17 сентября церковный календарь. Православные церковные праздники сентября. Исход. Переход через Чермное море

Ежегодно, 17 сентября, верующие отмечают праздник, посвященный иконе Девы Марии, которую называют «Неопалимой Купиной». У этого удивительного образа необычная история и, конечно, своя, особая молитва.

Истоки и история

Первоначально образ указывал на явление, которое увидел пророк Моисей в пустыне. Среди бесплодной пустоши ему явился куст, который горел ярким огнем, но никак не сгорал. Святой был потрясен увиденным, подошел к разгоревшемуся пожару, и до него донесся голос Господа нашего. Всевышний рассказал Моисею о его истинной миссии и велел вывести евреев с египетской земли.

Эта история произошла на Сирийском полуострове — на этом месте по сей день находится камень, где и явилось пророку чудесное явление. Тысячи верующих ежегодно совершают паломничество к святому месту. Рядом расположился храм Святой Екатерины. Он настолько красив и производит такое сильное впечатление, что не был разрушен ни на одной из войн, бушевавших на этой земле.

Икона «Неопалимая Купина»

Купиной в старину называли разросшийся куст — именно это слово сохранилось в названии образа. Куст является символом веры и указывает на непорочность Богородицы и на ее крепкую веру, благодаря которой Господь возложил на нее особую миссию спасения душ.

До сих пор не ясно, откуда появилась эта икона, кем она была написана впервые. Специалисты смогли определить, что истоки образа уходят корнями в первые века нашей эры. В восьмиугольную звезду, сложенную из двух четырехугольников, помещен лик Богородицы с божественным младенцам на руках. Четыре конца звезды имеют зеленый цвет, что символизирует куст — купину, а оставшиеся, красного цвета, отождествляются с огнем, посланным с Небес.

Православные устраивают день памяти образа 17 сентября. В этот день икона появилась в Москве. Только благодаря удивительному образу большая часть столицы смогла спастись от бушующего пламени. В то время почти каждое здание было деревянным и огонь распределялся с неимоверной скорости, но чудесным образом обошел ту часть города, перед которой была выставлена икона. В связи с этим лик Божьей Матери причислили к числу чудотворных икон .

С тех пор икона считается заступнической от огня и покровительствует всем, чья профессия связана с пожарами и спасением людей из власти стихии.

17 сентября обязательно нужно прочесть молитву святому образу, даже если подобающей иконы нет. В таком случае помолитесь Деве Марии перед другой иконой , обращенной к ней же. Лучше всего сходить для этого в храм.

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Молитвой вы воздадите должное священному празднику и чистой душе Богородицы. Благодаря этому вы обретете крепкую поддержку; кроме того, Небеса отведут от вас опасности, связанные с огнем, от болезненных ожогов до страшных пожаров.

Отметьте православный праздник, посвященный чудотворной иконе «Неопалимая Купина». Это важное событие по церковному календарю, и каждый верующий должен знать и истоки образа, и его значение для духовной жизни человека. Храните в своей душе веру в Бога и не забывайте нажимать на кнопки и

17.09.2015 00:40

Богородице посвящено огромное количество образов, и каждый из них несет нечто особенное и важное. Узнайте, когда обращаться к одной...

Моисей - величайший ветхозаветный пророк, основоположник иудаизма, который вывел иудеев из Египта, где они пребывали в рабстве, принял на Синайской горе от Бога Десять заповедей и сплотил израильские колена в единый народ.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа - Завет Новый.

Имя «Моисей» (по-еврейски - Моше́), предположительно египетского происхождения и означает «дитя». По другим указаниям - «извлеченный или спасенный из воды» (этим именем он был назван египетской принцессой, нашедшей его на берегу реки).

Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Рождение Моисея

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян, приблизительно в 1570 году до Р. X. (по другим оценкам около 1250 года до Р.Х.). Родители Моисея принадлежали колену Леви́я 1 (Исх.2:1). Его старшей сестрой была Мириам, а старшим братом - Аарон (первый из еврейских первосвященников, родоначальник священнической касты).

1 Леви́й — третий сын Иакова (Израиля) от его жены Лии (Быт.29:34). Потомками колена Леви́я являются левиты, на которых лежали обязанности священнослужения. Поскольку из всех колен Израиля левиты были единственным коленом, не наделённым землей, они находились в зависимости от своих собратьев.

Как известно, израильтяне переселились в Египете ещё при жизни самого Иакова-Израиля 2 (XVIIв. до Р.Х.), спасаясь от голода. Они жили в восточной египетской области Гошен, граничащей с Синайским полуостровом и орошаемой притоком реки Нила. Здесь они имели обширные пастбища для своих стад и могли свободно кочевать по стране.

