плоскостей, но свет, живущий в них, исходит, преломляясь внутри камня, и открывает его особую глубинную суть. Так, воплощая блики великолепия Царства Божия, которые нам дано видеть на земле и где ныне пребывает святой Тимофей, епископ Ефесский, иконописец подчеркивает, что с иконы на нас смотрит аскет, которого его наставник, сам призывавший к максимальной сдержанности в плотской жизни и максимальной самоотдаче в жизни духовной всех, кто следует по пути христианина, жалел и даже призывал хотя бы временами смягчать его аскезу.

Величайший ревнитель веры, вышедший один против толпы разъяренных идолопоклонников, наверняка зная, что ему придется отдать жизнь за маломальскую возможность спасти своей ревностью о Боге хотя бы одного из них, – ему ли не быть нашим советчиком и молитвенником за нас перед Престолом Его? Высоколобый старец, указующий тонкими перстами на книгу Евангелия в левой руке как на путь Истины, образ его – не спасение ли для души, впавшей в духовное смятение?

Читая жития святых, открывая для себя всю драгоценную красоту их человеческой натуры, переливающейся, как все самоцветы мира, мы восхищаемся этим величием. Однако и им Царство Божие силою давалось, и они отдавали на то все силы, какие имели от рождения, и многими трудами стяжали милость Господню, получая от Него еще большие, и снова, приумножив их, возвращали Богу. Теперь они служат Ему, становясь для человеческих душ маяком в воздушном мраке на пути к Богу и точкой опоры для крепкого стояния на земле. Молитва же перед иконою любого из них – это как дивная встреча с оставленным отчим домом, в котором ожидают каждого, кто стремится вернуться домой из временных скитаний в мире сем.

Святой апостол ТИМОФЕЙ, епископ Эфесский (†ок.80)

Тимофей (почитающий Бога ) (ок. 17 - ок. 80 гг.), апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апостола Павла, епископ Эфесский. Память 17 января (70 ап.) и 4 февраля .

Родом из малоазийской провинции Ликаонии. Отец его был эллин, мать - еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Священного Писания. Отец Тимофея если и не был «прозелитом врат», то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским.

К вере Христовой Тимофей был обращен, по всей вероятности, самим апостолом Павлом, когда тот в первый раз (52 г. по Р.Х.) проходил с проповедью Евангелия ликаонские города.

Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры. По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию слова Божия.

Так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания" (2Тим. 3:15) . Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу, пришел в Листры, где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе в проповедники Евангелия и сделал его своим постоянным спутником. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника.

Святой Тимофей сопровождал апостола Павла в его путешествиях, помогал ему в проповеднических трудах, по его поручению обходил со словом назидания и утешения разные христианские общины. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию.

Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером.

Когда Павел отправился из Филипп, Тимофей для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии; из Афин, по поручению апостола, он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников.

В Коринфе он пробыл с апостолом Павлом около полутора лет; при нем апостол написал здесь оба послания Фессалоникийцам (1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1). По возвращении апостола из Иерусалима в Эфес туда прибыл к нему и Тимофей и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан.

Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Тимофея.

Затем Тимофей вместе с апостолом прибыл в Македонию из Эфеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием (Деян. 20:4). Из Македонии апостол Павел отправился в Ахайю (Грецию) и, по обещанию, посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Тимофей, как видно из послания к Римлянам (Рим. 16:21), написанного именно в это время.
Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Тимофея до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола.

Далее в истории жизни Тимофея оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола Павла в Риме. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к Колосянам (Кол. 1:1), Филиппийцам (Флп. 1:1) и Филимону (Флм. 1:1). Из послания к Филиппийцам, кроме того, видно, что апостол Павел намерен был послать Тимофея из Рима в Филиппы (Флп. 2:19-23).

В послании к Евреям Тимофей представляется узником и получает свободу вместе с апостолом (Евр. 13:23).


В 65г. апостол Павел посвятил Тимофея во епископа Эфесской церкви которой святой Тимофей управлял 15 лет (1 Тим. 1:18; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6), после чего написал ему из Македонии свое первое послание.

"Смотри, - пишет ему апостол Павел, - чтобы никто не пренебрегал юностью твоею, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования" (1 Тим. 4:12-14).

Обязанности, возложенные на Тимофея, были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством, да и самим апостолом, которого иные считали неспособным, за старостью, к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами.

Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Эфесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Тимофею апостол Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах.

"Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими имя Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителей, незлобив, с кротостью наставлять противников" (2 Тим. 2:22-25).

Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Тимофею второе послание, увещевая его «возгревать полученный им через рукоположение дар Божий» и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество, - так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным сторонам, - апостол просил Тимофея придти к нему возможно скорее.

Скончался Тимофей мученической смертью в царствование Домициана. В Эфесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники, с идолами и дрекольем в руках, ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Тимофей со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Тимофей был епископом Эфесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 году по Р. Х.

Мощи его почивают в Константинополе, в храме апостолов, вместе с мощами апостолов Луки и Андрея Первозванного, куда они были перенесены в царствование Констанция.


Тропарь, глас 4:
Благости научився и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюл, равное течение совершил еси, апостоле Тимофее. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Тимофее, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Темже зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.