2 Иаков, или Яков (Израиль) - третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки. От его сыновей произошло 12 колен народа Израильского. В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа.

Со временем израильтяне все более размножались, и чем более они размножались, тем враждебнее относились к ним египтяне. В конце концов евреев стало так много, что это стало внушать страх новому фараону. Он сказал своему народу: "Вот племя израильское размножается и может стать сильнее нас. Если случится у нас война с другим государством, то израильтяне могут соединиться с нашими врагами". Чтобы племя израильское не усиливалось, решено было обратить его в рабство. Фараоны и их чиновники стали угнетать израильтян, как пришельцев, а потом начали обращаться с ними, как с покоренным племенем, как господа с рабами. Египтяне стали принуждать израильтян к самым тяжелым работам в пользу государства: их заставляли копать землю, строить города дворцы и памятники для царей, приготовлять глину и кирпич для этих построек. Были назначены особые надзиратели, которые строго следили за исполнением всех этих принудительных работ.

Но как ни притесняли израильтян, они все-таки продолжали размножаться. Тогда фараон отдал приказ, чтобы всех новорожденных израильских мальчиков топили в реке, а в живых оставляли только девочек. Этот приказ исполнялся с беспощадной строгостью. Израильскому народу грозило полное истребление.

В это бедственное время у Амрама и Иохаведы, из колена Левия, родился сын. Он был настолько прекрасен, что от него исходил свет. Отцу святого пророка Амраму было явление, говорившее о великой миссии этого младенца и о Божием благоволении к нему. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Однако, не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в осмоленной корзине из тростника в зарослях на берегу Нила.

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. А.В. Тыранов. 1839-42гг.

В это время дочь Фараона пошла к реке купаться, в сопровождении своих прислужниц. Увидев в тростниках корзину, она велела её открыть. В корзине лежал крошечный мальчик и плакал. Дочь Фараона сказала: "это, должно быть, из еврейских детей". Она сжалилась над плачущим младенцем и по совету, подошедшей к ней, сестры Моисея Мириам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам привела свою мать Иохаведу. Таким образом, Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. Когда мальчик вырос, его привели к дочери Фараона, и она воспитывала его у себя, как своего сына (Исх.2:10). Дочь фараона дала ему имя Моисей, что в переводе означает «вынутый из воды».

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Хатшепсут, дочь Тотмеса I, впоследствии знаменитая и единственная в истории Египта женщина-фараон.

Детство и юность Моисея. Бегство в пустыню.

Первые 40 лет своей жизни Моисей провел в Египте, воспитываемый во дворце как сын дочери фараона. Здесь он получил блестящее образование и был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он занимал пост командующего египетской армией и помог фараону одержать победу над напавшими на него эфиопами.

Хотя Моисей рос свободно, он все-таки никогда не забывал своих иудейских корней. Однажды он пожелал посмотреть, как живут его соплеменники. Увидев, как надсмотрщик-египтянин избивает одного из рабов-израильтян, Моисей вступился за беззащитного и в порыве ярости нечаянно убил надзирателя. Фараон узнал об этом и хотел наказать Моисея. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей убежал из Египта в Синайскую пустыню, что возле Красного моря, между Египтом и Ханааном. Он поселился в земле Мидиамской (Исх.2:15), расположенной на Синайском полуострове, у священника Иофора (другое имя - Рагуил), где стал пастухом. Вскоре Моисей женился на дочери Иофора, Сепфоре, и сделался членом этой мирной пастушеской семьи. Так прошло еще 40 лет.

Призвание Моисея

Однажды Моисей пас стадо и зашел далеко в пустыню. Он подошел к горе Хорив (Синай), и здесь явилось ему дивное видение. Он увидел густой терновый куст, который был охвачен ярким пламенем и горел, но все-таки не сгорал.

Терновый куст или «Неопалимая купина» - это прообраз Богочеловечества и Богоматери и символизирует собой соприкосновение Бога с тварным существом

Бог сказал, что избрал Моисея для спасения еврейского народа от рабства в Египте. Моисей должен был пойти к фараону и потребовать, чтобы тот отпустил евреев. В знак того, что настало время нового, более полного Откровения, Он возвещает Моисею Свое Имя: «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Он посылает Моисея, чтобы тот от лица Бога Израилева потребовал отпустить народ из «дома рабства». Но Моисей сознает свою слабость: он не готов к подвигу, лишен дара слова, он уверен, что ни фараон, ни народ ему не поверят. Только после настойчивого повторения призыва и знамений он соглашается. Бог сказал, что у Моисея в Египте есть брат Аарон, который при необходимости будет говорить вместо него, а сам Бог будет учить обоих, что им делать. Для убеждения неверующих Бог дает Моисею способность творить чудеса. Тут же, по Его приказу, Моисей бросил свой жезл (пастушью палку) на землю - и вдруг этот жезл превратился в змею. Моисей поймал змею за хвост - и снова в руке его оказалась палка. Другое чудо: когда Моисей клал руку за пазуху и вынимал ее, она становилась белой от проказы как снег, когда он вновь клал руку за пазуху и вынимал ее – она становилась здоровой. «Если не поверят и сему чуду, – сказал Господь, – то возьми воды из реки и вылей на сушу, и вода сделается на суше кровью».

Моисей и Аарон идут к фараону

Повинуясь Богу, Моисей отправился в дорогу. По пути он встретил своего брата Аарона, которому Бог приказал выйти в пустыню навстречу Моисею, и они вместе пришли в Египет. Моисею было уже 80 лет, его никто не помнил. Давно умерла и дочь прежнего фараона, приемная мать Моисея.

Первым делом Моисей и Аарон пришли к народу Израилеву. Аарон заявил соплеменникам, что Бог выведет евреев из рабства и отдаст им страну, текущую молоком и медом. Однако они поверили ему далеко не сразу. Их страшила месть фараона, страшил путь по безводной пустыне. Моисей сотворил несколько чудес, и израильский народ поверил в него и в то, что настал час освобождения от рабства. Тем не менее ропот против пророка, начавшийся еще до исхода, вспыхивал затем неоднократно. Подобно Адаму, который был свободен подчиниться высшей Воле или отвергнуть ее, новосозданный народ Божий познал искушения и падения.

После этого Моисей и Арон явились к фараону и объявили ему волю Бога Израилева, чтобы он отпустил евреев в пустыню для служения этому Богу: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но фараон гневно отвечал: «Кто такой Господь, чтобы я слушал его? Не знаю я Господа и израильтян не отпущу» (Исх.5:1-2)

Тогда Моисей объявил фараону, что если он не отпустит израильтян, то Бог пошлет на Египет разные "казни" (несчастия, бедствия). Царь не послушался – и угрозы посланника Божия сбылись.

Десять казней и учреждение праздника Пасхи

Отказ фараона выполнить повеление Божие влечет за собой 10 «казней египетских» , серию страшных стихийных бедствий:

Однако казни лишь еще больше ожесточают фараона.

Тогда разгневанный Моисей пришел к фараону в последний раз и предупредил: «Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта. И умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона…до первенца рабыни…и все первородное из скота». Это была последняя самая лютая 10-я казнь (Исх.11:1-10 – Исх.12:1-36).

Затем Моисей предупредил евреев, чтобы они в каждой семье зарезали годовалого ягненка и кровью его помазали косяки и перекладину двери: по этой крови Бог отличит жилища евреев и не тронет их. Мясо ягненка следовало испечь на огне и есть с пресным хлебом и горькими травами. Евреи же должны быть готовы немедленно тронуться в путь.

Ночью Египет постигло страшное бедствие. «И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было мертвеца».

Потрясенный фараон немедленно вызвал к себе Моисея и Аарона и приказал им вместе со всем их народом идти в пустыню и совершить богослужение, чтобы Бог сжалился над египтянами.

С тех пор евреи каждый год в 14-й день месяца Нисана (день, приходящийся на полнолунье весеннего равноденствия) совершают праздник Пасхи . Слово "пасха" значит "проходить мимо," потому что Ангел, поражавший первенцев, прошел мимо еврейских домов.

Отныне Пасха будет знаменовать освобождение Народа Божия и его единение в священной трапезе - прообразе Евхаристической Трапезы.

Исход. Переход через Чермное море.

Той же ночью весь израильский народ навсегда покинул Египет. В Библии указано число ушедших «600 тыс. евреев» (не считая женщин, детей и скот). Ушли евреи не с пустыми руками: перед бегством Моисей велел им просить у соседей-египтян золотые и серебряные вещи, а также богатые одежды. Везли они с собой и мумию Иосифа, которую в течение трех дней разыскивал Моисей, пока его соплеменники собирали имущество у египтян. Бог сам вел их, находясь днем в облачном столпе, а ночью - в столпе огненном, так что беглецы шли днем и ночью, пока не вышли к берегу моря.

Тем временем фараон понял, что евреи его обманули, и бросился за ними в погоню. Шестьсот боевых колесниц и отборная египетская конница быстро настигали беглецов. Спасения, казалось, не было. Евреи - мужчины, женщины, дети, старики - толпились на берегу моря, готовясь к неизбежной смерти. Только Моисей был спокоен. По повелению Бога он протянул руку к морю, ударил по воде своим жезлом, и море расступилось, освободив дорогу. Израильтяне пошли по морскому дну, а воды моря стеной стояли справа и слева от них.

Увидев это, египтяне погнались за евреями по дну моря. Колесницы фараона были уже на середине моря, когда дно неожиданно стало настолько вязким, что они едва двигались. Тем временем израильтяне выбрались на противоположный берег. Египетские воины поняли, что дело худо, и решили повернуть назад, но было поздно: Моисей вновь протянул руку к морю, и оно сомкнулось над войском фараона...

Переход через Чермное (ныне Красное) море, совершившийся перед лицом неминуемой смертельной опасности, становится кульминацией спасительного чуда. Воды отдалили спасенных от «дома рабства». Поэтому переход стал прообразом таинства крещения. Новое прохождение через воду есть также путь к свободе, но к свободе во Христе. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу. «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море…» Эта торжественная песнь израильтян Господу в лежит в основе первой из девяти священных песней, составляющих песенный канон, ежедневно воспеваемый Православной Церковью на богослужении.

По библейскому преданию, израильтяне прожили в Египте 430 лет. А Исход евреев из Египта совершился, по вычислениям египтологов, около 1250 года до Р.Х. Однако, согласно традиционной точке зрения, Исход произошел в XV в. до н. э., за 480 лет (~5 веков) до начала строительства Храма Соломона в Иерусалиме (3Цар.6:1). Существует значительное число альтернативных теорий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.

Чудеса Моисея

Дорога в Обетованную Землю пролегала через суровую и огромную Аравийскую пустыню. Сначала 3 дня они шли пустыней Сур и не находили воды, кроме горькой (Мерры) (Исх.15:22–26), но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в воду кусок какого-то особого дерева.

Вскоре, дойдя до пустыни Син, народ начал роптать от голода, вспоминая Египет, когда они «сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта!» И Бог услышал их, и послал им с неба манну небесную (Исх. 16).

Как-то утром, проснувшись, они увидели, что вся пустыня покрыта чем-то белым, будто инеем. Начали разглядывать: белый налет оказался мелкими крупинками, похожими на град или семена трав. В ответ на удивленные возгласы Моисей сказал: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Взрослые и дети бросились сгребать манну и печь хлеб. С тех пор каждое утро в течение 40 лет находили они манну небесную и питались ею.

Манна небесная

Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах» (Чис.11:7). Согласно талмудической литературе, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики - вкус мёда, дети - вкус масла.

В Рефидиме Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорив, ударив в нее своим жезлом.

Здесь на евреев напало дикое племя амалекитов, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх.17).

Синайский Завет и 10 Заповедей

В 3-й месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай и расположились станом против горы. Сначала на гору взошел Моисей, и Бог предупредил его, что появится перед народом на третий день.

И вот пришел этот день. Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас. Это общение продолжалось 40 дней, и Бог передал Моисею две скрижали - каменные таблицы, на которых был записан Закон.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего.

Закон, который был дан древнему Израилю Богом, имел несколько целей. Во-первых, он утверждал общественный порядок и справедливость. Во-вторых, он выделял еврейский народ как особую религиозную общину, исповедующую единобожие. В-третьих, он должен был произвести внутреннее изменение в человеке, нравственно усовершенствовать человека, приблизить человека к Богу через привитие человеку любви к Богу. Наконец, закон Ветхого Завета подготавливал человечество к принятию в будущем христианской веры.

Десятословие (десять заповедей) легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества.

Кроме десяти заповедей, Бог продиктовал Моисею законы, в которых говорилось о том, как должен жить народ Израиля. Так Сыны Израиля стали народом - евреями .

Гнев Моисея. Учреждение скинии завета.

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил. Ожидание показалось им слишком долгим и они потребовали у Аарона сделать им бога, выведшего их из Египта. Испугавшись их необузданности, тот собрал золотые серьги и сделал золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться.

Спустившись с горы, Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.

Моисей разбивает скрижали Закона

Моисей жестоко покарал народ за отступничество, убив около 3 тысяч человек, но просил Бога не наказывать их. Бог смилостивился и явил ему славу Свою, указав ему расселину, в которой он мог видеть Бога сзади, потому что лица Его человеку невозможно видеть.

После этого опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии, законах богослужения и учреждении священства. Считается, что в книге Исход перечислены заповеди, на первых разбитых скрижалях, а во Второзаконии – то, что было начертано во второй раз. Оттуда он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп.

Через полгода была сооружена и освящена Скиния - большой, богато украшенный шатер. Внутри скинии стоял ковчег завета - деревянный, обитый золотом сундук с изображениями херувимов наверху. В ковчеге лежали принесенные Моисеем скрижали завета, золотая стамна с манной и жезл Ааронов процветший.

Скиния

Для предотвращения споров о том, кому должно принадлежать право священства, Бог повелел взять у каждого из двенадцать начальников колен израильских по жезлу и положить в скинии, обещая, что у избранного Им жезл расцветет. На другой день Моисей нашел, что жезл Ааронов дал цветы и принес миндальные орехи. Тогда Моисей положил жезл Ааронов пред ковчегом завета на сохранение, во свидетельство будущим поколениям о Божественном избрании в священство Аарона и его потомков.

Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященники, а другие члены из колена Левия - в священники и "левиты" (по-нашему - диаконы). С этого времени у евреев начали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных.

Конец странствования. Смерть Моисея.

Еще 40 лет вел Моисей свой народ к земле обетованной – Ханаану. В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть на шесте медное изображение змия, чтобы каждый, кто с верою смотрел на него, оставался невредимым. Вознесенный в пустыне змей, – по выражению св. Григория Нисского, – есть знамение крестного таинства.

Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни остался верным служителем Господа Бога. Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл за маловерие, проявленное им и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе. Моисей дважды ударил по скале своим жезлом, и из камня потекла вода, хотя достаточно было одного раза - и Бог, разгневавшись объявил, что ни он, ни его брат Аарон не войдут в Землю Обетованную.

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог издали видеть обетованную землю - Палестину. Бог сказал ему: «Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову... Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».


Было ему 120 лет, но ни зрение его не притупилось, ни сила не иссякла. 40 лет провёл во дворце египетского фараона, другие 40 - со стадами овец в земле мадиамской, и последние 40 - в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне. Израильтяне почтили кончину Моисея 30-дневным плачем. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин , который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и поклонился золотому тельцу у Хорива. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Моисей был и первым Боговдохновенным писателем. По преданию он является автором книг Библии – Пятикнижия в составе Ветхого Завета. Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».

Светлана Финогенова

17 сентября (4 сентября по "старому стилю" - церковному юлианскому календарю). 15-я Неделя по Пятидесятнице (то есть пятнадцатый воскресный день, поскольку именно воскресенье по-церковнославянски именуется "неделей", после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Воронежских святых и Собору новомучеников и исповедников Казахстанских , а также память более трех десятков известных поименно угодников Божиих и одной величайшей святыни - иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая купина" . Далее коротко расскажем о них.

Собор Воронежских святых и Собор новомучеников и исповедников Казахстанских . Два соборных праздника Русской Православной Церкви, установленных в разные годы в честь святых, в первом случае - совершавших свои духовные подвиги в Воронежской земле (а также ее святых уроженцев), а во втором - пострадавших во времена советских богоборческих гонений в землях современного Казахстана.

Святой пророк Боговидец Моисей . Один из величайших ветхозаветных святых, пророк и законодатель народа израильского, о котором свидетельствуют несколько библейских книг: Исход, Числа и Второзаконие.

Родился пророк Моисей в Египте около 1570 года до Рождества Христова и был воспитан дочерью фараона. Бог открыл пророку Моисею многие тайны бытия, в том числе - сотворение мира и человека. Именно этому святому Бог на Синайской горе даровал 10 заповедей.

Пророк Моисей отошел ко Господу в 120-летнем возрасте (в память об этом до сих пор иудеи традиционно желают друг другу дожить именно до 120 лет).

Священномученик Вавила, епископ Антиохийский, и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула . Эти Антиохийские святые приняли мученические венцы за Христа и Его Церковь в период царствования Римского императора-язычника Декия (249-251 годы от Рождества Христова).

Однажды святитель Вавила совершал Божественную литургию, а император Декий захотел пройти в христианский храм и осквернить святыню. Епископ Вавила силой преградил путь нечестивцу и тот, оскорбленный, был вынужден удалиться, видя большое стечение христиан.

Впоследствии император Декий отомстил святителю Вавиле и многим его духовным чадам, в том числе - отрокам Урвану, Прилидиану, Епполонию и их матери Христодуле. После долгих истязаний, в ходе которых показали стойкость в вере, все они были казнены в 251 году от Рождества Христова.

Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский . Святой XIX столетия, прославившийся многими добродетелями и, особенно, мученической кончиной. В сентябре 1867 года его зверски убили разбойники из числа крымских татар.

Об игумене Парфении оставил воспоминания известный писатель и путешественник Евгений Марков в своих "Очерках Крыма":

"Он первый с зари до зари работал... В Кизилташской киновии до отца Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетёные мазанки. Парфений добыл всё остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жёг извёстку и кирпичи, прививал черенки к лесным грушам, разбивал виноградники, копал колодцы. Из пещерки в скале сделался целый скит с двумя гостиницами, церковью с келиями и разнообразными службами. Лес крутом обратился в сад, в огород, в виноградники, в хлебное поле, застучала мельница на высоте гор, завёлся табун лошадей и рогатый скот, богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию..."

Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского . Один из самых почитаемых святых XVIII века , одной из самых сложных и неоднозначных эпох в истории Русской Церкви. Искусный проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем - гонитель русских старообрядцев, авторитетный архипастырь, к которому с почтением относилась императрица Елизавета, и в то же время - бессребреник, порой отдававший последние сбережения нуждающимся.

Святитель Иоасаф родился в 1705 году в семье казачьего полковника Андрея Горленко. Его дед и отец были близки к гетману Мазепе, после предательства которого бежали в Османскую империю, однако впоследствии вернулись на родину. В годы обучения в Киевской академии будущий святитель был рукоположен в священный сан. В 1744 году повелением императрицы Елизаветы был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а уже 4 года спустя - рукоположен во епископа Белгородского.

Годы святительского служения владыки Иоасафа были недолгими, но чрезвычайно активными. Он строил новые храмы, посещал приходы своей епархии, неустанно служил и проповедовал. Все это подкосило его силы, и святитель скончался на 50-м году земной жизни.

Спустя 2 года после погребения владыки было обнаружено, что тело святителя остается нетленным. А еще через полтора столетия Святейшему Синоду был подан ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа в лике святых. Была образована комиссия, подготовившая Синодальный доклад императору с предложением канонизировать святителя, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: "Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием".

С тех пор почитание святителя Иоасафа широко распространилось в Русской Церкви. Однако на протяжении долгих десятилетий его мощи были утрачены. И только в 1991 году были обнаружены в запасниках ленинградского Музея истории религии и атеизма. И с тех пор они почивают в Преображенском соборе, главном храме Белгородской земли, служению которой владыка отдал свои последние годы.

Второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана, епископа Воронежского . Талантливый проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем, как и святитель Иоасаф Белогородский, - гонитель старообрядцев. Авторитетный архипастырь второй половины XVII века , почитаемый самим царем, и в то же время - бессребреник, в конце жизни практически полностью отрекшийся от мира.

До сорокалетнего возраста будущий святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском близ города Шуи. Овдовев, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни.

В 70-х годах XVII столетия будущий архиерей активно включился в дело церковной реформы, начатой двумя десятилетиями ранее патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Игумен Митрофан объезжал села, выявлял старообрядцев и уничтожал древние богослужебные книги.

Но для борьбы с расколом он использовал не столько казни и пытки, сколько просвещение в западнорусском духе. Организовывая сельские школы, в которых грамоту преподавали переселенцы из Малороссии, у которых, в отличие от великороссов, не было симпатий к старообрядчеству.

На Московском Соборе 1681-1682 годов для борьбы с расколом и для улучшения христианского просвещения было решено увеличить число епархий. Игумен Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен во епископа Воронежского.

Святитель Митрофан был близок к молодому царю Петру I, благословлял его преобразования, направленные на усиления государства, но порицал западнические влияния, а особенно неоязыческие проявления.

Так, святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Это устыдило Петра, он убрал статуи, и мир с владыкой был восстановлен.

На Воронежской кафедре святитель Митрофан пробыл 20 лет вплоть до самой своей кончины, последовавшей в 1703 году .

Перенесение мощей благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1992) . Русские святые начала XIII века от Рождества Христова.

«Жить долго и счастливо и умереть в один день». Издревле этот принцип считается идеалом семейной жизни. Но мало, кто знает, что это - слова из жития благоверных Петра и Февронии Муромских. Святых, которые веками почитаются как покровители семьи и брака.

История чудесного исцеления крестьянской девушкой Февронией князя Петра от страшной болезни и их дальнейшей любви интересна и поучительна. Юная целительница не только излечила князя от физического недуга, но и своей жертвенной любовью и верностью смогла полностью преобразить этого, прежде горделивого и своенравного, правителя. Однако не только их супружеская жизнь, но и сама смерть стали чудом, свидетельствующим о нерушимости истинной любви.

Так, в Житии этих святых есть такие слова:

«Когда пришла старость, они приняли монашество... Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу... Они скончались в один день и час. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом...»

С 2008 года день Петра и Февронии Муромских отмечается и как официальный всероссийский праздник Семьи, любви и верности . Веками в начале июля к мощам святых в Свято-Троицкий монастырь города Мурома стекались тысячи паломников. А теперь этот праздник также получил и светское значение

Мученица Ермиония . Эта святая апостольского века - I и начала II столетий от Рождества Христова - была дочерью апостола от 70-ти Филиппа. Мученица Ермиония владела врачебным искусством и помогала многим людям своим умением и молитвой, чем привела многих ко Христу. За это около 117 года от Рождества Христова она приняла мученический венец от язычников.

Мученики Феодор, Миан, Иулиан и Кион Кандавлские (Никомидийские) . Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие страшные мучения и мученические венцы во времена антихристианских гонений императора-язычника Максимиана, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова.

Мученики Вавила Никомидийский и с ним 84 его воспитанника . Эти святые также пострадали за исповедание христианской веры в Никомидии (Никомедии), только несколько раньше, при Римском императоре Максимиане, правившем в 284-305 годах от Рождества Христова. Известно, что когда старец Вавила шел со своими учениками на казнь, он славил Господа словами Священного Писания: "Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!"

Священномученик Петр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский . Один из святителей Сербской Православной Церкви, принявших мученические венцы в годы Второй мировой войны. В 1941 году 75-летний владыка Петр был арестован Гестапо и пропал без вести. Существуют разные версии гибели святителя, но бесспорно то, что этот добрый архипастырь принял мученическую кончину, оставаясь верным Православию.

Священномученики Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, Павел Васильевский, Иоанн Василевский, Николай Лебедев, Николай Сретенский, Иоанн Ромашкин, Николай Хвощев, Александр Никольский, Петр Лебединский, Илия Измайлов, Михаил Богородский, пресвитеры, преподобномученик Стефан (Кусков), иеромонах, мученики Василий Ежов, Петр Лонсков, Стефан Митюшкин и Александр Блохин (1937), мученица Елена Чернова (1943) . Православные священнослужители и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений (большинство в кровавом 1937 году , известном как время так называемого Большого террора) и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Икона Божией Матери, именуемая "Неопалимая Купина" . Неопалимая Купина. Важнейший христианский символ, пришедший из Ветхого Завета, когда Бог явился Моисею, воззвав из горящего, но несгорающего куста купины. Еще в раннем христианстве этот образ связывали с Пресвятой Богородицей и Непорочным зачатием Христа.

Позднее этот же образ стал одним из главных в православной исихастской традиции, где Неопалимая Купина знаменовала преображение человека нетварной божественной энергией. А наибольшую известность среди православных народов и особенно на Руси приобрела богородичный образ "Неопалимая Купина".

Одна из наиболее древних икон Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина" была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году от Рождества Христова. По преданию, она была написана на камне той самой скалы, где Бог явился Моисею.

Именно с этим образом связано возрождение исихастских традиций в послевоенной Румынии. Так, еще в годы войны русскими монахами в румынские земли был доставлен этот святой образ. В его честь возникло подпольное движение православных интеллектуалов-традиционалистов "Неопалимая Купина", разгромленное богоборцами в 1960-х годах.

В России же еще в XIX веке сложилась народная традиция особого почитания этого образа. Перед ним стало принято молиться Богородице, чтобы защитить свой дом от пожара. Так, в 1822 году в городе Славянске участились поджоги. Одной благочестивой прихожанке во сне открылось: если напишут икону "Неопалимой Купины" и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Образ был написан, после чего поджигателя сразу же обнаружили.

С тех пор новые храмы, посвященные образу Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина", нередко стали возводить при пожарных частях. И сегодня при Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны действует храм этой иконы Божией Матери, а при Управлении противопожарной службы Москвы - часовня.

Но молясь перед образом "Неопалимой Купины", нам, православным христианам, нельзя забывать и о его изначальном глубочайшем богословском смысле.

Поздравляем всех православных христиан с днем этой великой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

Жизнь пророка Моисея, сплотившего еврейский народ и получившего от Господа десять главных заповедей, описывается в Пятикнижии (Ветхий Завет). Большинство исследователей склоняется к тому, что жил Моисей в XIII веке до Рождества Христова. Происходил он из колена Левитова, отца его звали Авраам, а мать – Иохаведа. В Книге Исхода говорится о том, что еврейский народ находился в рабстве у одного из египетских фараонов (Библия не называет его имени, в тринадцатом век до н. э. в Египте было три правителя – Сетнахт, Мернептах и Рамсес II). Еврейские семьи были многодетными и фараон, боясь, что рано или поздно такой большой народ выйдет из под его власти, приказал топить в Ниле всех рождающихся мальчиков. Мать Моисея, пытаясь спасти своего сына, положила младенца в корзину, сделанную из тростника и обмазанную смолой. Корзину она бережно опустила в воду возле берега. Этот тростниковый кораблик действительно спас пророка от смерти – Моисей не утонул и через некоторое время был найден одной из дочерей фараона. Она, конечно, поняла, что это еврейский младенец, но пожалела его и повелела найти кормилицу. Господу было угодно, чтобы Моисей вернулся к своей матери – ребёнка отдали Иохаведе.

Когда Моисей подрос, дочь фараона усыновила его. Он получил хорошее образование и жил в роскоши. Однако пророк уже знал о своём происхождении и не мог спокойно наблюдать за страданиями своего народа. И однажды, увидев как надсмотрщик издевается над евреями, он не смог сдержать гнева и убил жестокого египтянина. Его жизнь снова оказалась в опасности – фараон узнал об этом преступлении. Моисей, спасаясь от казни, покинул Египет и нашёл себе прибежище в земле Мадиамской, у священнослужителя по имени Иофор. Через некоторое время Моисей взял в жёны дочь Иофора.

Однажды Моисей пас стадо у подножья горы Синай (Хорив). Вдруг он увидел горящий куст купины. Подойдя поближе, пророк понял, что видит чудо – на купине не обгорел ни один лист. Здесь, у неопалимой купины, Моисей и услышал глас Божий. Господь повелел ему спасти иудейский народ от рабства и вывести его из Египта. Бог дал Моисею дар творить чудеса, чтобы иудеи не усомнились в его словах.

Моисей отправился к правителю Египта вместе со своим братом, Аароном. Они просили отпустить иудеев в пустыню, всего на три дня, чтобы принести жертвоприношение и получить прощение грехов. Отказ фараона разгневал Господа и на Египет обрушились страшные беды. Десять казней египетских привели египетского царя в ужас и Моисей смог беспрепятственно вывести свой народ из страны. Но властолюбие и алчность могущественнее страха – фараон решился послать войско, чтобы вернуть иудеев в Египет. Солдаты настигли богоизбранный народ на берегу Черемного моря. Вода расступилась перед Моисеем и евреи перешли море, а преследовавшие их воины утонули в бурлящих волнах. Через три месяца иудеи подошли к Синаю. Моисей поднялся на гору и сорок дней провёл на её вершине. Господь вручил ему каменные скрижали. На них были высечены десять заповедей, которые теперь известны всему человечеству. Но за время отсутствия пророка иудеи создали себе идола в виде золотого тельца и стали поклоняться ему. Моисей, увидев это, пришёл в ярость и разбил сначала скрижали, а потом и тельца. Пророк вновь взошёл на священную гору. Когда, ещё через сорок дней, Моисей спустился к людям, лицо его было спрятано под покрывалом. Лик пророка излучал свет такой силы, что можно было ослепнуть, едва взглянув на него. И повёл Моисей иудеев дальше. Сорок лет понадобилось сынам Израиля, чтобы пересечь пустыню Сур и придти в землю обетованную.

Моисей выполнил своё предназначение – он сплотил еврейский народ, спас его от рабства, дал ему законы и привёл в священную землю. Но сам ветхозаветный старец ступить на эту землю не смог – он умер незадолго до окончания исхода. Было ему сто двадцать лет.

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий Моисей, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Тропарь пророка Моисея

Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Ин тропарь пророка Боговидца Моисея

На высоту добродетелей возшел еси пророче Моисее:/ и сего ради сподобился еси видети славу Божию,/ скрижали благодатныя закона прият/ и начертаний благодать в себе нося,/ и пророков был еси честная похвала,/ и благочестия великое таинство.

Кондак пророка Моисея

Лик пророческий с Моисеем и Аароном/ веселием днесь веселится,/ яко конец пророчествия их на нас исполнися:/ днесь сияет Крест, имже нас спасл еси;// тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Святой пророк Моисей Боговидец, молите Господа о нас!

17 сентября отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 17 сентября

Собор Воронежских святых

Праздник в честь святых Воронежской епархии. Установлен по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Впервые его отметили в 2002 году.

Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Вспоминание церковью события по обретению святых мощей Белгородского епископа Иоасафа. Это произошло в 1911 году.

Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: мучеников Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы

Почтение памяти святого епископа Вавилы, трех подростков и их матери, принявших мученическую смерть за веру в Христа в период правления императора Декии (III век).

Пророка Моисея Боговидца

В честь великого святого пророка Моисея. Принял от Бога 10 заповедей на г. Синайской. Творец великих знамений и чудес. О его жизни повествуется в Библии.